4178

Агрегатор проблем и нарушений

Почему “Арселор” чувствует себя неподвластным казахстанским законам?

Агрегатор проблем и нарушений
Рабочие АМТ могут остаться без обедов, потому что топ-менедж­мент не исполняет обязательства перед подрядчиком.

Компания “АрселорМиттал Темиртау” (АМТ), позиционирующая себя социально ответственным субъектом бизнеса, похоже, вновь безбашенно подпаливает фитиль пороховой бочки под названием “социальное напряжение”. В результате мало­объяснимых действий топ-менеджмента могут пострадать простые рабочие предприятия, чье питание под угрозой срыва из-за недофинансирования и закрытия нескольких столовых.

Причина: АМТ не выделяет необходимые средства на питание рабочих, годами не устраняет в помещениях выявленные санэпидемиологами нарушения, не проводит ремонты, не закупает в полном объеме кухонное оборудование. А претензии за это прилетают подрядчику - фирме Backup Service Resorts (BSR), которая сама не может получить от арселоровцев причитающиеся по условиям контракта деньги и вынуждена с ними судиться.

Еще свежа память о мощном бунте карагандинских шахтеров в конце 2017 года. Горняки сразу четырех арселоровских шахт провели под землей несколько суток, требуя повышения зарплат, поскольку они выглядели неадекватными. Тогдашняя директор по персоналу АМТ Анна АДОМ вместо поиска разумного выхода лишь подлила масла в огонь. Она сделала радикальное предложение о привлечении рабочих к уголовной ответственности за несанк­ционированную забастовку.

Компания даже успела направить несколько соответствующих исков в суды. Но, к счастью, вмешательство чиновников помогло погасить конфликт: бунтовщиков наказывать не стали и зарплату им все-таки повысили на 30 процентов (см. “Неподъёмные”, “Ночь длинных речей”, “Миттал Стиль”, “Вас зовут из подземелья!”, “Время” от 12.12, 13.12, 14.12, 16.12.2017 г.). Тем не менее во взаимоотношениях с рабочими, а также с местным бизнесом у арселоровских топов с тех пор мало что изменилось. По-прежнему все сложно. И вот очередной пример, который может повлечь за собой необратимые последствия.

ТОО “Backup Service Resorts” почти девять лет круглосуточно, без сбоев и нареканий обеспечивает металлургов и шахтеров АМТ лечебно-профилактическим питанием (ЛПП), молоком, а также готовит для них блюда на свободной раздаче по фиксированным ценам (см. “С заботой о Вас и о Вашем здоровье”, “Время” от 30.11.2021 г.).

До прихода BSR арселоровские столовые переживали смутные времена: менялись подрядчики, в результате перебоев с поставкой необходимых продуктов рабочие не получали полноценного лечебно-профилактического питания и положенного за вредность молока. Назревала социальная напряженность, которой удалось избежать только благодаря справившейся с критической ситуацией фирме BSR.

Конечно, сотрудничество с “Арселором” не всегда было без шероховатостей. Главным образом речь шла о несвоевременном исполнении договорных обязательств со стороны заказчика. До недавних пор они казались терпимыми. Но с прошлого года, когда пост исполнительного директора АМТ получил Алишер АБЕНОВ, появилось стойкое ощущение, что на добросовестного подрядчика Backup Service Resorts устроили травлю. Начались местечковые информационные вбросы о якобы дороговизне обедов для рабочих и огульные придирки, больше смахивающие на детские капризы.

“Арселор” не желает учитывать инфляцию и оплачивает продукты по ценам 2020 г.

Примечательно, что далекий от правды негатив сливался через газету профсоюза, в котором состоят… работники самого BSR, на чьи взносы, в том числе, и содержится профсоюз! При этом технично замалчивалось вопиющее поведение руководства АМТ, которое уклонилось от выполнения условий контракта (см. “Рацион неслыханной жадности” и “Агрессивная питательная среда”, “Время” от 15.4 и 1.6.2022 г.).

Что же конкретно натворили индийские экспаты совместно с местечковыми кадрами, принятыми в штат АМТ с подачи Абенова? Они попросту прекратили исполнять ряд своих обязательств по заключенным договорам. Например, не увеличили стоимость лечебно-профилактического питания, молока и путевок в санаторий “Жартас” и дом отдыха “Шахтер”, как это предусмотрено контрактом. До сих пор “Арселор” возмещает BSR затраты на провизию для рабочих по ценам 2020 года! И это несмотря на огромный рост цен на продукты питания, увеличение заработных плат и прочих расходников.

Стоит отметить, что обслуживаемые подрядчиком столовые находятся в собственности АМТ, поэтому заграничный “инвестор”, по условиям контрактов, должен содержать помещения столовых, ремонтировать их и обеспечивать в них наличие необходимого оборудования. Также предусмотрено, что в случае если проверяющие госорганы выявят какие-либо нарушения, то “Арселор” возместит подрядчику суммы штрафов.

А теперь внимание: с ноября 2020 года Backup Service Resorts направил в адрес АО “АМТ” аж 108 (!) писем с просьбами об устранении нарушений в столовых и о пересмотре цен на приобретение продуктов для рабочих. И все эти обращения, по сути, были проигнорированы. Параллельно стали ходить слухи, что менеджеры-новички хотят завести на предприятие нового подрядчика. Так оно или нет, судить пока не беремся, но слишком очевидно, что для BSR стали искусно создаваться непереносимые обстоятельства, грозящие срывом производственных процессов. А они, с большой долей вероятности, чреваты вспышкой громкого недовольства оставшихся без питания шахтеров и металлургов.

По всей видимости, мутная деятельность Абенова попала в поле зрения иностранных руководителей “Арселора”. Не так давно он покинул свой пост. Однако его ставленники по-прежнему находятся на ключевых позициях в АМТ. И не исключено, что именно они продолжают топить Backup Service Resorts в проблемах. Их не пугает даже риск возникновения социальной бури в случае срыва обеспечения рабочих ЛПП и молоком, гарантированным законом Казахстана.

Между тем, понимая, что АМТ всячески уклоняется от исполнения своих договорных обязательств, на уговоры об устранении косяков в столовых и о переоценке стоимости талонов на ЛПП не поддается, фирма BSR решила искать справедливости в судах. В конце июля карагандинский специализированный экономический суд под председательством судьи Айгуль МУТАЛЯПОВОЙ удовлетворил иск Backup Service Resorts к АО “АрселорМиттал Темиртау” о понуждении ответчика исполнить договорные обязательства в части пересмотра стоимости путевок в “Шахтер” и “Жартас”, а также талонов на лечебно-профилактическое питание. По условиям контракта эта процедура должна происходить раз в год. Однако, напомним, АМТ с выгодой для себя оплачивает услуги подрядчика по ценам двухгодичной давности.

Позиция арселоровцев в суде выразилась в том, что они не оспаривали неисполнение обязательств. Но при этом считали, что трения можно было устранить не в суде, а путем переговоров с подрядчиком. Давайте-ка снова припомним 108 официальных писем от BSR, после которых ровным счетом ничего не изменилось.

Почему же суду и истцу стоило вдруг поверить, что ответчик на 109-й раз при обычной деловой встрече проявит великодушие и исполнит обещанное? Впрочем, как выяснилось, даже после решения суда АМТ не спешит пересматривать цены. Все выглядит так, будто иностранная компания стоит над законом в нашей стране.

А вот еще один пример судебных ристалищ. В период с 22 ноября по 7 декабря прошлого года департамент санитарно-эпидемиологического контроля Карагандинской области и управление санитарно-эпидемиологического контроля города Темиртау провели проверки по особому порядку объектов общественного питания, базы ОРС и цеха полуфабрикатов, расположенных на территории стального департамента “Арселора”. Неудивительно, что были обнаружены нарушения: отсутствие кондиционеров и вытяжек, гнилые водопроводные коммуникации, хлипкая сантехника, дышащие на ладан стеллажи и многое-многое другое. В результате на BSR наложили штрафы в размере 4,6 миллиона тенге. АМТ, несмотря на гарантийное письмо, погасил только половину штрафа. Для взыскания остатков опять пришлось обращаться в суд. Судья экономсуда Айгуль БЕККОЖИНА 23 августа вынесла решение, в котором справедливо сочла, что “АрселорМиттал Темиртау”, безусловно, должен возместить убытки подрядчика. Однако же деньги на расчетный счет истца так и не поступили.

Но это не главная беда. Нарушения тоже остались не устраненными, в связи с чем санэпидемиологи через суд еще раз оштрафовали Backup Service Resorts и велели приостановить деятельность шести столовых до тех пор, пока в них не наведут порядок. Все идет к тому, что сотни металлургов могут потерять возможность обедать. Чем это чревато, наверное, объяснять не нужно. Возможно, на их гнев и делалась ставка некоторых арселоровских управленцев, мечтающих выдавить BSR и затащить какую-то свою тэоошку?

Пока ситуацию спасает то, что о проблеме осведомлен аким Карагандинской области Женис КАСЫМБЕК. Он взял ситуацию под свой контроль и намерен в течение трех месяцев во всем досконально разобраться. Однако на повестке дня по-прежнему стоит острый вопрос: до каких пор АМТ будет пренебрегать нормами казахстанских законов и договоренностями с местным бизнесом, не гнушаясь при этом рисковать здоровьем своих работников? И опять же проявляется излюбленная стратегия иностранного “инвестора”, по которой ему дешевле оплачивать штрафы, чем вкладываться в активы в Казахстане.

Ирина МОСКОВКА, фото автора, Караганда

Поделиться
Класснуть