Прессуют все!
Карагандинский бизнесмен ведет бой с силовой тенью
Предприниматель Сергей КИМ уже не первый год подвергается липкому прессингу со стороны различных госструктур. Фирма “АлбаСтройДор”, где он занимает пост директора, стала излюбленным объектом для нападок различных проверяющих. А сам бизнесмен попал в орбиту уголовного преследования. Как считает Ким, произошло это благодаря стараниям так называемых партнеров, в число которых прежде входил экс-руководитель местного ДКНБ.
С 2012 по 2018 год между несколькими учредителями компании “АлбаСтройДор” царили мир и взаимопонимание. В 2015 году фирма занялась переработкой отходов Темиртауского металлургического комбината, преобразуя их в сырье для получения цемента. Новое направление бизнеса не только вывело предприятие на новый уровень, но и улучшило экологическую обстановку в округе. Однако испортило взаимоотношения между компаньонами. Притом внутренний сор вскоре был выметен из избы. И в конфликт оказались вовлечены правоохранители, суды и фискалы.
По мнению Сергея Кима, все началось с момента, когда бывший высокопоставленный силовик неожиданно попытался взять под контроль бизнес, провозгласить себя директором предприятия, стал претендовать на долю в уставном капитале. Учредителю, который владеет наибольшей частью активов, такой ход конем не понравился. Поэтому начались изматывающие судебные разбирательства. В итоге советник потерял не только самовольно присвоенную должность, но и доход. Вот только на его стороне оказались трое держателей меньших уставных долей. Объединившись с отставным чекистом, они добились возбуждения двух уголовных дел в отношении Сергея Кима и основного учредителя с долей в уставном капитале 53%! Правда, оба они расследуются с очевидными огрехами.
Начнем с того, что оппоненты бизнесмена обвинили его в совершении хищений в особо крупном размере. Мол, исполнительный орган в лице директора “АлбаСтройДора” водит их за нос и якобы занимается уклонением от налогов, выпиской фиктивных счетов-фактур, обналичиванием денежных средств, и вообще своими действиями пытается довести фирму до банкротства. И что удивительно, полиция на основании не подкрепленных какими-либо доказательствами слов заявителей начала досудебное расследование. Хотя, согласно нормам статьи 179 УПК, прежде чем начать активные действия, следователи должны были иметь на руках подтверждающую фактуру: в нашем случае акт ревизионной проверки предприятия и заключение аудиторов о причиненных убытках. Ничего этого у правоохранителей не имелось, поэтому восполнять нехватку они решили сами во время расследования.
Интересно, что следствием была назначена аудиторская проверка, которая выяснила, что никаких нарушений в “АлбаСтройДоре” нет. Казалось бы, претензии заявителей рассыпались в прах, и уголовное преследование Кима подлежит прекращению. Но не тут-то было. Потому что его оппоненты путем новых судебных баталий сумели настоять на том, что проверку должна проводить не только выбранная ими аудиторская компания, но даже конкретный ее сотрудник. А Фемида засилила столь странную просьбу. И вот тут уж, конечно, итоги получились не в пользу Кима. Только есть одно большое “но”.
- Я выяснила, что Гульнара ЕСЕТОВА, которая проводила аудиторскую проверку финансово-хозяйственной деятельности “АлбаСтройДора”, не имела на это права! - рассказывает адвокат предпринимателя Бахыт АХМЕТОВА. - В ответ на мой запрос комитет внутреннего государственного аудита Министерства финансов сообщил, что в их реестре сведения о наличии квалификационного свидетельства “аудитор” у гражданки Есетовой отсутствует! Ту же самую информацию получил от Минюста следователь, расследующий дело в отношении моего подзащитного. Тем не менее сейчас заключение Есетовой приобщено к материалам дела и легло в основу обвинения. И даже Генеральная прокуратура никак не отреагировала на мою жалобу, где я говорю о незаконности и недопустимости подобных доказательств.
Более того, высокое надзорное ведомство периодически продляет сроки досудебного расследования, которое тянется уже более года. Правда, на днях столичные прокуроры наконец надумали остановиться и сообщили защитнице, что последнее продление закончится 31 октября. А затем полиция должна будет принять окончательное решение по делу: передать его в суд или прекратить. В общем, интрига пока сохраняется.
Ну а мы перейдем ко второму обвинению, выдвинутому партнерами в адрес Кима. В прошлом году им жутко не понравилось, что Сергей Георгиевич написал на них заявление в полицию, сочтя, что оппоненты путем мошенничества и шантажа в период с 2012 по ноябрь 2018 года получили от него более 100 млн тенге. Как признается сам бизнесмен, деньги он платил за общее покровительство, обещанное силовиком-”советником”. По этой же причине часть из них попала в число учредителей.
- Хотя ни один из них не внес денег ни на нужды ТОО, ни в его развитие. Они живут в Алматы и ни разу не приезжали в Караганду или Темиртау, где ведется бизнес. Я просто перечислял деньги на банковские карточки, и все эти платежи можно при желании отследить, - говорит Сергей Ким.
В своем заявлении в полицию, зарегистрированном в ЕРДР за №193500031000024, он также указал, что бывшие покровители намерены осуществить захват контроля над фирмой. Все фигуранты истории были допрошены в качестве свидетелей с правом на защиту. Но следователь не усмотрел их вины и прекратил дело за отсутствием события и состава преступления. На основании этого постановления компаньоны Кима попытались привлечь его к ответственности за ложный донос и клевету. Притом требовали лишить бизнесмена свободы и чтобы он возместил им моральный вред в размере 75 миллионов тенге. Тем не менее суд счел, что бизнесмен воспользовался своим конституционным правом обратиться в правоохранительные органы за защитой, и это не означает распространения не соответствующих действительности порочащих сведений даже в случае их неподтверждения. Поэтому Ким был полностью оправдан. Соответственно, и уголовное дело по ложному доносу сыщики тоже прекратили.
Впрочем, карагандинских прокуроров не смутил вступивший в силу судебный акт. Спустя полгода после его вынесения они отменили постановление следователя полиции. И сейчас Кима вновь пробуют привлечь к ответственности за лжедонос. Разве не абсурдно? Уж не потому ли прокуратура неравнодушна к карагандинскому предпринимателю, что замешанный в истории экс-начальник местного ДКНБ за счет своих старых связей по-прежнему остается влиятельной фигурой в силовых кругах? Иначе как объяснить, что правоохранители и прочие проверяющие второй год прессуют не только самого Кима, но и работающих с ним контрагентов?
Между тем в своем недавнем послании народу Казахстана президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ отметил:
- Любое незаконное вмешательство государственных структур в предпринимательскую деятельность, воспрепятствование работе бизнесменов должно восприниматься как тягчайшее преступление против государства.
Но, видимо, не все воспринимают эти слова как руководство к действию. В адрес сопротивляющегося беспределу Сергея Кима уже полились тонны сомнительного “компромата”, рассылаемого в адрес журналистов третьими лицами. Отправители со ссылкой на противников бизнесмена без всякого стеснения обнажают детали его частной жизни и даже обвиняют его в уголовных преступлениях. Вот только доказательств своим словам не предоставляют.
Ирина МОСКОВКА, фото с интернет-ресурсов, Караганда