2092

Закулисная математика КГД

Даже закоренелый преступник имеет право знать, в чем его подозревают, чтобы иметь возможность защититься от порой напрасных обвинений. Но в отличие от уголовного права в налоговом законодательстве есть причудливые прорехи, позволяющие фискалам обходить мораториии произвольно играть с предпринимателями в нечестные жмурки.

Закулисная математика КГД

На официальном языке это неоднозначное юридичес­кое изобретение зовется системой управления рисками. По идее, действия любого государственного органа должны быть понятны и прозрачны, чтобы казахстанцы знали, какие конкретные требования предъявляет к ним госорган и какую черту нельзя пересекать, дабы не попасть под пресс в виде внезапной налоговой проверки. Однако согласно статье 137 Налогового кодекса “критерии риска и порядок применения системы управления рисками определяются налоговым органом и являются конфиденциальной информацией, не подлежащей разглашению (в том числе налогоплательщику)”.

Выходит, что на любой бизнес можно повесить ярлык потенциально опасного субъекта лишь на основании каких-то секретных в стиле “одна бабка сказала” сведений, не подкрепленных конкретными фактами? Именно так и получается! И теперь задумайтесь, какое мощное орудие оказалось в руках у налоговиков для оказания возможного давления на предпринимателей. На свои бы коррупционные риски сначала обратили внимание!

Конечно, можно оправдать это необходимостью пополнять государственную казну и жестко пресекать финансовые махинации. Но сухую статистику никуда не спрятать. В этом году, по данным аналитического портала ranking.kz, Министерство финансов возглавило рейтинг самых коррумпированных ведомств: там поймали аж 33 человека, поставивших свои корыстные интересы выше государственных. А все почему? Потому что можно! Тем более при наличии такого “благодатного” инструмента, как налоговая система управления рисками с ее конфиденциальными примочками.

Для наглядности приведем реальный пример. Минфин 6 мая этого года издал приказ №480, которым включил в график проверок по особому порядку карагандинское ТОО “АлбаСтройДор” на основании отнесения его к высокой степени риска. 20 июня ДГД Карагандинской области известил фирму о проведении комплексной проверки по вопросам исполнения обязательств по всем видам налогов и социальным платежам. Непонятный повышенный интерес фискалов вызвал у предпринимателей недоумение, поскольку предприятие ранее ни в чем предосудительном замечено не было. Значительными нарушениями не грешило, задолженностей не допускало, негативных результатов аудиторских проверок и экспертиз не имело. В общем, считалось добросовестным налогоплательщиком. Тогда с чего блюстители финансового порядка надумали понизить рисковый статус тэоошки?

Сочтя, что фискалы ошиблись в фактических обстоятельствах и произвели неправильные расчеты критериев, ТОО “АлбаСтройДор” обратилось с иском в специализированный межрайонный административный суд Астаны с требованием о признании незаконным отнесение ее к высокой степени риска, а также о незаконности включения Минфином предприятия в график проверок. Следует отметить, что по закону градация субъектов на “нормальных” и “подозрительных” производится по специальной формуле. Если полученная путем сложения баллов сумма критериев достигает 51 процента и ниже, то бизнесмену присваивают невысокую степень риска и грядущей проверкой его не стращают. Но если показатели перевалили выше этой цифры - готовьтесь встречать гостей из ДГД.

В момент, когда суд уже принял дело к рассмотрению, “АлбаСтройДор” получил из комитета госдоходов Минфина ответ на свое обращение о предоставлении информации о размере вычисленного налоговиками показателя: компании хотелось знать, насколько далеко оно, по мнению фискалов, вышло за дозволенную процентную границу. И вот тут всплыла весьма любопытная деталь: по результатам расчета открытых и закрытых критериев показатель составил 51,3 процента! То есть “вышку” впарили даже не на основании целого числа, а на каких-то ноль целых трех десятых долей…

Тот, кто учил математику в школе, знаком с принципами округ­ления. Если знак после запятой меньше пяти, то стоящее перед этой запятой число сохраняется (в нашем случае округляется до 51). А если знак после запятой равен или больше пяти, то число увеличивается на единицу (округ­ляется до 52). Это подтвердит и любой онлайн-калькулятор. Но у налоговиков своя - одна им понятная - арифметика. Ее механизм во время слушаний попытался прояснить судья столичного специализированного межрайонного административного суда (СМАС) Берик САТБАЕВ:

- Скажите, пожалуйста, - обратился он к представителю КГД, - математическим способом выводится число? Автоматически?

- Машина автоматически вычис­ляет, - подтвердил ответчик.

- Истец считает, что математическим способом. Если из него исходить, то необходимо применить принцип округления. Вы с этим согласны? - поинтересовался судья.

- Нет, порог превышен, это факт. Свыше 51 процента присваивается высокая степень, - настаивал юрист КГД.

- А если машина исчислит, например, десятитысячные: 51 и ноль-ноль-ноль пять, этого тоже будет достаточно?

- Машина так не исчисляет, в практике такого не было. Я не могу ответить, да или нет, - признался сотрудник комитета госдоходов, но пообещал служителю Фемиды поискать схожие с “АлбаСтройДором” дела, которые якобы рассматривались судами в прошлые годы.

Еще ответчик, прикрывшись вышеупомянутой лазейкой в законе о конфиденциальности, напомнил, что не намерен предоставлять на общее обозрение детали так называемых закрытых критериев. Однако непосредственно суд имеет право ознакомиться с ними и непременно сделает это, так как истец заявил соответствующее ходатайство, и оно было удовлетворено. Мы же в свою очередь можем только строить догадки об этой тайне. На ум сразу же приходит предположение, что под грифом “секретно” вполне себе может скрываться знаменитая “синяя папка”, уже фигурировавшая в целой серии судебных сражений налоговиков с фирмой “АлбаСтройДор” и ее контрагентами.

Причиной неравнодушия фис­калов к этим предприятиям, как мы уже рассказывали, послужил изнуряющий корпоративный спор между соучредителями “АлбаСтройДора”. Миноритарии Мырзахан МАСИМОВ, Талгат НУРГАЗИЕВ (недавно вышел из состава) и Денис ЛИСИЦЫН при деятельном участии “советника” Серика БЕЙСЕКОВА, занимавшего высокие посты в КНБ, пытались установить конт­роль над предприятием и, по всей видимости, прибрать его к рукам. Ими инициировались попытки уголовного преследования директора за выдуманные хищения и финансовые махинации, в том числе и на основании липовой экспертизы проплаченного специалиста. После прекращения уголовного дела ложными сведениями из него почему-то стали пользоваться карагандинские дэгэдэшники, настойчиво пробовавшие доначис­лить налоги “АлбаСтройДору” и его деловым партнерам. Что уж говорить, если “синяя папка” с фиктивными расчетами мистическим образом побывала даже в Генеральной прокуратуре и Верховном суде (см. серию материалов по ссылкам ниже).

По итогу множественных разбирательств карагандинскому предприятию и контрагентам удалось отбиться от необоснованных нападок. Но не исключено, что прессинг возобновится… Ведь для нового витка представился удобный “засекреченный” шанс, под который даже доказательную базу подводить не нужно. И стоит ли считать случайным совпадением, что в главных ролях очередной серии этого сериала опять засветились сотрудники самого коррумпированного органа - Минфина? Впрочем, это пока всего лишь наши гипотетические соображения, а в реальности все может оказаться иначе.

Мы продолжим следить за судебным процессом в столичном СМАСе и, по крайней мере, скоро узнаем, распространяются ли на наших налоговиков элементарные правила математики. Тогда, возможно, на эту цифровую коллизию стоит обратить внимание Министерству образования для внесения поправок в учебники. Чтобы граждане уже с детства усваивали разницу подходов к вычислению десятичных дробей.

Ирина МОСКОВКА, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Караганда

Ссылки по теме:

“Масло-масляный процесс”, “Время” от 1.12.2020 г.

“Какие ваши доказательства?”, “Время” от 24.12.2020 г.

“Дремучая смесь”, “Время” от 15.1.2021 г.

“Приключения синей папки”, “Время” от 30.10.2021 г.

“Протест здесь неуместен”, “Время” от 5.11.2021 г.

“Прессуют все!”, “Время” от 20.10.2020 г.

“Все средства хороши?!”, “Время” от 18.11.2020 г.

“Ставка на дезинформацию или новый прессинг?”, “Время” от 22.6.2021 г.

“Хождение по налоговым мукам”, “Время” от 29.1.2022 г.

“Судебный оберег от налогового произвола”, “Время” от 11.3.2022 г.

Поделиться
Класснуть