5505

Где ЦОРы, МОН?

Новый многомиллионный цифровой школьный проект МОН нужен для того, чтобы замести следы старого? Версия нашего корреспондента

     Если вы думаете, что цифровизация школьного образования - результат новых веяний, то глубоко ошибаетесь. На самом деле с этой цифровой штукой моновские чиновники носятся вот уже вторую пятилетку подряд. Сказать, что их усилия совсем уж бесплодны, нельзя. Однако плоды этой деятельности выходят разными по качеству и на вкус.

На минувшей неделе мы рассказали о своей оценке найденной нами в открытых источниках новой информации по поводу активно внедряемой в стране системы электронных журналов и дневников (“Кунделик”, открой личико!”, “Время” от 22.11.2018 г.). Хотя прежде на самом высоком моновском уровне проект назывался бесплатным, теперь в рамках ГЧП стоимость его жизнеспособности оценена в 5,8 млрд. тенге. Конечно, это не означает, что вышеуказанная сумма была направлена на счета ТОО “Кунделик” (в статье этого и не утверждалось). Однако вопросы, связанные с пригодностью и безопасностью системы, возникли большие.
Главный из них - почему министерская ставка была сделана на “Кунделик” в то время, когда еще не было известно, сумеет ли он пройти предписанные законом “Об информатизации” строгие испытания и выдержать аттестацию, а затем получить разрешение на ввод в промышленную эксплуатацию и интеграцию с государственной информсистемой. Пока же у “Кунделика” за плечами нет ни акта испытаний с положительным заключением, ни аттестации, ни разрешений - только поддержка МОН и киберзащита, обеспечиваемая АО “НИТ”, в чьем ведении находится вся система “электронного правительства”…
И на прошлой неделе стало известно о том, что МОН приступил к реализации нового проекта. Конечно же цифрового и, безусловно, недешевого. Он призван вновь (уже в который раз!) модернизировать казахстанское среднее образование. Цена вопроса - 75 млн. долларов США, полученных взаймы у Всемирного банка. Погашать этот кредит стране придется в течение 17 лет.
Информация о новой идее МОН сразу же попала под огонь критики. Отечественные журналисты и пользователи соцсетей подняли ее на смех: “75 млн. долларов на укрепление человеческого капитала для устойчивого развития. Они сами поняли, что сказали?” - поинтересовалась фейсбукчанка Гульбану АБЕНОВА, процитировавшая слова вице-министра Эльмиры СУХАНБЕРДИЕВОЙ, презентовавшей проект для прессы.
Справедливости ради стоит сказать, что цели проекта не столь уж размыты. В основном его деньги предназначены “на доступ к образовательным материалам, оснащение мультимедийным оборудованием и повышение потенциала сельских учителей” - так утверждают в МОН. И все бы ничего, но при чтении этой информации меня буквально истерзали смутные сомнения. Где я все это раньше слышал?..
Бог мой, ну конечно же, пятилетку-другую назад, на заре масштабного госпроекта электронного обучения! Того самого, который нацпалата предпринимателей “Атамекен” пыталась противопоставить системе “Кунделик”, выдав последней отрицательное экспертное заключение.
Адепты Е-­le­arning (в работе которого, как и в “Кунделике”, предусмотрена система электронных журналов и дневников) тоже ведь пробили деньги на приобретение для школ оборудования и цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). И тоже в целях обеспечения доступа сельских школ к качественному образованию, а также модернизации, цифровизации, улучшения качества человеческого капитала. Только тогда на это вытащили деньги из бюджета, а теперь “девушку танцует” Всемирный банк. Короче, в целом тема не нова. Но есть ли у ее идейных вдохновителей моральное право на реализацию идеи?
В прошлом году я пытался разобраться с историей, связанной с теми самыми ЦОРами, которые были размещены на портале Е-learning. Тогда возникли вопросы о том, почему мультимедийные ресурсы, за которые государство заплатило поистине бешеные деньги, находятся в распоряжении частного бизнеса и почему школы вынуждены платить за доступ к ЦОРам, покупая ежегодную подписку.
Как вы думаете, что изменилось с тех пор? Я вам скажу: ЦОРы исчезли с портала проекта
Е-learning. Вообще. В принципе. Их там нет. Кликнув на раздел “Электронная библиотека”, посетители сайта e.edu.kz (им ведает МОН) видят грустный смайлик и сообщение: “Не найдено. Извините, но страница, которую вы пытались про­смотреть, не существует”. Причем ответственно заявляю: ее там нет больше полугода (весной, когда впервые прозвучала информация о новом займе, я этот раздел уже не мог найти).
Между тем еще в прошлом году на ней было размещено 14,5 тысячи цифровых образовательных ресурсов. Упоминание об этом сохранилось на сайте проекта, с которого бесследно исчезли оплаченные государством ЦОРы общей стоимостью примерно 7 млрд. тенге (каждый ЦОР в среднем стоит 430 тыс. тенге). Их разрабатывали сразу несколько отечественных и иностранных компаний.
Между тем компания BilimLand (один из разработчиков ЦОРов) объявила об открытии бесплатного цифрового доступа к находящимся в ее распоряжении мультимедийным образовательным ресурсам, львиная доля которых была создана по заказу МОН. Этот аттракцион неслыханной щедрости, видимо, не случайно совпал с началом нового проекта МОН. А учитывая пропажу ЦОРов с сайта Е-learning, складывается впечатление, что место под новые цифровые ресурсы было просто расчищено. Для чего?
Быть может, чтобы в рамках новой программы организовать очередную подписку к образовательным ресурсам. Может, и для того, чтобы начать разработку ЦОРов с нуля по всем предметам. Как видим, дело это выгодное: что ежегодно шлепать тиражи учебников в угоду все новым школьным программам, что создавать электронные ресурсы.
Для сравнения: в соседней России существует множество ресурсов с бесплатными ЦОРами, на создание которых из бюджета не выделялось ни копейки, как и на электронный ресурс “Дневник.ру” (прототип нашего “Кунделика”), который финансируется там же за счет рекламы.
Так что, если герой песни Высоцкого спрашивал: “Где деньги, Зин?”, то почему примерно такой же вопрос мы сегодня не можем задать МОН?

Стас КИСЕЛЁВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Костанай

Поделиться
Класснуть