3186

Инвест-климат с правом на произвол

Для кого и почему приказы арселоровских топ-менеджеров выше казахстанских законов?

Инвест-климат  с правом на произвол

Противостояние между карагандинским ТОО “Backup Service Resorts” (BSR) с иностранной компанией “АрселорМиттал Темиртау” (АМТ) походит на шальной болливудский триллер. Сюжет абсурден: АМТ и нанятая им охранная организация North-2050 систематически и безнаказанно попирают законы Казахстана, а карагандинские правоохранители и чиновники, слушая красивые песни, закрыли глаза на противоправные пляски и пальцем не шевелят для восстановления справедливости и верховенства закона.

Со всеми подробностями конфликта между АМТ и его подрядчиком BSR, который на протяжении почти десятилетия обеспечивал питанием десятки тысяч горняков и металлургов, а также оказывал услуги по содержанию дома отдыха “Шахтер” и санатория “Жартас”, можно ознакомиться по ссылкам ниже. Вкратце: речь идет о систематическом неисполнении “Арселором” своих договорных и финансовых обязательств, а также нежелании соблюдать санитарные нормы и правила техники безопасности.

Между заказчиком и исполнителем коса нашла на камень, когда руководство АМТ сознательно “запамятовало” про ежегодный пересмотр цен на питание и путевки для рабочих в здравницы. Получилось, что всю инфляционную нагрузку в размере более 2 млрд тенге за 2020-2022 годы из-за скачка стоимости продуктов питания в стране “социально ответственный” инвестор решил взвалить на плечи BSR. Остап Бендер снял бы шляпу перед конгениальностью зарубежного олигарха Лакшми МИТТАЛА. А если учесть, что за период с 2013 по 2020 год у “Арселора” уже накопилась задолженность перед BSR в размере 4,5 млрд тенге, из которой было погашено только 1,5 млрд, то все становится на свои места. Картина, как говорится, маслом.

После того как Лакшми Миттал по старой схеме “прокредитовался” за счет казахстанского подрядчика в очередной раз и тот посмел потребовать свои деньги, топ-менеджеры темиртауского промышленного гиганта решили срочно расторгнуть контракты с Backup Service Resorts. Напоследок вместо причитающихся BSR миллиардов за питание перечислили лишь четвертинку и заявили, что больше ничего карагандинской фирме не должны. Вот так технично “Арселор” вышел в профит: и рабочие сыты, и деньги целы.

Если бы обычный обыватель провернул нечто подобное, то наверняка вскоре попал бы в тюрьму за мошенничество. Но в бизнесе многие финансовые трения, за исключением откровенных хищений, решаются в гражданском порядке. Как сейчас любят повторять в беседах с руководством BSR правоохранители, чиновники и сами арселоровцы, “мы ведь живем и работаем в цивилизованной стране, поэтому разногласия следует устранять через суд”.

Правота подрядчика и без того очевидна, но приходится тратить время и силы на участие в серии юридических разбирательств. АМТ если что-то и выиграл в них, то пока только время, которое сейчас работает против BSR: путем лишения финансирования и погружения в судебные тяжбы казахстанскую тэоошку загоняют в банкротство.

Между тем суд обязал “Арселор” пересмотреть стоимость путевок в здравницы, цены на лечебно-профилактическое питание и возместить уплаченные подрядчиком штрафы. Кроме того, он признал, что заключенные в 2020 году договоры с BSR были расторгнуты в минувшем декабре незаконно, поскольку по условиям, разработанным самим же “Арселором”, при разрыве сотрудничества он должен исполнить перед подрядчиком все обязательства, включая финансовые. Но, видимо, чтобы не выплачивать крупную сумму, юристы АМТ зацепились за сроки действия, в которых сами же запутались.

В условиях сказано, что конт­ракты заключаются на один год и в случае отсутствия от сторон своевременных уведомлений о прекращении совместной работы пролонгируются еще на год, но уже календарный. То есть действуют до 31 декабря, без привязки к дате заключения. Если толковать буквально, как и положено по закону, то с 1 января 2022 года правоотношения компаний продолжились на неопределенный срок.

Карагандинский СМЭС хоть и отдал победу BSR, но почему-то счел, что раз в контрактах нет конкретики о дальнейших сроках, их действие истекло 1 января 2023 года. С учетом всех обстоятельств вопрос весьма спорный. Возникает противоречие: ведь если оговоренные сроки подошли к концу в декабре 2021 года, то почему стороны продолжали сотрудничать еще весь 2022 год? Этот момент станет предметом разбирательств в апелляционной инстанции, где решение могут отменить или наделить законной силой.

Спор еще не разрешен по существу, судебные акты о запрете АМТ препятствовать подрядчику в исполнении договорных обязательств, равно как и прекращать исполнять свои, продолжают действовать. Однако “Арселор” с помощью наемников охранного агентства North-2050 препятствует этому силовыми методами. BSR не имеет возможности распоряжаться имуществом стоимостью более 500 млн, находящимся на объектах, где его удерживает АМТ.

Проезд служебного транспорта BSR блокируется. Работников подрядной организации не допус­кают к рабочим местам. Часть коллектива перевели в другие сотрудничающие с “Арселором” предприятия, посулив людям повышение зарплат, но умолчав про сомнительные условия, мало согласующиеся с получением пре­дусмотренных Трудовым кодексом гарантий. А хранившимися на складах продуктами BSR и его оборудованием уже вовсю пользуется новый подрядчик.

По какому праву происходят все эти безобразия? Хотелось бы узнать ответ у представителей правоохранительных органов, которые не реагируют на десятки заявлений от Backup Service Resorts с просьбами привлечь к административной и уголовной ответственности нарушителей законности.

Охранники из North-2050 ставят указания руководителей АМТ превыше закона и определений суда. Они позволяют себе действия, похожие на самоуправство. Непонятно, почему МВД до сих пор не отозвало лицензию у этого формирования, готового за деньги нарушать чужие права? Ведь любое охранное агентство, прежде чем получить лицензию на свою деятельность, обязуется следовать нормам закона, а не противоправным приказам менеджеров иностранной компании! Казахстан - гостеприимная страна. Но это не значит, что чужеземцы могут позволять себе все, что хотят!

Между тем полиция и прокуратура заняли странную позицию. Заявления по фактам самоуправства, перекрытия проезжей части и неисполнения решений суда они списывают, ссылаясь на якобы гражданско-правовые отношения между оппонентами. Затем шлют заявителям письма с советами обращаться за защитой своих прав в суд…

Постойте-ка, но Фемида уже сказала свое слово в пользу BSR! Причем неоднократно. В том числе и в Верховном суде. Так почему же люди в погонах старательно избегают исполнять свои профессиональные обязанности по пресечению правонарушений? Всего и делов-то: составить протоколы да привлечь к ответственности виновников. Можно только предполагать, что либо им поступила какая-то директива сверху, либо они так же, как и охранники North-2050, руководствуются приказами экс­патов из АМТ, а не прописанными в законе правилами. Впрочем, не исключено, что речь идет о банальной некомпетентности.

К слову, про сотрудников North-2050. Отсутствие реакции со стороны полиции к их действиям словно добавило им воодушевления. 3 февраля они устроили что-то наподобие захвата дома отдыха “Шахтер”, охрана которого, согласно условиям договоров, возложена на BSR и осуществляется с привлечением услуг фирмы “Кузет-2050”. Вся ответственность в случае происшествий с имуществом АМТ ложится на эти предприятия. Однако секьюрити из North-2050 это не волновало. Они по поручению арселоровцев попытались выдворить с территории коллег из “Кузета”, а также лишили доступа работников BSR к своему имуществу.

7 февраля бойцам из North-2050 не понравилось, что машина кузетовцев заградила путь к охраняемому ими санаторию “Жартас”. Нанятые АМТ бодигарды толпой кинулись выталкивать служебный автомобиль с дороги, при этом повредив его переднее крыло. Вероятно, они рассудили так: почему бы и нет, раз полиция еще ни разу им даже пальчиком не погрозила?! Если это не очередное самоуправство, то что?

Лучом, хоть немного осветившим творящийся мрак, стал ответ Генпрокуратуры на обращение BSR о несогласии с прекращением уголовных дел и списании заявлений в номенклатуру по фактам воспрепятствования деятельности предприятия со стороны АО “АрселорМиттал Темиртау”. В нем сообщается, что надзор в сфере применения законодательства о приеме, регистрации и учете заявлений возложен на управление комитета по правовой статистике и специальным учетам ГП. Туда же и было перенаправлено обращение. А 7 января региональное подразделение этого ведомства прислало в адрес BSR письмо, в котором согласилось с позицией заявителя.

Цитируем: “…Изучение материалов КУИ и доводов, изложенных в вашем обращении, показало, что в действиях неустановленных лиц усматриваются признаки состава уголовного правонарушения, предусмотренного статьей 389 УК (“самоуправство”). В этой связи данный факт зарегистрирован в КУИ управления для решения вопроса о регистрации преступления в ЕРДР, материалы направлены в прокуратуру Карагандинской области…”.

А вот реакцию областной прокуратуры предугадать пока сложно. Ведь ранее она вроде как не замечала пассивную позицию полиции. Может, хотя бы теперь начнет надзирать более тщательно.

Тем временем директор ТОО “Backup Service Resorts” Татьяна ЮРАСОВА отмечает, что хочет по закону расторг­нуть договоры в строгом соответствии с их условиями, получить от заказчика все причитающиеся выплаты и вернуть свое имущество, незаконно удерживаемое АМТ на объектах. 

От отчаяния она записала видеообращение к президенту Касым-Жомарту ТОКАЕВУ. В нем Юрасова просит защиты у главы государства, раз уж от региональных правоохранителей и местных исполнительных органов дождаться ее невозможно.

Ирина МОСКОВКА, фото предоставлено BSR, Караганда

Ссылки по теме:

“Для Лакшми Миттала в Казах­стане закон не писан”, “Время” от 9.1.2023 г.

“Пренебрегая законом”, “Время” от 27.12.2022 г.

“На языке жести”, “Время” от 13.12.2022 г.

“Инвестору всё можно?”, “Время” от 21.11.2022 г.

“Понуждение к исполнению обязательств”, “Время” от 13.11.2022 г.

“Одними обещаниями сыт не будешь”, “Время” от 23.9.2022 г.

“Агрегатор проблем и нарушений”, “Время” от 2.9.2022 г.

Поделиться
Класснуть