2480

Всё не по плану

Как налоговики рака за камень завели и нашли повод для проверки благонадежного предприятия

Всё не по плану

Есть расхожее выражение: “Если нельзя, но очень хочется, то можно”. Складывается впечатление, что именно этим объясняется загадочный интерес сотрудников органов госдоходов к деятельности карагандинского ТОО “Backup Service Resorts” (BSR). Фискалы решили нагрянуть на предприятие с внеплановой проверкой. Но засада в том, что для этого они должны располагать строго предусмотренными законами основаниями, а не одним лишь спонтанным желанием покопаться в бухгалтерии налогоплательщика. Представители фирмы уверены, что таких причин априори нет, поэтому обратились в административный суд с иском о признании действий налоговиков незаконными.

Сразу отметим, Backup Service Resorts - крупный региональный налогоплательщик с чистой репутацией. На предприятии трудятся около 700 человек, обеспечивая питанием металлургов и шахтеров АО “АрселорМиттал Темиртау”. Компания предоставляет также услуги санаторно-курортного лечения в санатории “Жартас” и доме отдыха “Шахтер”. Притом даже в базе налоговиков BSR присвоена низкая степень риска. Обладателей такого статуса фискалы обычно не беспокоят: фирма ежемесячно выплачивает более 100 млн тенге заработной платы и исправно пополняет бюджет налоговыми отчислениями.

Однако в минувшем феврале сотрудники Карагандинского ДГД, а вслед за ними и представители комитета госдоходов Минфина провернули весьма любопытный финт, благодаря чему они сочли, что вполне себе могут устроить внеплановое “вторжение” на предприятие с целью поиска предполагаемых нарушений. И что примечательно, еще до его начала определили сумму потенциальных доначислений в размере 232 939 847 тенге. Что тут скажешь? Даже знаменитая прорицательница Ванга вряд ли могла бы потягаться с нашими мытарями в точности прогнозов.

А если серьезно, то суть вот в чем. Заместитель председателя КГД Кайрат МИЯТОВ 11 февраля разослал по территориальным ведомствам письма, где сообщил, что в целях изыскания дополнительных резервов в бюджет в период моратория на налоговые проверки была про­анализирована деятельность налогоплательщиков, работающих в социальной сфере (здравоохранение, образование) и применивших налоговые льготы по КПН. В них он поручил региональным подразделениям изучить правомерность применения этих льгот.

Поскольку КПН должен уменьшаться только при определенном условии - 90 процентов от совокупного дохода какой-либо компании следует направлять на осуществление деятельности в сфере образования и медицины, а не на другие цели. Например, выплату дивидендов учредителям, переводы денег за границу, взаиморасчеты с неблагонадежными налогоплательщиками.

Тут, безусловно, все справедливо. Государство дает бизнесменам поблажки, чтобы они могли развивать проблемные отрасли, а некоторые воспринимают это как ключ к личному обогащению посредством нечестной игры. В список подлежащих анализу предприятий Карагандинской области необъяснимым образом попало и BSR. И это несмотря на то, что из 100-й формы налоговой отчетности ясно видно, что предприятие никогда никакими льготами не пользовалось. Соответственно, не имелось никаких предпосылок цепляться к ТОО­шке. Хочется надеяться, что кто-то из сотрудников КГД внес данные фирмы не специально, а по ошибке. Но последующие действия фис­калов наводят на мысль, что оплошность вряд ли была случайной.

Получив письмо из КГД, карагандинские налоговики даже и не подумали извещать вышестоящий орган о том, что угодившая в список фирма не относится к льготникам. Напротив, они принялись изучать ее налоговую отчетность и наткнулись на одного подозрительного, по их мнению, поставщика - ТОО “Kaz temir still”. Выяснилось, что в число контрагентов этого юрлица затесалось несколько предприятий, чья регистрация и перерегистрация была признана судом недействительной.

Сия информация была доведена до сведения комитета госдоходов. Именно из нее и растут ноги о предполагаемом доначислении BSR почти 233 млн тенге. Однако карагандинские дэгэдэшники изящно умолчали не только про то, что попавшая под анализ компания никакая не льготница, но и про еще одно очень важное обстоятельство.

Оказалось, ранее они уже заходили с проверкой непосредственно в Kaz temir still и изу­чали его взаимодействие с теми самыми партнерами-однодневками: “ШангТон”, “ОптПром Трэйд”, “УланСтройГрупп”, “ДорГос”, “Квазар ПВ”, SysNet, “Инжиниринг Строй KZ”, “Веста Слим”. Возможно, фискалы во время нее что-то и раскопали, но это уже не важно. Так как по этому поводу уже имеется вступившее в законную силу судебное решение о незаконности и отмене акта проверки. Казалось бы, шах и мат: в адрес Kaz temir still уже ничего не предъявишь.

Тем не менее карагандинские налоговики решили прибегнуть к интересному маневру. 21 февраля они провели обязательную процедуру административного заслушивания главбуха BSR, которая разъяснила, что не пользующееся льготами по КПН предприятие не может попасть под проверку. По итогам должно было родиться решение фискального органа, но о нем фирму никто не уведомил. Зато впоследствии всплыла информация, что еще 14 февраля (до адмзаслушивания. - И. М.) региональные налоговики направили наверх в КГД запрос о назначении внеплановой тематической проверки в отношении BSR с изложением вышеупомянутых сведений о сомнительных контактах его контрагента. Комитет госдоходов поддержал запрос вынесением соответствующего приказа от 25 марта. Ответственность за исполнение директивы была возложена на руководителя областного ДГД Кайрата ОРКАШБАЕВА.

Бизнесменов поведение фискалов в стиле “нравится, не нравится - терпи, моя красавица”, разумеется, возмутило. Поэтому сейчас они пытаются найти защиту от вероятно неправомерных действий налоговиков в местном административном суде. На слушаниях сторона предприятия-истца попросила объяснить логику притязаний. Ведь, по ее мнению, нельзя в обоснование нападок госоргана вкладывать недостоверные сведения о принадлежности компании к налоговым льготникам. А также истцу непонятно, почему претензии хотят предъявить ему, а не сотрудничавшему с недобросовестными компаньонами контрагенту Kaz temir still? К слову, сделки между ним и BSR не признаны недействительными, взаиморасчеты не исключены.

Кроме того, сам процесс инициирования проверок органами госдоходов регламентирован нормами Налогового кодекса и должен определяться в соответствии с Предпринимательским кодексом. А в нем четко сказано, что основанием для внеплановой проверки могут послужить обращения физических и юридических лиц по конкретным фактам о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде или интересам государства. Но никакой конкретики у фискалов нет.

Ответчики же считают, что нарушений законности с их стороны не допущено. Карагандинский ДГД словно щитом прикрывается приказом вышестоящего органа, который будто бы не имеет права не исполнить. А КГД ссылается на нормы НК и ПК, которые позволяют уполномоченному органу назначать проверки по своему усмотрению. Ну и, конечно же, переводит стрелки на регионалов, предоставивших сведения о якобы недобросовестном поставщике.

- Понятное дело, все должно быть обосновано. Мы не можем выносить приказ по каждому налогоплательщику, тем более с учетом моратория, - излагал свою позицию представитель КГД. - Основанием для нашего приказа послужил запрос ДГД, где указано, что BSR имеет поставщика Kaz temir still, у которого реализовывают услуги компании c признанной недействительной регистрацией и перерегистрацией. Реализации у Kaz temir still не было, поэтому возникает вопрос: как он мог реализовывать продукты для BSR? У него все поставщики недобросовестные (на самом деле имеет массу других добросовестных поставщиков. - И. М.). Понятно, что налогоплательщик не хочет подвергаться проверке. Но если товарищество уверено в своем обосновании формирования отчетности… Честно говоря, непонятно, почему налогоплательщик против этой проверки? Если подтвердятся нарушения - они сядут в результате, если их не будет - никаким мерам он не будет подвергнут.

В свою очередь истцы недоумевали, почему КГД не перепроверило поступившую снизу информацию на соответствие действительности.

- В запросе были указаны судебные акты и решения по поводу признания недействительной регистрации и перерегистрации контрагентов Kaz temir still. На них тоже было обращено внимание, - пояснил представитель КГД.

- Эти факты конкретно касаются BSR? - поинтересовалась у него представляющая интересы предприятия юрист Лариса ХОН.

- Вы хотите подвести…

- Я ничего не хочу подвести, я хочу по закону, - парировала юрист.

Тут мы сделаем небольшое отступление, дабы напомнить читателям, что те же самые “трепетно любимые” фискалами фирмы-однодневки неоднократно фигурировали в других судебных процессах, о которых ранее рассказывала наша газета. Сведения о них налоговикам любезно предоставили участники скандального корпоративного спора, связанного с фирмой “АлбаСтройДор”, среди которых оказались высокопоставленный сотрудник КНБ в отставке Серик БЕЙСЕКОВ и отец недавно пойманного экс-начальника ДП Павлодара генерала Нурлана МАСИМОВА Мырзахан МАСИМОВ, он же дядя бывшего главы КНБ Карима МАСИМОВА.

С подачи этих и приближенных к ним частных лиц карагандинские налоговики, которыми командовал Кайрат Оркашбаев, устроили настоящий кошмар для предприятия и всех его партнеров и контрагентов: сомнительными путями пытались доначислить им многомиллионные суммы. Бизнесменам понадобилось более двух лет хождений по судам, чтобы отстоять свои законные права и восстановить справедливость. Да, от незаконного прессинга со стороны ДГД благополучно отбились. Но сколько сил, нервов и времени они затратили…

Однако г-н Оркашбаев, как видим, сумел вновь завести старую шарманку с “ШангТонгом” для выдвижения претензий еще к одному контрагенту “АлбаСтройДора”. К слову, в конце апреля он подал рапорт об отставке и покинул свой пост. Но подписанные им документы, послужившие поводом для приказа КГД о назначении проверки в BSR, у руководства рес­публиканского фискального ведомства вопросов не вызывают.

Между тем адмсуд удовлетворил ходатайство истца о предоставлении сведений о назначении схожих проверок другим контрагентам якобы подозрительной фирмы Kaz temir still. Ведь если следовать логике фискалов, нужно проверить все контактировавшие с ней предприятия. Вот и посмотрим, удостоился ли кто-то еще их пристального внимания. Или истинной задачей было и далее прессовать партнеров “АлбаСтройДора”?

Ирина МОСКОВКА, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Караганда

Ссылки по теме:

«Прессуют все!», «Время» от 21.10.2020 г.


«Все средства хороши?!», «Время» от 17.10. 2020 г.


«Масло-масляный процесс», «Время» от 1.12.2020 г.


«Какие ваши доказательства?», Время от 23.12.2020 г.


«Исключительный дубль», «Время» от 28.5.2021 г.


«Ставка на дезинформацию или новый прессинг?», «Время» от 21.6.2021 г.

«Приключения синей папки», «Время» от 29.10.2021 г.


«Протест здесь неуместен», «Время» от 5.11.2021 г.


«Хождение по налоговым мукам», «Время» от 28.1.2022 г.


«Судебный оберег от налогового произвола», «Время» от 11.3.2022 г.


Поделиться
Класснуть