3402

Ставка на дезинформацию или новый прессинг?

Победившего в корпоративном конфликте карагандинского бизнесмена хотят вновь бросить под жернова системы путем медиавойны

Ставка на дезинформацию или новый прессинг?

Наша газета уже рассказывала о долгоиграющем корпоративном споре между карагандинским предпринимателем Сергеем КИМОМ и его компаньонами. И о том, что в воронку сугубо внутреннего конфликта странным образом затянуло сотрудников налоговой службы, правоохранительных органов и прокуратуры. В течение многих месяцев с подачи бывших партнеров на бизнесмена градом обрушивались проверки фискалов, возбуждались сомнительные уголовные дела, потоком лились судебные иски. Однако претензии его недоброжелателей оказались пустышкой: в действиях предпринимателя не нашлось никакого криминала и нарушений законности. Тем не менее кое-кто, похоже, не теряет надежды не мытьем, так катаньем, невзирая на вступившие в законную силу решения судов, нанести максимальный урон бизнесу и отжать его любой ценой.

В последнее время миноритарии предприятия совместно с представителями ДГД, проигравшие ряд процессов вплоть до Верховного суда, перешли с предмета спора на личность бизнесмена. Возникает вопрос: зачем? Неужели хотят запустить какие-то административные рычаги по новому кругу, используя не доказанные факты, а попытку сформировать у общества искаженное мнение о сложившихся обстоятельствах?

Нельзя сесть за партию шахмат, а потом, пренебрегая всеми правилами, вдруг начать рубиться в шашечного “Чапаева”. Но именно такое складывается впечатление от этого затяжного противостояния, которое, по идее, давно уже закончилось в правовом поле. Потому что во всех судебных спорах с Кимом его оппоненты были повержены. То есть на стороне предпринимателя оказался закон, а не какие-то выдумки и явно притянутые за уши измышления.

Мы начали освещать эту неординарную конфронтацию прошлой осенью, а сам разлад между некогда дружными компаньонами, напомним, вступил в горячую фазу еще в 2018 году. После того, считает Сергей Ким, как возглавляемое им предприятие “АлбаСтройДор” попытался взять под свой контроль отставной руководитель ДКНБ Карагандинской области Серик БЕЙСЕКОВ. Некоторое время, по словам Бейсекова, он якобы исполнял в фирме роль советника.

По признаниям самого экс-силовика, прозвучавшим на пресс-конференции в минувшем ноябре, в его “функциональные обязанности входило решение вопросов с национальными компаниями”. В нашей энергично борющейся с коррупцией стране словосочетание “решать вопросы” может восприниматься весьма неодно­значно, но из песни, то бишь из публичного выступления Бейсекова, слов не выкинешь.

Как и не вытравить из этой истории факта, что бывший чекист намеревался переписать на себя долю мажоритарного учредителя “АлбаСтройДора”. Несмотря на то что идея не увенчалась успехом, он при помощи миноритария с 10-процентной долей Талгата НУРГАЗИЕВА незаконно захватил управление в компании, назначив последнего директором. При этом сам Серик Сагымбаевич объявил себя генеральным директором компании и в этом качестве даже успел обзавестись особенным статусом, присвоенным ему неким ТОО “Общественная награда”.

Еще несколько лет назад коллеги-журналисты из костанайской “Нашей газеты” провели расследование и выяснили, что данная фирма зарегистрирована как субъект малого предпринимательства в сфере организации отдыха и развлечений. Она настойчиво рассылает предпринимателям приглашения на торжественную церемонию награждения орденом “Почетный гражданин Казахстана”. Притом лауреатом своеобразной ярмарки тщеславия может стать любой человек, готовый выложить за красивую побрякушку 1 млн 750 тыс. тенге. И желающих, судя по размещенным на сайте организации отчетам, находится немало. В их числе оказался и Бейсеков. Био­графический штрих, конечно, не самый важный, но красноречивый.

Впрочем, амплуа успешного бизнесмена за бывшим каэнбэшником продержалось недолго. По результатам судебных разбирательств с мажоритарием “АлбаСтройДора” он лишился контроля над компанией, а заодно и дохода, который получал на регулярной основе за общее покровительство. Вот тогда-то и начался большой и серьезный замес. Только вдумайтесь в степень вовлеченности в этот конфликт различных госор­ганов, такое действительно увидишь не часто: полиция, налоговая служба, КНБ, прокуратура (в том числе и Генеральная), суды, и теперь на горизонте замаячило еще и Министерство экологии, геологии и природных ресурсов! Пожалуй, осталось еще пожаловаться только в спортлото.

Впрочем, продолжим говорить о серьезном. В адрес бизнесмена Сергея Кима выдвигались обвинения в клевете и хищении денег фирмы. То есть его хотели выставить отпетым уголовником. Попутно, вот ведь совпадение, карагандинские фискалы устроили для предприятия и его контрагентов настоящий проверочный ад, выкатывая претензии в уклонении от уплаты налогов и блокируя счета.

Причем в некоторых случаях представители департамента госдоходов, совершенно не стесняясь, ссылались в судах на сомнительные сведения, полученные от противостоящих Киму миноритариев, проигравших все корпоративные споры в гражданских процессах. И даже пытались использовать в качестве аргумента таинственным образом попавшую к служителям Фемиды без сопроводительных документов и непонятно каким образом приобщенную к материалам дела синюю папку, содержащую безосновательные наветы на Кима. Видели ли когда-то наши читатели подобную дичь? Но мы можем освежить память (см. “Какие ваши доказательства?”, “Время” от 24.12.2020 г.).

И вот ведь что интересно. Журналистов законодательство обязывает перепроверять информацию, а не просто верить кому-то на слово. В основание серии публикаций на эту тему легли вовсе не гипотезы, а строго доказанная аргументация, подтвержденная документально. То есть все те выводы, к которым пришли правоохранители, прокуроры и судьи. Тем не менее во время освещения происходящих процессов доходило до того, что в соцсетях и почтовых рассылках СМИ всплывали обращения от имени миноритариев с абсолютно голословными обвинениями Кима в каких-то темных грехах и связях. Один из подобных пасквилей насчитывал аж 90 старательно собранных его оппонентами страниц! Заодно и автора этих строк завуалированно подозревали в ангажированности и осуждали за якобы имевшийся отказ в изложении позиции второй стороны.

На самом же деле невозможно было бы обрисовать всю картину без упоминания претензий миноритарных учредителей “АлбаСтройДора”. Вдобавок объективности ради мы опубликовали большую статью, посвященную их публично высказанной позиции на пресс-конференции, о которой мы упоминали выше (см. “Все средства хороши?!”, “Время” от 18.11.2020 г.). К сожалению, изложенные спикерами данные не прошли через сито обязательного факт-чекинга на соответствие действительности. И, по сути, их не вяжущиеся с реальностью слова мы тут же опровергли со ссылками на официоз госорганов.

Отметим наиболее яркие осечки. У проводившего по настоянию Бейсекова и группы лиц аудиторскую проверку “специалиста”, будто бы выявившего многомиллионные хищения, как оказалось, не было соответствующей лицензии и не имелось права (!) составлять аудиторское заключение. Уголовные дела в отношении Кима были прекращены полицией из-за отсутствия состава преступлений. Во всех спорах о доначислении будто бы укрытых налогов фискалы потерпели фиаско в судах.

А все потому, что огульно обливать кого-то грязью легко, но кроме слов ведь нужны доказательства. Если же их нет, то любой разумный гражданин вряд ли рискнет оперировать недостоверными данными ради удовлетворения чьих-то наду­манных фантазий. Тем более при обстоятельствах, когда все точки над “i” в этом противоборстве уже расставили правоохранители и служители Фемиды.

Между тем отбившийся от нелепых притязаний так называемых партнеров бизнесмен Ким не исключает, что оппоненты не успокоятся и продолжат информационные атаки, направленные на его дискредитацию. Для чего противоборствующему лагерю это нужно? Вероятно, для создания фиктивно-порочного образа предпринимателя в глазах общественности. Или для повторного задействования каких-то своих, возможно, коррупционных и родственных связей? Может быть, проигравшие в судах оппоненты рассчитывают на содействие бывших коллег, занимающих высокие посты, чтобы продолжить кошмарить бизнес ради достижения основной предполагаемой цели: перераспределить в их пользу то, что по праву им не принадлежит? Ведь есть одна интересная фишка, когда прокуратура и правоохранительные органы могут отреагировать на какую-нибудь публикацию в прессе и запустить маховик следствия по новой. Так происходит совсем нечасто, и непонятно, по каким алгоритмам, но законом подобная реакция предусмотрена.

Существует и другой мощный инструмент, способный перевернуть все с ног на голову - представление генпрокурора в Верховный суд с требованием отменить уже вступившее в законную силу решение. Обычно этой “почести” удостаиваются сложные с юридической или моральной точки зрения истории, в которых имеются какие-то незаурядные обстоятельства или вопиющие нарушения. Но вершители правосудия из ВС не дадут соврать, мы уже были свидетелями повторных разбирательств по протесту Генпрокуратуры одного и того же дела сотрудничавших с “АлбаСтройДором” фирм (см. “Исключительный дубль”, “Время” от 29.5.2021 г.).

Вот уж будет сюрприз, если вслед за вбросом в общественное поле очередной порции грязных инсинуаций нарисуется третий протест. Будто высоким инстанциям больше заняться нечем, кроме как бесконечно вникать в незначительные в масштабах страны провинциальные конфронтации. Вряд ли ведь тем, кто привык руководствоваться законами, понравится неосознанно выступать в роли марионеток, которых в своих интересах дергает за ниточки рука остающегося в тени кукловода?

Ирина МОСКОВКА, фото автора, Караганда

Поделиться
Класснуть