4449

Все средства хороши?!

Следствие прекратило уголовные дела против бизнесмена, которого партнеры обвиняли в лжедоносе и хищении вверенных средств

Все средства хороши?!

Недавно мы рассказывали, как у карагандинского предпринимателя Сергея КИМА возникли разногласия с компаньонами. И так совпало, что одновременно с корпоративным спором ему пришлось отбиваться от нападок со стороны различных госструктур, внезапно воспылавших страстной “любовью” к возглавляемому им предприятию и контрагентам (см. “Прессуют все!”, “Время” от 21.10.2020 г.). Проверки, к слову, начались после того, как проигравшие в гражданских процессах оппоненты бизнесмена обратились за поддержкой к силовым структурам. Как выяснилось, 4 ноября они собрали пресс-конференцию, чтобы выразить свою позицию. Но, похоже, в своем публичном выступлении предоставили журналистам недостоверную информацию.

На пресс-конференции присутствовали миноритарные учредители ТОО “АлбаСтройДор”. К ним примкнул “советник” Серик БЕЙСЕКОВ, в прошлом руководивший ДКНБ Карагандинской области. А общую точку зрения этих людей в основном выражал их представитель Рустем УЗАГАЛИЕВ.

Согласно пояснениям спикеров на площадку Казахстанского пресс-клуба их привели сюжеты телевизионщиков и газетные публикации о проблемах Сергея Кима, предавшего огласке подробности своего неординарного противостояния с партнерами.

- Мы видим тенденцию, что Ким не ограничивается, не останавливается на достигнутом, пытается привлечь общественность. У нас нет гарантии, что (история. - И. М.) не будет освещена и в других СМИ. Поэтому мы собрались, чтобы внести ясность на сегодняшний день, - сообщил Рустем Узагалиев и без долгих прелюдий перешел к уголовному делу, возбужденному по заявлению его клиентов в отношении карагандинского бизнесмена за предполагаемый ложный донос.

Напомним, в прошлом году Сергей Георгиевич попытался привлечь своих бывших соратников к уголовной ответственности за вымогательство и попытку рейдерского захвата ТОО “АлбаСтройДор”. В полиции Ким дал показания, что в период с 2012 по 2018 год путем оказания давления они получили от него более 100 млн тенге. В заявлении предпринимателя было сказано, что таковой оказалась цена покровительства отставного силовика Бейсекова, который принудил его оформить доли фирмы на ряд подставных лиц. Вдобавок хотел получить еще 15 процентов для самого себя. А когда не получилось, начал, по мнению бизнесмена, вставлять палки в колеса и, используя свои связи, натравливать на фирму всевозможные проверки.

- Это дело было прекращено за отсутствием события и состава преступления, - продолжает Рустем Узагалиев. - После этого мы были вынуждены обратиться в полицию с заявлением за заведомо ложный донос со стороны Кима. Оно по настоящее время находится в производстве следственного управления департамента полиции Карагандинской области (обратите внимание на это утверждение. - И. М.). Помимо этого мы обратились в суд по поводу того, что Ким оклеветал нас. В первой инстанции его признали виновным. Но апелляционная коллегия Карагандинского областного суда его оправдала. Посчитала, что Ким имеет конституционное право заявлять о нарушении своих прав в правоохранительные органы.

В общем-то, так и есть. У кого же еще просить защиты, если есть сомнения в законности чьих-то притязаний? Пусть разбирается следствие. И даже если оно в ходе проверки не найдет подтверждений чьей-либо вины, как отмечено в постановлении апелляционной инстанции, это не означает распространение несоответствующих действительности порочащих сведений. Однако некоторые лица в РК полагают, что “граждане не могут пойти написать на них заявление и не быть не привлеченными за это к ответственности”.

Впрочем, важно другое. Спикеры почему-то умолчали, что уголовные дела о ложном доносе в действительности возбуждались дважды! Первое давным-давно прекратили. Тем не менее прокуратура через полгода после вступления в силу судебного акта о невиновности Кима в клевете вдруг отменила постановление следователя. И бизнесмен по тем же самым обстоятельствам вновь оказался вовлеченным в орбиту уголовного преследования.

Теперь же перейдем к самому интересному. Помните, что пресс-конференция, где вещали компаньоны карагандинского предпринимателя, состоялась 4 ноября? Между тем в нашем распоряжении имеется постановление следователя СУ ДП Карагандинской области Алмаза БАТЕЕВА о прекращении досудебного расследования по делу № 19350003100006, вынесенное еще 28 октября 2020 года, то есть за неделю до публичного выступления оппонентов бизнесмена. В нем подробно пересказываются детали конфликта и цитируются показания фигурантов. А резюмируют документ следующие выводы сыщика:

“…Все события, рассказанные в ходе допроса Кима С.Г., частично были подтверждены. Доказательств, подтверждающих заведомо ложный донос Кима С.Г., в ходе досудебного расследования не добыто… Это является неустранимым сомнением, которое толкуется в пользу подозреваемого… Постановил: производство по уголовному делу № 19350003100006 по признакам уголовного правонарушения, предусмотренного ст.419 ч.1 УК РК, прекратить в связи с отсутствием состава уголовного правонарушения…”.

Возникает вопрос: зачем же спикеры лукавили и давали журналистам не вполне правдивую информацию о продолжающемся расследовании? К тому же оказалось, что это не единственный повод усомниться в их честности.

- У нас на сегодняшний день есть уголовное дело, возбужденное в отношении Кима Сергея Георгиевича по части 4 статьи 189 УК РК “присвоение и растрата чужого вверенного имущества”, - заявил представитель троих учредителей “АлбаСтройДора” Рустем Узагалиев. - Здесь присутствует Денис ЛИСИЦЫН, который состоял в должности замдиректора по маркетингу. Он сам пояснит, каким образом мы пришли к выводу, что в данном предприятии имеются факты хищения и растраты.

По словам Лисицына, конфронтация между учредителями фирмы завязалась вовсе не из-за долевых разногласий, а из-за убыточной деятельности.

- Ким говорит, что конфликт начался с 2018 года, после того как некий господин бывший председатель ДКНБ Карагандинской области - я так понимаю, он имел в виду Бейсекова - якобы захотел отжать какую-то долю в предприятии и занимается рейдерским захватом. Но конфликт начался с того, что Ким привел компанию к негативным финансовым результатам, - выразил свой взгляд на ситуацию Денис Лисицын.

Далее он сослался на заключение “эксперта” Гульнары ЕСЕТОВОЙ. Дескать, в своем исследовании она выявила бухгалтерские нарушения и многомиллионные убытки.

- Если компания убыточна, то понятна же логика - надо менять директора! На общем собрании учредителей мы попытались его сменить, - пояснил Лисицын. - Но еще один учредитель с долей 53 процента госпожа Валерия ГАБРИЭЛЬ сказала, что верит Киму и считает, что именно он выведет фирму в плюс. Габриэль все время блокирует наши попытки поменять ситуацию в компании.

А почему бы и нет? Что в этом противозаконного, раз она является держателем наибольшей доли? Меж тем Рустем Узагалиев добавил, что учредительница является аффилированным с Кимом лицом. А Лисицын в утвердительной форме сообщил, что у “АлбаСтройДора” большая кредиторская задолженность, которая образовалась, опять же, за счет аффилированных компаний Кима.

- После получения заключения Есетовой, органы предварительного следствия назначили судебную бухгалтерскую экспертизу в Центре судебных исследований Алматы, - продолжает Рустем Узагалиев. - В своем заявлении, поданном в полицию в отношении Кима, мы детально описали, каким образом выводились активы. Думаем, что после получения результатов экспертизы будет более ясная картина относительно того, о какой именно сумме растраты идет речь.

В общем, было еще много громких слов. И даже публичное приподнятие завесы чужой частной жизни. А закольцевалось все снова на заключении “эксперта” Есетовой. Конечно, информация выглядит довольно любопытной. Только вот устроители пресс-конференции оставили в тени тот факт, что проводившая аудиторскую проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятия гражданка Есетова вовсе не аудитор. По сведениям Минюста и комитета внутреннего аудита Минфина, квалификационного свидетельства аудитора у нее не имеется! Она всего лишь специалист частной компании - алматинского ТОО “Центр независимых экспертиз”. Кстати, договор с гражданкой Есетовой и оплату ее услуг взяли на себя заявители. В своем ответе на запрос адвоката Бахыт АХМЕТОВОЙ, защищающей интересы Кима, и.о. председателя республиканской палаты судебных экспертов Руслан КАКЕНОВ отметил: “…судебный эксперт, не имеющий лицензии на осуществление аудиторской деятельности, не может выдавать аудиторское заключение, поскольку этот вопрос не входит в его компетенцию…”. А ведь в уголовном деле имеются результаты еще одной аудиторской проверки, проведенной до вмешательства специалиста Есетовой. И она не выявила в бухгалтерии “АлбаСтройДора” никаких нарушений!

Своими разъяснениями на пресс-конференции решил поделиться и “советник” Серик Бейсеков:

- Да, действительно, до 2011 года я являлся начальником ДКНБ Карагандинской области. В декабре я подал рапорт в связи с достижением предельного возраста и по выслуге лет ушел на пенсию. Через какое-то время меня пригласили работать в эту компанию в качестве советника, - пояснил Бейсеков. - Хочу сказать, что Ким пытался из этого предприятия выжать как можно больше средств. И эти деньги шли непосредственно к нему в карман. Вот здесь присутствует Лисицын, он, будучи замдиректора, имел доступ к бухгалтерии. В результате нами были выявлены схемы ухода от налогов со стороны исполнительного органа.

Затем отставной сотрудник комитета нацбезопасности зачем-то сослался на прошлогоднюю статью нашего корреспондента Аскара ДЖАЛДИНОВА о том, как специальная следственно-оперативная группа КНБ расследует в Карагандинской области уголовное дело, касающееся отмывания денег с участием 300 фирм. По имеющейся у нас информации, такое дело действительно есть, но каких-либо претензий конкретно к Сергею Киму у следствия на сегодняшний день нет. Хотя, возможно, Бейсеков осведомлен больше, чем мы. Либо пытается выдать желаемое за действительное. В любом случае он не остерегся без суда и следствия озвучить достаточно жесткие обвинения:

- По этой же схеме и работала наша компания. Соответственно, нами (!) эти схемы были разработаны, проверены и являются достоверными, - сообщил Серик Бейсеков. - Суть в чем заключается? Идут перечисления средств с одной на другую компанию, как говорится, по фиктивной сделке. Все фиктивные сделки ДГД на сегодняшний день подтвердил в судебном порядке.

Последнее утверждение явно не соответствует действительности, так как на сегодняшний день нет ни одной сделки, подтверждающей эти слова. Потому что, например, один из контрагентов “АлбаСтройДора” фирма “МИТРА консалтинг” выиграла судебный процесс у фискалов в апелляционной инстанции и Верховном суде (см. “Достойный труд пребудет без оплаты?”, “Время” от 12.9.2020 г.). Но, как видим, это не помешало спикеру предрекать результаты слушаний в нужную для себя сторону.

Увлекательно также было послушать рассказ господина Бейсекова о его функциональных обязанностях на посту советника фирмы.

- Я выезжал регулярно в тогда еще Астану, - откровенничал бывший чекист. - В функциональные обязанности входило решение вопросов с национальными компаниями.

Жаль, не удалось услышать весь список высоких кабинетов, в которые вхож Серик Бейсеков, а также перечень госчиновников и должностных лиц, которые могут лоббировать его личные интересы. Но, по крайней мере, из его уст прозвучало хотя бы два названия: “ЌазАвтоЖол” и “Ќазаќстан темiр жолы”. Интересно, а сейчас он продолжает “решать вопросы” с сильными мира сего?

Ну а теперь перейдем к самому главному. Упомянутому выше следователю Батееву досталось расследовать и второе уголовное дело №193500031000062, заведенное по хищениям и растрате. И вот же как вышло: оно тоже было прекращено 31 октября 2020 года! За четыре дня до пресс-конференции с будто бы изобличающими Сергея Кима сведениями. Приведем несколько цитат из постановления следователя:

“…Анализируя материалы данного уголовного дела, орган предварительного расследования приходит к выводу, что в действиях Кима С. Г. и Габриэль В. В., не усматриваются признаки состава преступления, предусмотренные ст. 189 ч.4 п.2 УК РК, так как согласно ч. 1 ст. 179 УПК не подлежат регистрации заявления, в которых отсутствуют сведения о нарушениях действующего законодательства, об ущербе, о существенном вреде либо незаконном доходе, подтвержденные актами проверок, ревизий, аудита и другими, когда их наличие является обязательным признаком уголовного правонарушения. Таким образом, внесение обращение учредителей ТОО “АлбаСтройДор” в ЕРДР необоснованно, так как на момент подачи заявления последними отсутствовало какое-либо заключение, подтверждающее факт хищения и причинения ущерба…”.

“…Несмотря на поданное заявление, орган предварительного следствия не может инкриминировать вышеуказанным лицам уголовно наказуемое преступление как присвоение или растрата вверенного чужого имущества по той причине, что факт незаконных действий с их стороны не зафиксирован, что является основоположным фактором при определении наличия состава данного преступления. Кроме того, органом уголовного преследования не представилось возможным установить способ хищения либо растраты...”.

“…В настоящее время для дальнейшего расследования срока следствия не имеется, проведение по делу каких-либо следственных действий приведет к их незаконности…”.

И как итог - прекращение досудебного расследования за отсутствием состава уголовного правонарушения. По какой причине участвовавшие в пресс-конференции спикеры умолчали об этом событии, множащем их усилия на ноль, - большая загадка. Зачем дезинформировать общество? Стоит добавить, что вскоре после пресс-конференции в мессенджерах была запущена рассылка с ее видеозаписью. Сопровождалась она припиской, что в рамках уголовного дела сделаны две экспертизы (с упоминанием не имевшей права проводить аудит Есетовой, разумеется. - И. М.) и получены два заключения на миллиардные суммы.

“Это еще одно уголовное дело будет. ДЭР возбуждает на основе заключений как уклонение от уплаты налогов”, - сказано в рассылке.

Откуда такой уверенный инсайд? По каким законам можно предрешать результаты еще не состоявшихся действий правоохранителей? И почему авторам этой рассылки было очень важно, чтобы она дошла до сотрудников компаний, которые сейчас сотрудничают с “АлбаСтройДором”? Разве к таким поступкам прибегают не для того, чтобы голословно очернить репутацию оппонента? Чему же в этой ситуации верить: не подкрепленным серьезной конкретикой словам рассказчиков с пресс-конференции или документам и судебным вердиктам, которые, по сути своей, являются фактами? Полагаем, ответ очевиден.

Ирина МОСКОВКА, фото автора, Караганда

Поделиться
Класснуть