Вот это кадры!
Тревожные и откровенные признания младшего инспектора-кинолога департамента полиции Акмолинской области о гонениях со стороны своего руководства с быстротой молнии распространяются в чатах силовиков и в соцсетях.
Однако ни пресс-служба ДП, ни руководители ведомства до сих пор не опровергли и не подтвердили слова Руслана БАЙСАЛБАЕВА. А ведь речь идет, помимо прочего, о добровольно-принудительных сборах в полицейской системе. Впрочем, обо всем по порядку.
Свое видеообращение сержант Байсалбаев записал две недели назад сразу после совещания в департаменте полиции Акмолинской области. Если его слова - это правда, то Руслан может пострадать (простите за тавтологию) за свою правду. Или уже пострадал - парень перестал выходить на связь. А если сказанное неправда, то ему тоже не позавидуешь…
На том мероприятии чествовали местных ветеранов органов внутренних дел. После торжественной части руководители ДП заговорили о перечислении однодневной зарплаты действующих полицейских в фонд ветеранов ОВД и Нацгвардии, которым почти 20 лет бессменно руководит генерал-майор милиции в отставке Умурзак БОЛСАМБЕКОВ. Именно этот добровольно-принудительный сбор возмутил кинолога Байсалбаева.
“Тогда я сказал: лучше бы чествовали сотрудников полиции, которые гибнут на улицах, рискуют жизнями. Ежегодно на эти ветеранские организации удерживают однодневную зарплату полицейского, которая оставляет желать лучшего. На собрании заместитель начальника департамента полиции Акмолинской области Бакытжан ЕРАЛИН дал команду ИЛС (инспекция по личному составу. - Т. К.) и УСБ (управление собственной безопасности - обе структуры отвечают за чистку полицейских рядов. - Т. К.) разобраться с моими комментариями по поводу чествования ветеранов органов внутренних дел…” - цитата из видеообращения сержанта Байсалбаева.
Он заявил, что опасается за свою жизнь и свободу. Выразил мнение, что ему могут перекрыть все возможности и дальше работать в системе МВД. Единственный сын в семье, кормилец, он переживает, что в УСБ против него могут возбудить уголовное дело, ведь общеизвестно: когда система выступает против своего сотрудника, исход дела решается исключительно в пользу ведомства.
“Сегодня у нас полиция основывается на советских принципах карательной системы, хотя мы уже давно должны были перейти на сервисную модель. Я высказал свое слово и теперь переживаю, что за это на меня будет оказано давление. Прошу во всем разобраться и взять это дело на личный контроль” - еще одна цитата прозревшего сержанта.
Средняя однодневная зарплата стража правопорядка - около 5000 тенге. Личный состав МВД - более 120 тысяч сотрудников. Раз в год бухгалтеры всех подразделений министерства удерживают эту сумму из зарплаты. По самым скромным подсчетам, в год в фонде генерала Болсамбекова аккумулируется более полумиллиарда (!) тенге. Фактически собирается больше - разница должностного оклада сержанта и полковника довольно существенная. А еще есть генеральские зарплаты свыше миллиона тенге в месяц. Платят в фонд все - от рядового до министра (см. “Сборы или поборы?”, “Время” от 18.1.2023 г.).
А тем временем, подводя итоги минувшего года, министр внутренних дел Ержан САДЕНОВ на торжественном собрании в МВД объявил новый год Годом профилактики преступлений под слоганом “Полиция на страже закона и порядка”. Прошлый год, напомним, прошел под девизом “Год совершенствования кадрового потенциала”.
Но как-то не везет главе МВД с кадрами: то опальный сержант на всю страну заявил о поборах с личного состава, то начальник военно-следственного управления (ВСУ)МВД попался с поличным.
Начальник ВСУ вообще-то целый полковник. И никто не ждал, что он клюнет на сущую мелочь для размера его звезд, что украшают погоны.
“24 декабря 2024 года в 18.30 около дома №44 в Актау в ходе проведения негласных следственных действий сотрудниками ДКНБ по Мангистауской области при получении денежных средств от врио начальника хранилища военно-технического имущества в/ч №75488 Министерства обороны Турмаганбетова Д. Т. в сумме миллион тенге за положительное решение по уголовному делу по статье 450 УК РК (“злоупотребление властью”) задержаны сотрудники ВСУ МВД Джавгашев М. С. и Садуакасов А. Н.” - цитата из оперативной сводки, которая до сих пор распространяется в чатах силовиков и в СМИ.
Прошлым летом, возбудив против Турмаганбетова уголовное дело, следователь ВСУ по Западному региону Асхат Садуакасов начал собирать доказательства. А дальше то ли черт попутал, то ли шеф приказал (следствию еще предстоит найти ответы на эти вопросы): подозреваемого вызвали на допрос и предложили значительно облегчить его дальнейшую участь. За миллион тенге. Тот обещал подумать и направился в ДКНБ Мангистауской области писать заявление о вымогательстве. Там уведомили представителей департамента собственной безопасности МВД, военную прокуратуру и приступили к операции по поимке мздоимцев.
Необходимо пояснить несведущим читателям, что должность начальника ВСУ считается очень крутой - кандидат назначается министром. Место хоть и не генеральское, если сравнивать с начальником ДП, однако руководитель ВСУ влияет на жизнедеятельность всех военных гарнизонов, расположенных в вверенном ему регионе (это несколько областей страны). Даже рядовой следователь ВСУ при наличии оснований может возбудить уголовное дело против командования регионального военного округа. Что уж говорить о врио начальника склада войсковой части. К слову, у полковника Мухита Джавгашева комитетчики изъяли всего 700 тысяч тенге - видимо, его доля взятки.
“Интернет помнит все” - это не просто слова. Благодаря Всемирной паутине можно узнать, что ранее Мухиту Суюндыковичу не раз удавалось выходить сухим из воды. Когда он в 2023 году руководил Южным военно-следственным управлением МВД, случился скандал: со счетов ведомства исчезло более 120 миллионов тенге. Хотя главный бухгалтер ВСУ Максат МУКАТ с пеной у рта доказывал, что расхитил казну вместе с шефом Джавгашевым и тот свою долю потратил на покупку квартиры для одной женщины, топтать зону сроком на восемь лет отправили только главбуха.
Мухит Джавгашев проходил по делу в качестве свидетеля. Отрицая все обвинения в свой адрес, он утверждал, что был не в курсе хищений и полностью доверял главбуху, передав ему ЭЦП (электронная цифровая подпись) первого руководителя госучреждения.
Правда, в приговоре военного суда Алматинского гарнизона говорится о частном постановлении в адрес МВД о системных недостатках в деятельности Южного регионального ВСУ. Судья Зарина РАХМЕТОВА особо подчеркнула “неспособность руководителя выявить многолетние хищения”. В МВД взяли под козырек и сняли Джавгашева с занимаемой должности. Но пару месяцев спустя назначили первым руководителем Западного регионального ВСУ МВД.
А вскоре полковник Джавгашев снова оказался в центре финансового скандала. Начальник финансовой службы Западного регионального военно-следственного управления МВД Анияр САДЫКОВ похитил из бюджета более 24 миллионов тенге. Но и в этом случае Мухиту Суюндыковичу удалось выйти сухим из воды. Он, как и на судебном процессе по обвинению главбуха Муката, заявил: мол, доверил главбуху Садыкову свою ЭЦП и даже не подозревал, что тот обчищает родную казну (см. “Уж очень не по чину брал”, “Время” от 20.3.2024 г.).
А в свободное от раздачи бухгалтерам ЭЦП время в своих немногочисленных интервью СМИ Джавгашев особо подчеркивал, что является выходцем из полицейской династии и вместе с братьями Бекжаном и Санатом ДЖАВГАШЕВЫМИ, военнослужащими Вооруженных сил, верой и правдой служит народу и государству.
“За 20 лет службы многое пережито: каждый день новые вызовы, новые задания. Но служба закаляет характер, человек становится дисциплинированным, порядочным, у него появляется обостренное чувство ответственности, справедливости и патриотизма. Мы все служим одному делу - защите граждан страны и закона, руководствуемся Конституцией страны, а самое главное - делаем свою работу профессионально” - красивая цитата из интервью пока еще полковника МВД Джавгашева, после которой аж плакать хочется.
Тохнияз КУЧУКОВ, Алматы