Чего директору для счастья не хватает
14 премьер, 372 спектакля для 400 тысяч зрителей. Гастроли в Астане, Шымкенте, Атырау, Астрахани, участие в международных фестивалях в том же Атырау, российских Кинешме, Владимире, Пскове, Москве и Санкт-Петербурге...
И везде аншлаги, интересные, большей частью хвалебные отзывы театроведов, критиков с мировым именем. И все это отнюдь не о столичном, а об областном Акмолинском русском драматическом театре (АОРДТ). И только за один 47-й театральный сезон.
Популярность АОРДТ давно перешагнула границы области. Великолепный спектакль, поставленный по повести Пушкина “Станционный смотритель”, с триумфом показанный на нескольких фестивальных площадках, завоевал Гран-при на III международном театральном фестивале “Әбіш әлемі”, проведенном международной организацией тюркской культуры ТЮРКСОЙ. Победителем в номинации “Лучшая режиссура” стал его постановщик Тимур КУЛОВ. А директор театра заслуженный деятель культуры Бейбут БАХТЫГЕРЕЕВ удостоился высокой награды - медали “За заслуги в культуре тюркского мира”.
Министр культуры и информации Аида БАЛАЕВА в своем годовом отчете назвала акмолинский театр одним из лучших в стране, подкрепив слова почетной грамотой “За вклад в развитие культуры” его директору. Но, пожалуй, красноречивее всего за театр “голосуют ногами” зрители: на большинство спектаклей билеты зачастую не достать...
Секрет успеха? Конечно в таланте. Недаром в этом году на VI церемонии присуждения театральных премий критиков Казахстана Бахтыгереев был признан лучшим театральным менеджером года.
“Подобное притягивает подобное” - это о людях талантливых, творческих. Театральная труппа сегодня - единомышленники, способные реализовать любую, даже самую невероятную идею очень креативного директора.
Кроме главной сцены у театра есть еще три площадки. Это детский “Киндер-театр”, где дети, едва выйдя из младенческого возраста, становятся не просто зрителями, а участниками захватывающего действа.
Экспериментальная студия под крышей здания и арт-пространство в его подвале - уникальные локации для современных перформансов, зачастую построенных на экспериментах, не утяжеленных сложными декорациями, - неизменно привлекают к постановкам молодых артистов и режиссеров внимание самой сложной зрительской аудитории - молодежной.
Сегодня имя режиссера Тимура Кулова известно во многих странах, недавний театральный фестиваль в российском Пскове был даже назван его именем - “Кулов-фест”. А несколько лет назад свою первую крупную работу он поставил именно в Кокшетау.
- С Тимуром мы познакомились в Казани на театральном фестивале, - рассказывает Бейбут Бахтыгереев. - Коллеги посоветовали обратить внимание на талантливого парня, а я предложил ему прочесть Мухтара АУЭЗОВА. Через неделю он перезвонил, совершенно влюбившись в творчество великого казахского писателя. В результате получился великолепный спектакль “Лютый”, который с триумфом проходил на самых разных площадках.
Не менее успешным был поставленный тем же Куловым “Станционный смотритель”, многообещающей стала и недавняя его премьера “Волки и овцы” по Островскому.
Приглашенные режиссеры - это новое видение, мастер-классы для актеров. Только за последние годы кокшетауским артистам довелось сыграть в постановках киргизского режиссера Шамиля ДЫЙКАНБАЕВА “Плаха”, “Чичиков”, “Пошта”, российского режиссера Баатра КОЛАЕВА “Река Потудань”, “Тиль Уленшпигель”, “Расемон”. В этом году состоялся показ “Калеки с острова Инишмаан” режиссера Рачи МАХАТАЕВА, работающего сейчас в Караганде…
Не пустуют залы на спектаклях, поставленных кокшетаускими режиссерами Василием ГРЕЧАННИКОВЫМ и Ольгой ЛУЦИВОЙ.
Участие в фестивалях - это праздник, после которого не счесть идей и планов. А уж собственный международный фестиваль “ТеART Кокше”, на который “все флаги в гости к нам”, - это вообще феерия! И не только коллективы из Казахстана, стран ближнего зарубежья, но и члены жюри из Германии.
- И так было пять лет подряд. А вот на шестой денег в областном бюджете не нашлось. В этом году, к сожалению, мы провели его в усеченном формате при поддержке Россотрудничества. Но все равно пригласили театроведов ГИТИСа, директоров 22 казахстанских театров, Санкт-Петербургского театра юных зрителей им. А. А. Брянцева, Белорусского государственного академического театра юного зрителя, новосибирского молодежного театра “Глобус”, - говорит директор АОРДТ.
По его словам, и в этом году пока не ясно, будет ли финансирование фестиваля. Не решается и проблема с автобусом. Из-за этого артисты не могут выезжать с постановками в районы, хотя раньше дважды в год объезжали всю область с детскими спектаклями, радуя сельских ребятишек. Не получается навещать и дома престарелых, и колонии, где раньше актеры тоже были частыми гостями. А “Театр на колесах” акмолинцы помнят, любят, ждут.
Планов у Бейбута Бахтыгереева громадье. И все 13 лет его руководства театром они имеют обыкновение сбываться. Вот еще бы автобус театру и деньги на фестиваль...
Владислава КОКОРИНА, фото Вадима БОГЕНКОВА, Кокшетау