4021

Фискальный оскал

Зачем проверяющие органы ведут игру на грани фола?

Фискальный оскал
Коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА.

Несколько дней назад президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ во время совещания с сотрудниками прокуратуры заступился за казахстанских предпринимателей, страдающих от незаконных проверок. Он отметил, что контролирующие органы зачастую по малейшим поводам разворачивают самые настоящие репрессии, что недопустимо. Тем временем карагандинские налоговики уже не первый год демонстрируют, как ловко они умеют душить бизнес.

В ближайшее время у судей Карагандинского специализированного межрайонного экономического суда значительно повысится рабочая нагрузка. Здесь будут пытаться защитить свои права сразу несколько десятков местных фирм, которым прилетели “письма счастья” из органов госдоходов. Речь идет об уведомлениях, выставленных предприятиям после проведения камерального контро­ля. Можно было бы поду­мать, какие налоговики молодцы, что зорко бдят за пополнением государственной казны. Но радоваться этому мешает тот факт, что фискалы при осуществлении своей важной деятельности, похоже, сами нещадно фолят. И, возможно, злоупотребляют правом.

Недавно мы рассказали увлекательную историю компании GRAND SMITHY WORKS KAZAKHSTAN (см. “Совсем риски попутали!”, “Время” от 9.2.2021 г.). Когда сотрудники ведомства госдоходов проверили предприятие, то никаких нарушений по взаимоотношениям с одним из контрагентов не выявили. Но когда позднее зашли с проверкой к некоему поставщику этого контрагента, то обнаружили среди его партнеров какую-то сомнительную фирму.

Случилось так, что анализ форм его налоговой отчетности показал невозможность реального осуществления работ, отсутствие активов и трудовых ресурсов, поэтому все сделки автоматом угодили в разряд фиктивных. В реальности же никто глубоко не копал, чтобы со стопроцентной уверенностью утверждать про полное отсутствие сделок. Может, у этого контрагента и были подозрительные моменты, но другая часть работы шла в чистом законном поле. Иначе откуда бы у имевших с ним деловые взаимоотношения предприятий взялись первичные бухгалтерские документы, товарно-материальные ценности или оказанные, к примеру, услуги перевозок? Не из воздуха же материализовались? К тому же налоги за эти сделки своевременно поступили в бюджет.

Однако работники органов госдоходов проигнорировали требования статьи 96 Налогового кодекса (“результаты камерального контроля”), где говорится о том, что уведомления оформляются только при нарушениях высокой степени риска. В случае средней степени налогоплательщику шлют извещение для сведения. А по поводу нарушений с незначительной степенью вообще не предполагается никакой реакции проверяющих.

Между тем в статье 136 НК четко изложены сведения о системе управления рисками, под которыми подразумеваются вероятности неисполнения налоговых обязательств налогоплательщиком. Там тоже отмечается, что деятельности предприятий на основании отчетности присваиваются категории с высокой, средней и низкой степенями риска. Однако при этом не прописаны полномочия по определению степени риска нарушений. Компания GRAND SMITHY WORKS KAZAKHSTAN отрицательную высоту никогда не набирала. Тем не менее дэгэдэшники все равно влепили ей уведомление, отказавшись принимать пояснения о реальности сделок.

И ладно бы эта фирма одна незаслуженно попала под пресс. Ан нет! Наш корреспондент решил вникнуть в проблему поглуб­же и поприсутствовал в дистанционном формате на нескольких весьма похожих судебных процессах, где карагандинские бизнесмены пытались отбиваться от странных нападок налоговиков. В ближайшем будущем, между прочим, грядет целая серия аналогичных разбирательств, за которыми тоже стоит понаблюдать, потому что одно дело, когда возникают единичные случаи притязаний, и совсем другое, когда выстраивается чудная тенденция.

Немного приоткроем детали предстоящих споров. В свое­образный черный список фискалов попали фирмы “КУЗЕТ 2050”, Backup Service Resorts, “ШахтСтройСнаб”, Company XXI Century, “ОптСпецСбыт”, “РусорМеталл” и многие другие. Объединяют их два фактора - контрагент, с которым они работали, и одна и та же дата выставления уведомлений от 29 декабря прошлого года. Такие вот новогодние “подарки” управление госдоходов по Казыбекбийскому району Караганды подготовило для массы предпринимателей. Разумеется, речь идет о многомиллионных суммах налоговых доначислений, которые могут запросто потопить деловую активность фирм, а то и довести их до полного банкротства.

Что же стало причиной претензий фискалов? Как выяснилось, в начале минувшего декабря они закончили проверку деятельности одного местного ТОО за 2017-2018 годы. Вероятно, налоговики сильно торопились, поскольку еще чуть-чуть и из-за истечения срока давности уже не смогли бы ни к чему подкопаться. А тут срезали целый урожай сделок, по мнению проверяющих, без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров. Но это не точно.

Считать так без каких-либо вес­ких доказательств - неприкрытая хлюзда. Во-первых, потому что фирма, которую огорошили результатами проверки, с ними не согласилась и обратилась с жалобой в уполномоченный орган. Во-вторых, признать сделки недействительными может только суд, но у сотрудников УГД козырей в виде вступивших в законную силу судебных актов не имелось. Однако это не помешало им разослать уведомления контактировавшим с потенциальным нарушителем предприятиям. И, в-третьих, упомянутые выше компании имеют низкие и средние степени риска, поэтому никакими уведомлениями камерального контроля их награждать не должны были априори.

Так почему же это произошло? Гонка госоргана за предновогодними показателями и похвалой от руководства за рвение в работе? А может быть, целенаправленная игра в чьих-то интересах, чтобы нанести вред определенной группе бизнесменов? Ведь не на пустом же месте Агентство по противодействию коррупции и проект­ный офис “Адалдық алаңы” отметили подверженность коррупции сотрудников органов госдоходов. Зарплата у фискалов низкая, а копаться порой приходится в огромных финансовых оборотах. Некоторым, не исключено, сложно удержаться от искушения пополнить не только бюджет, но и собственный карман.

Непонятно и то, как подобные выверты совпадают с наказами президента о прекращении давления на бизнес. Ну, допустим, налоговики заставят фирмы произвести доначисления в казну, чем поставят их на колени и пустят по миру. Без работы останутся тысячи человек, которые тоже вносили свою лепту, отчисляя в бюджет часть зарплаты. Впоследствии их трудоустройство ляжет уже не на плечи бизнесменов, а на государство. Не секрет же, что на программу занятости и создание новых рабочих мест выделяются миллиарды. Выходит, выгода от несправедливого прессинга предпринимателей будет кратко­временной. А об отдаленных, разрушающих экономику последствиях никто пока не задумывается.

Ирина МОСКОВКА, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Караганда

Поделиться
Класснуть