Кризис достиг дна и догрёб до берега
В Алматинской области, оказывается, коронавирусный кризис помог разбогатеть не только фармацевтам и коррумпированным чиновникам от медицины и образования, но и вполне себе обычным гражданам. Наш корреспондент познакомился с некоторыми ударниками капиталистического труда, которые хотя и стесняются, но соглашаются, что карантин и кризис здорово сыграли им на руку. Их истории успеха связаны с озером Балхаш.
Жительница Лепсы Зульфия ТЕНИЗБАЕВА говорит, что пандемия заставила нашего туриста наконец-то обратить внимание на казахстанские просторы.
- В прошлом году был огромный наплыв отдыхающих на Балхаше. Такого количества людей я не видела с советских времен! - не скрывает своей радости женщина. - Не успевала принимать гостей. Семьями уезжали из мегаполиса, боялись заразиться. А здесь свежий воздух, вода, экологически чистые продукты: молоко, мясо, рыба.
Зульфия живет хотя и не на самом побережье, но не знает отбоя от желающих погостить именно в ее доме. Если все предыдущие годы она сдавала туристам свой дом, то в прошлом на вырученные деньги смогла с мужем построить еще и четырехкомнатный отель со всеми благами цивилизации. Даже баня есть.
- Номер стоит 10 тысяч тенге. В нем четыре кровати, если с детьми - могу раскладушку дополнительно поставить. Трехразовое питание с одного человека плюс три тысячи тенге, - уточняет предпринимательница. - Любое блюдо, которое заказывают отдыхающие, готовлю. В основном люди предпочитают мясо по-казахски, куырдак, манты и рыбу.
У Зульфии два сына: Алиби и Нурсултан. Оба студенты. Как только наступает лето, мальчишки спешат на помощь к маме. Старший катает отдыхающих на катере, а младший хлопочет по хозяйству.
Доставка на берег Балхаша тоже организована.
- У нас есть WhatsApp-группа, есть админ, который регулирует всю нашу работу, - поясняет Зульфия. - Это не только поиск такси, но и размещение на пляже, доставка еды и организация досуга: катание на катере, банане и катамаране. Можно сказать, разработали своего рода туристический кластер.
Бизнесу Марфуги АБИЕВОЙ в этой цепочке можно отвести одну из ключевых позиций. Она обеспечивает почти всех сельчан и отдыхающих самым главным продуктом - хлебом.
- Когда я вернулась в село, все было в руинах, даже вспоминать больно, - говорит женщина, проработавшая в лепсинской больнице почти всю жизнь. - Я ведь не хотела уезжать, вышла на заслуженный отдых. Дети забрали в Талдыкорган. Но комфортные условия для меня, постоянно хлопочущей по хозяйству, оказались невыносимыми. И я вернулась в Лепсы.
По рассказам Марфуги-апай, на месте двухэтажного торгового дома, где она сейчас трудится, в советское время был универмаг. Он хотя и разрушен, но не бесхозный. Они с сыном Русланом выкупили это здание и начали ремонт.
- Нам пришлось разгрести завалы, чтобы начать жить заново, - улыбается апашка. - Сельчане попросили организовать универсальный магазин, ведь им приходилось ехать за отверткой или краской в Талдыкорган. Это почти 170 километров по разбитой автодороге.
Так в селе появился магазин “Сатти”, где сельчане могли купить все необходимое для дома. Но в селе не было и своего хлеба. Его в Лепсы возили из областного центра. Доставка включалась в стоимость, и булка дорожала почти вдвое.
- Решение пришло сразу же. Сын купил оборудование для выпечки хлеба, - радуется за свое чадо Марфуга-апай. - Не скрою, было трудно, но он не сдавался. Через два месяца маленький цех начал покрывать потребности села, а со временем и соседских сел.
Так обычный парень из аула смог снизить цену на хлеб почти на 40 процентов и запустить общественный транспорт, который стал колесить между аулами.
- Пандемия внесла свои коррективы в нашу жизнь. Но сказать, что наши дела пошли плохо, будет неверно, - рассуждает предпринимательница. - Видимо, в Лепсах климат благоприятный, раз у нас не было летальных исходов.
Когда власти закрыли границы на зарубежные курорты, второй этаж “Сатти” был переоборудован под гостиницу.
- Получилось пять номеров с телевизором, холодильником и душевой. Один номер стоит 25 тысяч тенге. В эту стоимость входят еще топчан, который установлен на берегу Балхаша, и водные развлечения. Клиентам предоставлены скидки в кафе, - перечисляет Марфуга-апай. - Сначала мы хотели сделать одно меню для всех и включить плату за еду в стоимость номера, но позже поняли, что это невозможно. У каждого клиента свои предпочтения. И легче было договориться со всеми кафешками в округе на скидку.
Здесь всего три кафе, поэтому в каждом у постоянных клиентов свои скидки.
Предпринимательница говорит, что в прошлом сезоне они с сыном заработали очень большие деньги, но сумму не стала называть. По ее словам, для сельской местности это можно считать богатством!
В этом году в “Сатти” номера забронированы до августа. На Балхаше даже в сентябре вода теплая.
Другого парня, сделавшего на карантине состояние, зовут Роман МАРТЫНЕНКО. У него 14 деревянных домиков на берегу Балхаша. Отдыхающих здесь принимают не только летом, но и зимой. Бизнесмен сделал ставку на слабость мужчин - рыбалку.
- Зимой такой номер стоит 18 тысяч тенге. В нем четыре кровати, одна двухместная. Супружеской паре можно смело приезжать с тремя детьми. Им не будет тесно. Номер очень просторный, - уверяет Роман. - Питание в стоимость номера не входит. Зато на кухне (это отдельно стоящее здание) всегда есть кипяток, и любой желающий может заварить себе кофе или чай.
Летом стоимость номера возрастает до 25 тысяч тенге.
- В прошлом году зона отдыха, хотя и открылась в тестовом режиме, но от отдыхающих не было отбоя. Домики ни дня не пустовали до сентября, - рассказывает предприниматель. - Люди бежали от пандемии. Приезжали даже глубокой осенью, и тогда было решено продлить сезон на зимний период. Ребята приезжали компаниями, катались на санках и ловили рыбу.
На берегу озера Роман установил топчаны, правда, защитная от солнца ткань за два года успела порядком поистрепаться.
- Зима была суровой, весна ветреной, не было времени заменить, - объясняет он. - Такой наплыв туристов, что не успеваем их встречать и размещать.
Доход за прошлый сезон Мартыненко тоже получил хороший. На вырученные средства, говорит, закупил дополнительно еще четыре сруба и сейчас их устанавливает. У парня большие планы на будущее. И таких, как Роман, чей бизнес сегодня сосредоточен на Балхаше, порядка пятисот человек.
Но есть у них общие для всех проблемы. Если их сегодня не решить, на одной пандемии долго не продержаться.
Они без чистой питьевой воды, канализации, электричества и хорошей дороги смогли вопреки всему раскрутить свой бизнес.
С последней проблемой вопрос уже решается. Начался капитальный ремонт республиканской трассы Алматы - Усть-Каменогорск. К озеру ведут две трассы. Первая начинается сразу за аэропортом Талдыкоргана и заканчивается у Мулалинского кольца. Одна уже отремонтирована, а это около 50 километров. Другая - областного значения. Отсюда до Лепсы ровно 105 километров. Сейчас тоже заканчивается капитальный ремонт.
Не решен вопрос с прибрежной автодорогой. В прошлом году худо-бедно залатали дорогу от поселка до озера, а вдоль берега не стали делать.
Еще одна проблема на Балхаше - отсутствие электричества. Хотя на берегу озера порядка 50 зон отдыха, кемпинги и гостевые домики, только три имеют такое благо цивилизации, как свет. Остальные обходятся дизельными электростанциями, в простонародье называемыми чабанками.
И главная проблема Балхаша - берег находится в частных руках. В лихих 90-х почти 30 тысяч гектаров прибрежной территории перешли некоему ТОО “Есмурат” для ведения крестьянского хозяйства. При желании фермер может запросто выгнать всех отдыхающих со своей территории. Предпринимателям остается только молиться, чтобы этого желания у владельца земли не возникло.
Между тем сводка управления туризма области радужная.
- За последние 10 лет туристский поток в Жетысу увеличился в 3,5 раза, при этом активный рост приходится на последние пять лет. Это наглядный результат работы, проделанной руководством области в целях развития инфраструктуры, - подчеркнула руководитель управления туризма Жанара АЛЧИМБАЕВА.
Как отмечают в ведомстве, к 2025 году прогнозируемый поток туристов в алматинский регион достигнет четырех миллионов человек.
Сандугаш ДУЙСЕНОВА, фото автора, Алматинская область