Лишь бы сэкономить?
В Казахстане могут сократить число клиник, которые оказывают услуги дневного стационара застрахованным пациентам. В Астане депутаты мажилиса, представители Минздрава и медицинского сообщества обсудили проект правил закупа услуг в системе обязательного социального медицинского страхования (ОСМС).
От окончательной редакции документа зависит, кто и как сможет работать с фондом медстрахования, который сейчас ищет варианты, как сэкономить. Пока активно говорят о нем только представители клиник. И в первую очередь - частных. Хотя в конечном итоге касается он и пациентов. Мы уже сообщали, что нынешний вариант правил, представленный в конце лета, мягко говоря, озадачил специалистов.
Фонд решил закрутить гайки и предложил участвовать в системе медстрахования частным клиникам, к которым прикреплены от 10 000 человек и больше. Эксперты схватились за голову: в Казахстане есть малые города и поселки с населением, недотягивающим до этой цифры! Значит, там априори в ОСМС могут работать только госбольницы? В сельской местности и подавно не останется выбора. А как же конкуренция в здравоохранении, о которой так любят разглагольствовать чиновники?
Похоже, в Минздраве решили не рубить сплеча и пообещали менять систему поэтапно: пока работать с ОСМС по-прежнему могут клиники, к которым прикреплены от 1500 человек - это один полноценный участок. Постепенно они должны наращивать контингент хотя бы до 3000 пациентов. Со временем такое количество обслуживаемого населения станет минимумом, позволяющим работать с фондом.
Есть новости и по количеству услуг, которые можно передавать на исполнение другим клиникам. Его хотели строго лимитировать, но опять же ослабили вожжи.
- Определенные требования по проценту передачи услуг на соисполнение другими клиниками будут предъявлять к медорганизациям, к которым прикреплены свыше 30 000 человек. Для остальных их значительно ослабят, - рассказала нашей газете директор клинико-диагностического реабилитационного центра SANAD (Караганда) Жамиля БОПИЕВА, которая присутствовала на обсуждении. - Крупные клиники должны иметь собственный штат узких специалистов и оборудование. У них больше возможностей самостоятельно предоставить весь спектр услуг пациентам. Эти нормы еще не закреплены в правилах, но то, что представители Минздрава говорят о них, - уже позитивный сдвиг. Мы рады, что к мнению общественности прислушались, и ждем, когда обновленные правила закупа услуг в системе ОСМС официально опубликуют.
Но расслабляться рано. Некоторые проблемные моменты остались в зависшем состоянии. Например, в документе есть пункт о том, что финансирование услуг дневного стационара терапевтического профиля будет осуществляться только в организациях, имеющих прикрепленное население.
- Мы понимаем, фонд озабочен тем, что из года в год растут объемы стационарозамещающей помощи, появляется все больше поставщиков (не всегда добросовестных), возрастает финансирование. Это не означает, что нужно отсеивать все клиники, которые не оказывают поликлиническую помощь, - убеждена Бопиева. - Есть лицензированные медицинские центры с коечным фондом и штатом специалистов, которые специализируются именно на стационарозамещающей помощи. Поэтому мы считаем, что ограничительная мера, которую предлагает фонд, несостоятельна. Кто-то подумал: есть в системе первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) резерв, который позволит закрыть потребность в таких услугах? Хватит ли в поликлиниках специалистов и места, чтобы разместить отделения дневного стационара? Не отразится ли это на их доступности? По сути дела, фонд сегодня оперирует только словами, а его действия похожи на эксперименты над населением. Специалисты предлагают изменить правила планирования объемов медицинской помощи. Сейчас они рассчитываются так: аналитики берут количество коек в дневных стационарах по всей стране, подсчитывают количество пациентов, которые посещали их за три предыдущих года, и, учитывая эти показатели, рассчитывают траты на следующий период.
Но 2021-2023 годы - это постковидный период, когда многие казахстанцы проходили реабилитацию, услуги дневных стационаров стали особенно востребованы, и траты на них значительно выросли. Не исключено, что теперь такого спроса нет, тогда зачем опираться на прежние показатели?
- Подсчитать реальную потребность исходя из особенностей регионов (учесть, сколько пациентов состоят там на диспансерном учете, по каким заболеваниям). Количество людей, получающих стационарную помощь и нуждающихся в долечивании, и так далее, - обосновывает свою позицию Жамиля Кадыровна. - Учитывать маятниковую миграцию: в Астану, Алматы и другие большие города люди приезжают работать из регионов. Получается, что посещать дневной стационар они смогут только по месту прописки и прикрепления к поликлинике. Таких моментов множество.
Наш эксперт считает, что попытка фонда ограничить количество поставщиков в этой сфере напоминает экстренные, реанимационные меры. Подход должен быть взвешенным. Иначе может получиться, что сегодня фонд выдавит клиники из системы, завтра поймет, что оставшиеся не справляются, опомнится, но будет уже поздно.
Новые правила закупа медуслуг должны согласовать в ближайшее время. На носу конец года, когда фонд должен подписать договоры с медклиниками, которые работают в ОСМС.
Оксана АКУЛОВА, фото Андрея ХАЛИНА, Алматы