Повторение пройденного
За услуги цифрового образования у нас опять платят не глядя?
У всем известной пословицы “Скупой платит дважды...” есть продолжение: “...а тупой - трижды”. Сколько раз государство оплачивало расходы на внедрение цифровизации системы образования, трудно сосчитать. Но вышеприведенная расхожая фраза все-таки не про государство, потому что оно на суперпроекты никогда не скупилось.
В сентябре депутат мажилиса от фракции Nur Otan Джамиля НУРМАНБЕТОВА задала серьезный вопрос правительству по поводу непонятных расходов.
- На мероприятия по созданию электронных образовательных ресурсов, подготовке педагогических кадров к использованию информационно-коммуникативных технологий и обеспечению равного доступа к информационно-образовательным ресурсам за девять лет выделено свыше 72 млрд тенге. Из них 30 млрд тенге потратили на внедрение системы электронного обучения е-learning, которую можно считать безрезультативной.
Коллеге вторила мажилисвумен из фракции “Ак жол” Дания ЕСПАЕВА, которая потребовала привлечь к ответственности чиновников, продвигавших и обеспечивавших систему е-learning. Она привела такие цифры: “Начиная с 2016 года в систему образования были направлены трансферты из республиканского бюджета на сумму 27,2 миллиарда тенге, из них 12 миллиардов тенге на приобретение 26 317 комплектов мультимедийного оборудования для 6152 школ; 16,5 миллиарда тенге на обеспечение скоростным интернетом 7160 школ; 4,4 миллиарда тенге на подключение 7160 школ к цифровым образовательным ресурсам”.
Трудно сосчитать, сколько нашей газетой было отдано страниц этой теме: год за годом мы выпускали расследования, ставившие под сомнение результативность и успешность реализации столь важной и нужной госпрограммы (см. “Где ЦОРы, МОН?”, “Ох уж эти электроники!”, “Задачка на деление”, “Время” от 29.11.2018 г., 9.1 и 16.4.2020 г.). Однако до раздачи всем сестрам по серьгам, то есть до поры, когда “усилия” ответственных лиц будут оценены по заслугам, похоже, еще далеко.
Тем более что в стране чуть ли не каждый месяц в сфере цифрового образования происходят новые события, одно краше другого: то система обвалится, то интернета всем не хватит… А то вдруг упадет международная оценка уровня знаний, и средний балл казахстанских школьников обнаружится на одном уровне с их одногодками из Кении, Сенегала, Судана и ряда других стран, мечтающих тоже куда-нибудь попасть.
Думающие люди понимают, в чем причина, но авторитетнее, чем глава государства, о провале госпрограммы цифрового образования не скажет никто. Еще весной раскритиковав злосчастный е-learning, президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ поручил кардинально реформировать систему образования и науки. По сути, избавить ее от коррупции. Практически о том же заявила и Группа государств по борьбе с коррупцией при Совете Европы. По мнению этой организации, коррупционные риски в условиях пандемии COVID-19 сильно возросли, поэтому странам рекомендовано применять “надлежащие прозрачные процедуры государственных закупок, способствующие развитию добросовестной конкуренции и сдерживанию коррупционеров”. Нехилый такой намек для Казахстана, не правда ли?..
Тем более что президент, говоря о коррупции в другой не менее важной социальной сфере - медицинской, заметил: “О нарушениях при цифровизации заговорили только сейчас, когда уже потрачены десятки миллиардов тенге”. В случае с образованием ситуация зеркальная, о чем свидетельствуют громкие уголовные дела последнего времени, в которых фигурантами выступают бывшие высокопоставленные чиновники социального блока правительства.
Тем временем на портале госзакупок мы обнаружили весьма странные сведения. Дело в том, что практически все учебные заведения страны в начале 2020-го заключили договоры о годовой подписке на онлайн-портал iTest, мультимедийный курс начальной школы iMEKTEП, образовательную платформу BilimLand, коллекцию обучающих фильмов Twig-bilim. Договоры, срок действия которых заканчивался 31 декабря, были оплачены полностью, то есть заранее. Но уже в августе учебные заведения заключили новые договоры, смысл которых остался неизменным.
Например, сумма мартовского договора между ТОО Bilim Media Group и ГУ “Отдел образования акимата Аулиекольского района” Костанайской области составила 5 млн 890 тыс. тенге. В августе те же юридические лица заключают другой договор (практически о том же самом!) стоимостью 1,7 млн тенге. Важное уточнение: к списку предоставляемых услуг добавился информативный цифровой образовательный портал OnlineMektep.
То есть, надо думать, появилась новая услуга, обеспечивающая работоспособность цифрового образования. Окей. Но тогда почему ответственные лица забывают (или умалчивают?) о прямом и жестком предписании Счетного комитета по контролю за исполнением Республиканского бюджета о запуске с 1 октября 2019 года в эксплуатацию государственной системы е-learning? Напомню: МОН перестал финансировать с приходом на должность министра Ерлана САГАДИЕВА. Систему так и не реанимировали, и никто из МОН наказания не понес.
В своих прежних публикациях я рассказывал, как и почему МОН не только закрыл систему е-learning, но и передал более 5000 цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в распоряжение Bilim Media Group. Законность этой передачи до сих пор вызывает большие вопросы. Аналогично организация в 2017-2019 годах повторной закупки ЦОРов на сумму свыше четырех млрд тенге. Все школы страны были вынуждены в добровольно-принудительном порядке оплачивать подписку для доступа к частному порталу, на который перекочевали оплаченные государством ЦОРы. Цена вопроса для каждой школы составила 190 тыс. тенге в год. За три года в масштабе страны получается астрономическая сумма...
Вспомним, что весной режим ЧС внес существенные коррективы в школьный процесс: было увеличено каникулярное время, объявлен бесплатный доступ к образовательным платформам и интернету. Однако нам не удалось найти никаких документов о перерасчете уплаченных договорных сумм, в том числе из-за увеличившейся продолжительности школьных каникул. Наши источники утверждают, что такая ситуация наблюдается по всей стране. Безусловно, излагаемые нами факты потребуют компетентной оценки, а значит, мы надеемся получить ее из официальных органов.
Если же вернуться к договорам о подписке в 2020 году, то вопросы возникают не только о том, почему школам пришлось вновь платить за доступ к порталу, но еще и доплачивать за OnlineMektep (сумма составила 173 332 тенге за сентябрь-декабрь). Надо бы разобраться в самой сути этой цифровой услуги, до боли напоминающей историю с ЦОРами.
Министр образования Асхат АЙМАГАМБЕТОВ в прессе заявил: на создание OnlineMektep не выделено ни гроша, но Министерство образования задействовало в этом проекте 160 учителей и 40 методистов, которые получили гонорары за созданные уроки и премии за работу в чрезвычайных условиях. То есть это МОН, а не кто-то другой, обеспечил подбор учителей и контроль качества уроков. Значит, портал наполнен содержанием за счет государства? А ведь разработка контента - это главное и самое дорогое.
Так кто же был основным и главным исполнителем OnlineMektep? Тот, кто создал контент, или тот, кто технически все оформил, сняв уроки на видео и произведя монтаж? С моей точки зрения, это ситуация один в один, как с ЦОРами, которые, будучи государственным имуществом, ушли в распоряжение частника…
Ну а МОН перед началом нового учебного года настоятельно рекомендовал 3,5 тысячи учебных заведений среднего звена подключиться к OnlineMektep. Конечно, не бесплатно. Между тем уроки на OnlineMektep отсутствуют в перечне дополнительных материалов, прошедших госэкспертизу на соответствие стандартам. Видно, проверить не успели. Как тут не спросить: за что платим-то?
Стас КИСЕЛЁВ, Костанай