11072

Санация внутренних органов

Как руководители санатория МВД обанкротили ведомственную лечебницу, каким образом легализовали сотни миллионов тенге и кто из генералов годами покровительствовал этой схеме

Санация  внутренних органов

Пять лет назад наша газета писала о том, что санаторий “Казахстан”, принадлежавший Министерству внутренних дел и находившийся в залоге в Народном банке, неожиданно был продан на торгах гораздо ниже стоимости (см. “Аукцион неслыханной наглости”, “Время” от 28.5.2018 г.). Этот материал вызвал эффект разорвавшейся бомбы. Как говорится, деньги любят тишину. Большие деньжищи - тем более. А тут стало достоянием общественности, что здравница, оцененная в 7 501 524 000 тенге, досталась банку всего за 3 571 524 000!

Лечебница расположена в предгорьях Алматы на проспекте Достык, где голый учас­ток чуть ли не квадратными децимет­рами продают. А тут капитальные строения и более пяти гектаров земли (когда санаторий перешел в собственность МВД, участок вообще превышал 15 гектаров!). Лакомый кусок, который всегда можно выгодно продать.

Как же полиция свой санаторий потеряла? Классика жанра: 22 января 2013 года между “Казахстаном” и банком было заключено соглашение об открытии кредитной линии под залог на общую сумму 2 667 100 000 тенге как в национальной валюте, так и в долларах. В тот же день представители санатория предоставили в качестве залога спальные корпуса (общая площадь 6011 кв. м), основное строение (3632,7 кв. м), лечебный корпус (3417,3 кв. м), прачечную, гараж, склад и проходную (их общая площадь составила 683,9 кв. м).

А вскоре якобы в связи с возникшими у здравницы финансовыми трудностями “Казахстан” допустил просрочку выплат. Очень быстро санаторий задолжал банку 3 407 126 080 тенге и 135 683 доллара.

И банк, воспользовавшись этим обстоятельством, сделал все возможное, чтобы стать новым собственником при минимальных для себя издержках. Пока шли гражданские судебные процессы, следственный департамент МВД возбудил несколько уголовных дел. Главными фигурантами стали президент АО “Санаторий Казахстан” Казбек СУЛТАН, его дочь Аяна БЕЙСЕБАЕВА, члены совета директоров АО Амангельды ТОЙБАЕВ, Арман ЖУМАНОВ и руководитель отдела закупок Жанар КУДЕРБЕКОВА.

Казбек СУЛТАН.

Пока сыщики искали улики против основных фигурантов (нескольких подозреваемых перевели в свидетели, когда они пошли на сотрудничество со следствием), гражданский процесс набирал обороты. Представители Народного банка Казахстана всячески пытались доказать свою правоту, однако суд установил многочисленные нарушения законодательства банковскими работниками. Потом были апелляции, заседание в Верховном суде.

В итоге Султану предъявили букет обвинений: “присвоение или растрата вверенного чужого имущества”, “легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем”, “незаконное получение и нецелевое использование кредита”, “причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием”, “злоупотреб­ление полномочиями” и “подделка документов”. Четверым его подельникам вменили “присвоение и растрату вверенного чужого имущества”. Несколько различных экспертиз установили общий ущерб - почти 1,5 миллиарда тенге.

4 мая 2021 года в Алмалинском райсуде Алматы огласили приговор: Казбек Султан получил 10 лет лишения свободы. Его лишили права занимать материально ответственные и руководящие должности в коммерческих организациях на такой же срок. Аяне Бейсебаевой, Жанар Кудербековой и Арману Жуманову дали по семь лет, Амангельды Тойбаева отправили за решетку на три года. Кроме того, суд частично удовлетворил гражданский иск АО “Санаторий Казахстан” и взыскал с Султана 529 879 192 тенге. С Султана и Бейсебаевой в солидарном порядке - 334 453 353, а с Султана, Бейсебаевой и Кудербековой - 60 361 670 тенге (см. “Наказание по заслугам”, “Время” от 4.5.2021 г.).

Как вообще все это стало возможным практически в самом правоохранительном ведомстве? Вероятно, дело в том, что Султану покровительствовали весьма влиятельный генерал МВД - заместитель министра Берик БИСЕНКУЛОВ (теперь уже бывший) и тогдашние руководители департамента финансового обеспечения полицейского министерства. С такой крышей руководитель санатория вел себя покруче иного генерала. Еще бы: Бисенкулов хотя и курировал общие вопросы ведомства и был в иерархии шестым, последним вициком, но реально по влиянию считался неформальным первым замом министра Калмуханбета КАСЫМОВА (глава МВД в 2011-2019 гг.).

Берик БИСЕНКУЛОВ.

Кадровые вопросы, награждения, присвоение государственных и ведомственных званий - все эти вопросы в обязательном порядке согласовывались с Бериком Байболовичем. Кроме того, шесть подведомственных АО и ТОО, включая санаторий, также курировал генерал Бисенкулов. Видимо, поэтому Султан так смело придумывал схемы незаконного обогащения и подкармливал своих покровителей из МВД.

И это не оперативная информация или кулуарные слухи. В ходе суда судьей Куралай ДАРХАНОВОЙ было установлено, что бывший замглавы МВД Берик Бисенкулов, не раз получал от главы санатория вознаграждение за то, что “не замечал” нарушения…”.

Дарханова вынесла постановление на имя прокурора Алматы Берика ЖУЙРИКТАЕВА о проведении соответствующей проверки в отношении Бисенкулова. К слову, этому постановлению скоро исполнится два года. Но широкой общественности реакция прокурорского надзора неизвестна до сих пор.

Между тем в распоряжении редакции имеется копия любопытного документа, проливающего свет и на другие дела Султана. Сыщики доподлинно установили: еще в 2018 году руководитель санатория МВД через аффилированную фирму - ТОО “Казахстанский медико-косметологический институт “Парасат” - выкупил в доверительное управление ТОО “Учебно-клинический центр” (бывшая больница “Турксиб”) и Алматинскую железнодорожную больницу. Интересно, что балансодержателем обоих медучреж­дений на тот момент был комитет по ЧС при МВД.

Узнав об этих тендерах, акимат Алматы 25 августа 2018 года направил письма в КЧС и Минфин с требованием отменить тендер и сохранить здания в государственной собственности. Но всесильный Султан и близкое ему ТОО “Парасат” с помощью покровителей уже 4 октября того же года получили здания бывшей больницы “Турксиб” в доверительное управление на три года с правом дальнейшего выкупа. Если кто сомневается - номер договора 2/42. И он есть в специальной базе госзакупок.

Целых три года бывшая больница использовалась не по назначению: в документе МВД говорится, что помещения были сданы в субаренду, в них открывались автошкола, массажные, косметологические, стоматологические кабинеты, кафе и даже бактериологические лаборатории.

По такой же схеме состоялись торги по Алматинской железнодорожной больнице.

18 октября 2018 года управление культуры акимата Алматы инициировало судебное разбирательство с Минфином, КЧС, ТОО “Парасат” об отмене торгов и возврате объектов в госсобственность.

По данным акимата, стоимость объекта “Учебно-клинический центр” многократно занижена: четырехэтажное здание общей площадью 13 782,2 кв. м находится в квад­рате улиц Абая - Курмангазы - Масанчи - Амангельды. Земельный участок больше двух гектаров. При оценочной стоимости 3 747 680 000 тенге ТОО “Парасат” предложило всего 2 623 400 000 тенге. И стало собственником!

Кроме того, бывшая больница была внесена в список историко-культурных ценностей Алматы и вообще не подлежала продаже, аренде, доверительному управлению с последующим выкупом.

На этот раз покровители не помогли. Спустя год судебных разбирательств тендер был признан недействительным, и 2 марта 2020 года Верховный суд поставил точку в этом деле, вернув здание в собственность Алматы.

Что касается Алматинской железно­дорожной больницы, трехэтажное здание, расположенное почти на пяти гектарах в Турксибском районе, при оценочной стоимости 2 279 553 000 тенге Султан приобрел всего за 1 139 776 500 тенге. А в договоре о доверительном управлении стороны прописали: после выкупа ТОО “Парасат” не обязано сохранять профиль деятельности, перечень оказываемых медуслуг и имеет право продать, снести и совершать любые действия по отчуждению имущества.

В МВД говорят: оба здания были куплены по дешевке, чтобы потом выгодно продать. Несложно представить, сколько много­квартирных ЖК или торговых домов можно возвести на этих гектарах.

Но сбыться планам Султана и его генеральской крыши не удалось.

Генерал-майор полиции Бисенкулов в январе 2019 года указом президента был освобож­ден от должности замминистра. Позже его пытались назначить начальником ДП Алматы, советником главы МЧС. Говорят, сегодня его нет в стране якобы: схема банкротства санатория и легализации кредита заинтересовала следователей департамента собственной безопасности МВД.

А в ноябре 2020 года аким Алматы обратился к премьер-министру с просьбой передать железнодорожную больницу на баланс города. 23 февраля 2021 года постановлением правительства №85 100 процентов госдоли ТОО “Алматинская железнодорожная больница” было передано в коммунальную собственность Алматы.

Сейчас, как нас заверили в пресс-службе МВД, “министерство принимает все необходимые меры по погашению кредитного долга перед АО “Народный банк Казахстана” и дальнейшему функционированию АО “Санаторий “Казахстан” в системе органов внутренних дел”.

Тохнияз КУЧУКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть