2899

Судебный оберег от налогового произвола

Кто понесет ответственность за необоснованное преследование предпринимателей?

Судебный оберег от налогового произвола

Верховный суд в очередной раз установил незаконность претензий карагандинских ДЭГЭДЭшников к предпринимателям. На этот раз субъект малого предпринимательства с низкой степенью налоговых рисков ТОО “ТЕНГРИ 2050” оказалось вовлечено в изнурительные судебные тяжбы (см. “Контрагент заблокирован”, “Время” от 25.5.2021г.). Причем не за нарушение налогового законодательства, а за работу с ТОО “АлбаСтройДор”, миноритарные учредители которого ведут корпоративные войны с мажоритарием (см. “Прессуют все!” и “Все средства хороши?!”, “Время” от 21.10. и 18.11.2020 г.). В результате этого противостояния ряд контрагентов АСД безосновательно обвинили в нарушении норм Налогового кодекса и незаконно доначислили огромные суммы налогов. Но благодаря беспристрастности и объективности суда произвол был пресечен.

Эта история выглядит классическим примером того, как представители госорганов могут оказывать давление и преследовать бизнес. Говорить о том, что речь идет о нечаянных ошибках, увы, не приходится, поскольку фискалы долгими месяцами категорически отказывались их признавать. Даже несмотря на то, что не имелось веского базиса, на котором строилась их позиция: одни только домыслы, вольная интерпретация событий и досужие рассуж­дения о правах органа госдоходов.

Конкретно в случае с “ТЕНГРИ 2050” сотрудники ДГД Карагандинской области прицепились к ее сделкам с фирмой Company XXI Century. Все потому, что среди его контрагентов оказалось предприятие, у которого намного поз­же совершения сделок отменили перерегистрацию. А оно в свою очередь сотрудничало с контрагентом, которого позже также лишили регистрации. Простите за сложную лексическую конструкцию, но юридически это важный момент.

Казалось бы, ух как глубоко налоговики копают, чтобы вывести на чистую воду предполагаемых уклонистов от обязательных платежей в бюджет. Не разберись суд тщательно и досконально в сути дела, получилось бы, что “ТЕНГРИ 2050” якобы не приобретало мяс­ную продукцию у своего поставщика и будто бы в дальнейшем не продавало ее покупателю, то есть не поставляло продукты питания карагандинской академии МВД. А курсанты и сотрудники, видимо, постоянно питались святым духом.

Ведь, по логике фискалов, сделки между предпринимателями были формальными. В таком случае было бы неплохо, если бы сотрудники органов госдоходов поделились секретами своей налоговой магии с населением. Глядишь, правительству не пришлось бы сдерживать цены на значимые продукты и субсидировать животноводство.

Ну а теперь серьезно. По факту претензии фискалов выглядели крайне нелепо. Вот представьте: у предприятия Company XXI Century есть порядка 150 поставщиков, в том числе и достаточно крупных по региональным меркам. Однако ДЭГЭДЭшники выискали в этом списке фирму “БМ-групп”, имеющую в контрагентах ТОО с отмененной впоследствии регистрацией. Стоит отметить, что доля “БМ-групп” составляла всего около четырех процентов от общего оборота Company XXI Century.

Тем не менее фискалы совершенно непонятно почему решили, что мясо для него, которое по цепочке ушло в “ТЕНГРИ 2050” и т. д., продавала именно “БМ-групп”. Хотя на самом деле продукция была закуплена совсем у других контрагентов! И к тому же первоначальные поставщики сами занимались ее доставкой.

Думаете, кто-то из сотрудников органа госдоходов пытался выяснить эти обстоятельства? Нет! Напротив, на протяжении судебных разбирательств об отмене незаконного уведомления о доначислении налогов “ТЕНГРИ 2050” в первой и апелляционной инстанциях казалось, что фискалы и слышать ничего не хотят о реальном положении дел.

На основании одних лишь домыс­лов они нарисовали такую картину: “БМ-групп” не могла продать продукты Company XXI Century, так как в фирме трудилось мало людей; зданий и со­оружений у нее не имелось. Кроме того, “БМ-групп” якшалась с неблагонадежными предприятиями. Поэтому последующие сделки тоже следовало считать формальными.

Отчасти это правда: “БМ-групп” не поставляла мясо, ведь мы упоминали выше, что источником продуктов были иные бизнесмены. Но при чем же здесь компания “ТЕНГРИ 2050”, которой незаконно выкатили уведомление? На этот вопрос искали ответы не только карагандинские служители Фемиды, но и коллегия по гражданским делам Верховного суда. Ведь ДЭГЭДЭшники после оглушительных проигрышей на региональном уровне не постес­нялись отнимать рабочее время у столичных вершителей правосудия, вероятно, рассчитывая, что в их фискальное лицедейство поверят хотя бы там. Признай суды законными необоснованные уведомления, с предприятия незаконно взыскали бы 40,6 млн тенге.

Однако чары нерадивых ДЭГЭДЭшников на людей в мантиях опять не подействовали. Наверняка потому, что судьи ВС Нурлан СУЛТАНОВ, Галымжан МЫРЗАКЕ и Нурия СИСЕНОВА руководствуются нормами законов, а не наветами, выдаваемыми за истину. Ниже приведем несколько выдержек из диалога судей с представителями органа госдоходов, которые не теряли надежды содрать на ровном месте с “ТЕНГРИ 2050” более 40 млн тенге.

Судьи (С): - Скажите, Company XXI Century действующее на сегодняшний день предприятие?

Налоговики (Н): - “ТЕНГРИ 2050” - действующее. А про Company XXI Century не можем ответить. Наверное, действующее.

С: - А что вам мешало предъявить требование о признании сделок недействительными между ними?

Н: - Это не обязанность, а право органа.

С: - В Налоговом кодексе преду­сматриваются основания для исключения из вычетов по КПН и из зачета по НДС. Вы же сами разработчиком этого Налогового кодекса и являетесь. Сами прописали, в каких случаях (вычеты) исключаются. А теперь говорите: “У нас право”. Что мешает вам предъявить требование о признании сделок недействительными? А в данном случае какое основание предъявили налогоплательщику?

Н: - Основание, что регистрация контрагентов компании была признана недействительной.

С: - Нет! Это контрагенты контрагентов, а не сам контрагент. А это какое основание для того, чтобы исключить из зачета НДС и вычета КПН?

Н: - Контрагент (“БМ-групп”) не мог совершать операции, потому что он имел одного работника и у него отсутствовали активы.

С: - Какое количество работников нужно, чтобы совершить сделки?

Н: - Например, перевозка мяса. Чтобы это сделать, необходимы соответствующие транспортные средства.

С: - Свои или можно арендовать?

Н: - Не подтверждено, что были аренда, наличие холодильного оборудования. Мясная туша - как ее перевезти в простом автомобиле? Санитарным нормам противоречит.

С: - Это уже второй вопрос. Вы уже перешли на соблюдение правил перевозки. Но вы же говорите вообще о возможности совершения этой сделки. Сегодня же не предмет исследования: соблюдались ли санитарные нормы при совершении сделок, правильно? Или мы сюда пойдем, будем углуб­ляться в эту сферу?

Объяснить необъяснимое у фискалов не получилось. И неудивительно - так бывает, когда отсутствуют факты и аргументы, но есть упрямое желание кому-то навредить. В свою очередь юристы фирмы “ТЕНГРИ 2050” обращали внимание не только на не­обоснованность притязаний карагандинских налоговиков, которые без тени смущения называли белое черным, но и на истинную подоплеку всей этой нехорошей истории.

- Такое впечатление, что представители органа госдоходов манипулируют информацией. Они специально в доводах своего ходатайства указали взаимосвязь с неблагонадежными фирмами, чтобы у судей сложилось определенное мнение. Однако “ТЕНГРИ 2050” не имеет к ним никакого отношения, - отметила юрист Лариса ХОН и еще раз обрисовала позицию фискалов как не выдерживающую никакой критики.

А ее коллега-юрист Елена РОЗЕНБЕРГ, чтобы расставить все точки над i, лаконично добавила:

- До рассмотрения сегодняшнего дела Верховный суд уже рассматривал дела ТОО “МИТРА консалтинг”, ТОО “ГлобалСпецТорг”, “ЦентрОптСнаб” и GRAND SMITHY WORKS KAZAKHSTAN по аналогичным основаниям (см. “Исключительный дубль”, “Протест здесь неуместен” и “Хождение по налоговым мукам”, “Время” от 29.5., 6.11.2021 и 28.1.2022 г.). Все они являются контрагентами компании “АлбаСтройДор”, которая втянута в корпоративные споры. Именно это обстоятельство - причина проверок и незаконных уведомлений. Налоговый орган ставит целью не защиту интересов государства, а интересы частных лиц. Именно поэтому они не могут ответить на поставленные судом вопросы, - пояснила юрист.

Напомним, миноритарии “АлбаСтройДора” и содействующие им фискалы страстно жаждали доначислить нескольким фирмам-контрагентам налоги и тем самым получить доступ к финансово-хозяйственной деятельности конечной цели - “АлбаСтройДора”, а затем добиться возбуждения уголовных дел якобы за уклонение от налогов.

Выслушав доводы сторон, коллегия удалилась в совещательную комнату. Спустя несколько минут было оглашено постановление: ходатайство ДГД Карагандинской области об отмене предыдущих судебных актов в пользу “ТЕНГРИ 2050” и вынесении нового решения оставить без удовлетворения. А вообще, неплохо бы уже и “частники” в подобных случаях выносить. И наказывать особо рьяных представителей госслужбы за “ошибки”, некомпетент­ность или злоупотребления, которые не видит только слепой.

Карагандинские фискалы заикнулись о наличии у них права выписывать уведомления о доначислении налогов без суда и следствия. А предприниматели потом, выходит, пусть годами пробуют оспаривать их умозаключения в судах? Видимо, в Карагандинской области забыли о правах и принципе добросовестности налогоплательщиков. И вольно трактуют свои обязанности: под прикрытием защиты интересов государства становятся орудием в руках физических лиц, незаконно желающих установить конт­роль над ТОО и прибрать его к своим рукам.

Ведь именно со слов миноритариев и на основании их заявлений родились попытки необоснованных доначислений. Кто же из налоговиков после окончательно вступивших в законную силу судебных актов готов ответить за огульный наезд на бизнес? А руководство КГД и другие компетентные органы так и будут продолжать делать вид, что ничего подозрительного не произошло? Куда смотрит антикор?

Ирина МОСКОВКА, Караганда

Поделиться
Класснуть