На языке жести
До каких пор Миттал и “Арселор” будут манкировать казахстанскими законами?
На днях министр индустрии и инфраструктурного развития Каирбек УСКЕНБАЕВ рассказал журналистам о том, что АО “АрселорМиттал Темиртау” по всем направлениям проверяют сразу несколько комиссий и что они занимают не просто строгую, а жесточайшую позицию по отношению к скандальному индийскому инвестору. По словам министра, вопрос ставится об ответственности не только отдельных сотрудников, но и всей компании. Тем временем АМТ продолжает исступленно “жестить” по отношению к местному подрядчику и наплевательски относиться к нашим законам, ставя себя выше них.
Недавно “Арселор” лишил несколько тысяч своих работников и членов их семей возможности оздоровления в санатории “Жартас” и доме отдыха “Шахтер”. Людям индусы сообщили: здравницы якобы закрываются на ремонт, который продлится три месяца. Но, как мы уже рассказывали, истинная причина закрытия кроется совсем не в этом. В Казахстане Лакшми Миттал сроду не вкладывал серьезных денег даже в ремонт производственных активов, иначе там бы не происходили регулярные аварии с человеческими жертвами. Что уж говорить о “Шахтере” и “Жартасе”, куда выделяются гроши, лишь бы все совсем не развалилось.
Возможность лечиться, отдыхать и отметить Новый год металлурги и горняки могут потерять из-за конфликта руководства АМТ с подрядной организацией Backup Service Resorts (BSR), девять лет добросовестно исполняющей свои контрактные обязательства по оздоровлению и обеспечению питанием десятков тысяч рабочих “Арселора”. А поводом послужила непомерная алчность Миттала, решившего, что в условиях роста инфляции подрядчик каким-то волшебным образом может кормить рабочих по ценам 2020 года.
Дело дошло до суда, который обязал АМТ соблюдать условия договора в части пересмотра стоимости услуг, как прописано в контрактах. На что бывший генеральный директор компании Биджу НАИР ответил в обычном для Миттала стиле: вместо 2 млрд тенге перечислил всего 550 млн и уведомил BSR о расторжении договора.
Сейчас между АМТ и Backup Service Resorts идет сразу несколько судебных процессов. Во-первых, подрядчик оспаривает сроки действия контрактов, так как заказчик в лице АМТ не соблюдает условий их расторжения. Еще в прошлом году договоры были пролонгированы на неопределенный срок. Поэтому просто так их расторгнуть, нарушая контрактные условия, не получится. Если не пренебрегать законом, чем, похоже, АМТ и занимается.
Во-вторых, местное предприятие пытается вернуть недоплаченные “инвестором” деньги за фактически оказанные услуги. С чего вдруг оно должно действовать себе в убыток и дарить иностранному миллиардеру Лакшми Митталу & Co несколько миллиардов тенге? В-третьих, BSR не может распоряжаться своим имуществом в “Жартасе” и “Шахтере”, поскольку “Арселор” всячески этому препятствует, так как не исключено, что хочет присвоить чужое добро. Тут впору обратить внимание на работу правоохранительных органов, по какой-то причине не усматривающих в действиях АМТ самоуправства.
Фактически на сегодняшний день существует два вступивших в законную силу определения Карагандинского СМЭС об обеспечении исков. Первое касается действий АМТ по направлению в санаторий и дом отдыха своей охраны. Ее выставили в здравницах под тем предлогом, что BSR, который по договору самостоятельно охраняет территорию, якобы ограничил доступ АМТ к его активам.
Суд сначала поверил на слово и разрешил завести арселоровскую охрану. Но позже Фемида разобралась в ситуации и, установив, что у юристов АМТ нет доказательств и они попросту вводят всех в заблуждение, вынесла новое определение - об отмене прежнего судебного акта в данной части. С этого момента дополнительная охрана должна была покинуть здравницы. Однако она по-прежнему находится там и препятствует BSR распоряжаться своим имуществом.
Любой юридически грамотный гражданин заметит, что подобные действия подпадают под статью 389 УК (“самоуправство”): самовольное, вопреки установленному законодательством Республики Казахстан порядку, осуществление своего действительного или предполагаемого права, оспариваемого другим лицом или организацией. Однако новоиспеченный руководитель АМТ Владимир ЯБЛОНСКИЙ считает, что отмена судебного определения не носит запретительного характера, и поэтому совершенно спокойно позволяет себе ограничивать право BSR распоряжаться собственным имуществом.
Между тем полиция и надзорный орган, в том числе прокурор Карагандинской области Бауыржан МЫРЗАКЕРОВ, не находят в действиях АМТ состава уголовного правонарушения, полагая, что речь идет о гражданско-правовых отношениях. И не видят ничего страшного в том, что “Арселор” не исполняет определение суда. Остается только строить догадки: это нежелание выполнять свою работу или же лояльность, подогретая индийским миллиардером?
Теперь перейдем ко второму определению суда. Оно прямо запрещает АО “АрселорМиттал Темиртау” до вынесения решения чинить препятствия BSR по выполнению обязательств договора, который Миттал в нарушение условий контрактов хочет расторгнуть в одностороннем порядке. Ответчику также запрещено прекращать исполнение своих договорных обязательств (!) и заключать сделки с третьими лицами на возмездное оказание услуг по обеспечению функционирования и обслуживанию санатория “Жартас” и дома отдыха “Шахтер”.
Суд это сделал абсолютно справедливо, так как, если до разрешения спора дать “Арселору” разрешение на все вышеупомянутое, автоматом наступят необратимые последствия для Backup Service Resorts. Чего, видимо, и добивается АМТ, подавший частную жалобу на это определение в Карагандинский областной суд.
Если его вдруг отменят, последует следующее: здравницы закроют, “Арселор” не оплатит стоимость оказанных услуг, что повлечет за собой невыплату заработка 700 работникам и возникновение социальной напряженности в регионе; сотрудники BSR, возможно, останутся без работы, что впоследствии приведет к невозможности исполнения фирмой взятых на себя договорных обязательств…
Допустим, BSR в итоге окажется победителем в судебном процессе. Каким же образом при подобных обстоятельствах можно будет отыграть все назад и вернуть в первоначальное положение? Никаким! Обстоятельства изменятся. Поезд уже уйдет, как, вероятно, и “Арселор” из Казахстана. Ищи потом ветра в поле.
Особенно возмутительно то, что еще до обжалования определения Владимир Яблонский, исполняющий обязанности гендиректора “АрселорМиттал Темиртау” после бегства с поста заварившего всю эту кашу Биджу Наира, продолжает плыть в мало согласующемся с законами русле. В конце прошлой недели компания не перевела предусмотренный контрактом платеж в адрес BSR. Цена вопроса - 55 млн тенге, предназначенных для выплаты зарплаты работникам подрядной организации. Такой вот новогодний подарок.
Более того, представители иностранной компании самоуверенно заявляют сотрудникам Backup Service Resorts и акимата, что в ближайшее время суд отменит все определения и обеспечительные меры по иску. Интересно, кто же пообещал Митталу такой результат еще до момента рассмотрения жалоб в суде? Неужто карагандинские служители Фемиды? Верится с большим трудом, но вдруг это все-таки не бравурный блеф?
Как бы то ни было, но на данный момент судебные акты еще наделены законной силой. Однако АМТ их настолько смело игнорирует, словно его защищают какие-то небесные силы. Уже трижды машины с имуществом подрядчика не выпускали с территории здравниц, что зафиксировано документально. В актив правонарушений можно также добавить финт с неисполнением условий еще не расторгнутого договора о переводе 55 млн на зарплату персоналу BSR. И полиция с прокуратурой все также будут прикидываться ветошью и бездействовать?
Между тем в понедельник глава государства Касым-Жомарт ТОКАЕВ в очередной раз напомнил правительству, что общество ждет справедливых и безотлагательных мер в отношении компании “АрселорМиттал Темиртау”, которая не исполняет инвестиционные обязательства и нарушает трудовое, экологическое и налоговое законодательство. И ведь действительно, сколько можно терпеть произвол иностранного “инвестора”, которому кто-то обеспечивает приоритет над правами казахстанского бизнеса и наших граждан? Не потому ли экспаты без боязни общаются в Казахстане на языке жести?
Ирина МОСКОВКА, Караганда