1854

Разорительное давление

Почему непрозрачная система налоговых рисков бывает сильнее любых доказательств?

Разорительное давление

Мы продолжаем собирать и фиксировать сводки с полей налоговых битв, развернувшихся в Карагандинской области. Так уж вышло, что почему-то именно в этом регионе сосредоточилось, пожалуй, самое большое число споров между предпринимателями и сотрудниками органов госдоходов из-за фискальных доначислений. Интересно, что Фемида при схожих обстоятельствах то отдает победу одной стороне, то склоняет чашу весов в пользу другой. Потому что в действующих законах есть пробелы, позволяющие интерпретировать их, эти обстоятельства, по-разному.

Вот, например, в истории фирмы GRAND SMITHY WORKS KAZAKHSTAN (GSWK), про которую мы неоднократно рассказывали, дважды выигрывали налоговики. Для тех, кто запамятовал, вкратце повторим подробности этого противостояния. Два года назад ДГД Карагандинской области провел комплексную проверку деятельности предприятия, по результатам которой доначислил ему 311,6 миллиона тенге! Ладно бы речь шла о какой-нибудь сомнительной тэоошке и были конкретные доказательства нарушений. Но нет же! Предприятие с иностранным участием (51 процент доли на тот момент принадлежал международной индийской компании), с хорошей репутацией, в том числе и налоговой, на котором работали свыше сотни человек, попало под пресс даже не из-за своих контрагентов, а из-за фирм, с которыми сотрудничали ее партнеры.

То есть фискалы в очередной раз применили свою излюбленную схему: нашли парочку недобросовестных предприятий, у которых была отменена регистрация, объявили их сделки фиктивными и выкатили доначисления не только всем контактировавшим с ними компаниям, но и их партнерам, а также партнерам их парт­неров! Хотя фактически на руках у налоговиков не имелось ни одного вступившего в силу решения суда.

Казалось бы, кто им мешал собрать неопровержимые доказательства? Пошли бы ко всем контрагентам предполагаемых нарушителей, изучили их первичную бухгалтерскую документацию. Но это же долго и муторно. Куда легче выписать уведомление о доначислении налогов, а попавшие в прицел предприниматели пусть потом сами отбиваются от претензий в судах. Кстати, некоторым удается убедить Фемиду в несправедливости скользких притязаний фискалов. Однако от GSWK судебная удача отворачивалась дважды. Сначала Карагандинский экономический суд, а затем и апелляционная инстанция сочли, что эта компания должна пополнить бюджет на упомянутую выше баснословную сумму.

Хорошо, что есть еще Верховный суд, где можно исправить ошибки. А в деле GRAND SMITHY WORKS KAZAKHSTAN их набралось с лихвой. Кассационная коллегия под председательством Мейрамбека ТАЙМЕРДЕНОВА обратила внимание на допущение предыдущими инстанциями существенных нарушений норм материального и процессуального права. А также отметила, что карагандинские судьи ничем не подтвердили свои выводы о том, что компаньоны GSWK не отразили в своих декларациях наличие зданий, сооружений и земельных участков или отсутствовали по юридическим адресам. Не имелось также подтверждений, что контрагенты не заключали сделок с другими поставщиками, кроме попавших под подозрение. Поэтому нельзя утверждать, что они не оказывали услуги, не выполняли работы или не поставляли товар.

В общем, вершители правосудия из Караганды не приняли мер к всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств, что привело к неправильному разрешению спора. Проще говоря, доверились пустым словам налоговиков и позволили им необоснованно закошмарить нормально работающее предприятие. Поэтому уже вступившее в законную силу решение было отменено и направлено на новое рассмотрение в апелляционную коллегию по гражданским делам Карагандинского областного суда.

И вот теперь новый состав служителей Фемиды с участием председателя гражданской коллегии Шахатбека АБДИРОВА разбирается в нюансах спора более тщательно, чем прежде. Судьи запросили первичную бухгалтерскую документацию контрагентов, внимательно ее изучают, задают сторонам много уточняющих вопросов, в том числе и выходящих за рамки кассационного постановления.

Мы пока не будем вдаваться в подробности о ремонтах экскаваторов или поставках запчастей для работающей на территории GSWK техники. Но очевидно же, что без подобных расходников предприятие не могло осуществлять свою деятельность и исполнять контрактные обязательства перед крупным игроком на местном рынке - АО “АрселорМиттал Темиртау” (АМТ). Тем не менее, как мы не раз упоминали в предыдущих публикациях, у налоговиков своя логика - “пирамидальная” (от названия информационной системы “Пирамида”, которая позволяет фискалам очень вольно выдвигать претензии к налогоплательщикам). И они продолжают настаивать на том, что GRAND SMITHY WORKS KAZAKHSTAN не получала некоторых товаров и услуг от своих поставщиков, поскольку поставщики этих поставщиков попали в категорию неблагонадежных. На сегодняшний день ТОО GSWK, которое прежде ежегодно выплачивало государству более 200 миллионов тенге налогов, а также регулярно кормило более 110 карагандинских семей, вынуждено расторгнуть контракт с АМТ. А иностранная компания-учредитель покинула Казахстан.

Таким образом, мы опять упираемся в проблему несовершенства действующего законодательства. А как было раньше? Налоговый инспектор заходил с проверкой на предприятие и сидел, закопавшись в бумагах, месяцами. И если он раскапывал какие-то нарушения, то практически никто не возмущался. Потому что открыто демонстрировались нюансы, не соответствующие букве закона. Появление бухгалтерской системы 1С помогло значительно ускорить процесс проверок. Однако первичная документация теперь зачастую не поднимается. Департаменты госдоходов, по сути, присвоили себе функции суда, а также следствия с его оперативно-розыскными мероприятиями, но без их фактического проведения.

По идее, фискалы не карательный орган. При обнаружении каких-либо косяков и подвохов им следовало бы подключать к делу правоохранителей. И только после получения подтверждений неправомерной деятельности со стопудовыми доказательствами можно привлекать злоумышленников к ответственности и заниматься доначислениями налогов всем причастным. Но почему-то этого не происходит. Все зациклено на платформе “Пирамида” с ее непонятными степенями риска. Какими критериями они обуславливаются? Тот еще вопрос! Никто, в том числе и сами налоговики, не могут дать ни предпринимателям, ни судам точных объяснений. А когда отсутствуют четкие определения, начинается хаос в трактовке. Оттого и плодятся ошибочные и зачастую репрессивные решения судов.

Ну и коррупционные уши торчать начинают. Весьма странно, что на этот пикантный момент еще не обратил внимания широко пиарящий повсюду свою деятельность антикор. Никаких утверждений делать не беремся, но давайте предположим, что условным бизнесменам на ровном месте доначислили налоги. Учитывая никому не понятную и непрозрачную систему присвоения степеней рисков, фискалы могут подогнать под плохишей даже безупречно работающих налогоплательщиков. Те потом могут долго и упорно судиться. Может быть, даже выиграют процессы, но это не факт. А в качестве более легкой альтернативы предприниматели, скорее всего, начнут искать лазейки и связи в налоговых органах. Ведь охранители госказны имеют никем не контролируемую возможность исключить ту или иную фирму из списка высокого риска. Или при инициации бизнесменом судебных разбирательств не прислать своих юристов на процесс…

А самое, пожалуй, страшное, что налоговики и суды нередко прикрывают свои сомнительные действия формулировкой “в интересах государства” . Руководители сферы госдоходов периодически хвастаются, что благодаря их усилиям доначисляются миллиардные суммы налогов. Вот только не ясно, уплачиваются ли они в бюджет. Потому что “доначислили” и “поступило в казну” - нетождественные понятия. Если в результате неожиданно вмененной дополнительной налоговой нагрузки предприятие банкротится и уволит сотни рабочих - это ли интересно государству?

Никто не спорит, что ушлых проходимцев, занимающихся обналами и прочими финансовыми махинациями, следует наказывать. Но разве государственные служащие не обязаны руководствоваться Конституцией и строго следовать букве закона? Нельзя же считать потенциально опасными всех подряд. А если уж доходит до предъявления претензий, то разве не нужно подтверждать их железобетонной фактурой? Чтобы было понятно, за что и почему госорган прибегает к жестким методам.

Ждем развязки судебных разбирательств по делу GSWK. Появятся ли вразумительные объяснения от ДГД и служителей Фемиды, станет ясно совсем скоро.

Ирина МОСКОВКА, фото автора, Караганда

Ссылки по теме:

“Сомнения трактуются в пользу взыскания?”, “ Время” от 23.9.2020 г.

“Совсем риски попутали!”, “Время” от 9.2.2021 г.

“Фискальный оскал”, “ Время” от 23.2.2021 г.

Поделиться
Класснуть