Аукцион неслыханной наглости
Как в Министерстве энергетики отказались передавать месторождение компании, сославшись на… несуществующий документ!
Минэнерго в этом году слишком часто оказывается в центре внимания в связи со всякими скандальными ситуациями. Месяц назад выяснилось, что высокопоставленные сотрудники ведомства могут быть замешаны в коррупционных преступлениях, связанных с распределением так называемого социального газа - топлива, продаваемого акиматам по сниженной цене (см. “Утечка газа”, “Время” от 17.11.2020 г.). И вот новый инцидент.
На этот раз с коррупционным налетом, но связанный с другой сферой деятельности. Благодаря судебным разбирательствам между одной компанией и министерством выяснилось, что чиновники не стесняются подтасовывать документы и опираться на эти бумаги в судах. И все это ради того, чтобы не давать разрешение фирме на разработку месторождения! Корреспондент “Времени” изучил судебные материалы.
История началась более полутора лет назад, когда в апреле 2019 года ТОО Teniz Oil подало заявку на проведение аукциона по предоставлению права недропользования в местечке Караоба, что в Мангистауской области. Процедура аукциона довольна проста: Минэнерго объявляет о его старте, и все желающие могут подавать заявки. Соответствующее письмо разослали за подписью тогдашнего вице-министра Махамбета ДОСМУХАМБЕТОВА, ныне акима Атырауской области. Поскольку месторождение новое, разрабатывать его может кто угодно, главное - соответствовать требованиям. Вот и на Караобу позарились аж шесть компаний, но в итоге выяснилось, что допустили к участию лишь только то самое ТОО Teniz Oil.
Что же делать, если в аукционе участвует лишь одна организация и торговаться попросту не с кем? Оказывается, подобная ситуация уже была спрогнозирована, и на этот счет в Кодексе “О недрах и недропользовании” есть статья 95, где четко указано, как следует поступить. Все достаточно просто: в действовавшей на тот момент редакции кодекса прописано, что в случае если к участию в аукционе допускается только заявитель, предложивший провести аукцион, то с ним необходимо подписать контракт. Разумеется, когда он внесет нужную сумму в казну государства. Согласитесь, ничего сложного. Раз никто кроме ТОО Teniz Oil оказался недостоин разработки месторождения Караоба, то Минэнерго обязано заключить с компанией договор.
Однако чиновники, курирующие в нашей стране нефть и газ, почему-то решили иначе. 22 ноября 2019 года они отменили аукцион, о чем компании сообщил вице-министр Досмухамбетов в официальном письме. Три месяца предприниматели обращались в министерство, чтобы выяснить детали, но там просто отмалчивались. Наконец, в марте 2020 года ведомство прислало ответ, где было сказано, что аукцион отменен для доработки минимальных требований, да и вообще произошли изменения в законодательстве, которые необходимо учитывать. По большому счету, стандартная отписка - иди отсюда, мальчик, не мешай взрослым дядям работать.
Но в компании решили, что в Минэнерго не слишком внимательно читают профильные кодексы, поэтому юристы Teniz Oil подали в суд на ведомство, требуя признать незаконными действия по отмене аукциона. Суды ведь для того и созданы, чтобы там разбирали конфликты и выясняли, кто прав.
В суде юрист Минэнерго заявил, что, дескать, никаких кодексов никто не нарушал и вообще есть протокольное решение от 21 ноября 2019 года, где четко прописано, почему аукцион отменен и по каким причинам. Это очень важный момент: представители ведомства сослались на внутренний документ, в котором якобы указана мотивированная причина отмены аукциона. Судья Бейсенбек АЛИЕВ, не видя самого документа и не дождавшись его предоставления, как того требует закон, прекратил производство по делу, заявив, что Teniz Oil надо оспаривать протокольное решение.
После этого представители компании изъявили желание ознакомиться с этим документом, чтобы в нем найти причину отмены аукциона. В ведомстве бумагу показывать очень не хотели, и тогда ТОО Teniz Oil вновь обратилось в суд в августе 2020 года. И вот тогда случилась самая что ни на есть настоящая сенсация.
Поскольку юристы продолжали настаивать, чтобы им предъявили то самое протокольное решение, суд был вынужден направить в Минэнерго определение с требованием предоставить этот документ. В итоге вице-министр Жумабай КАРАГАЕВ прислал официальное письмо в суд, в котором заявил, что “установить местонахождение оригинала протокола не представляется возможным!” Проще говоря, в Министерстве энергетики не смогли найти то самое протокольное решение, отменившее аукцион!
Более того, Карагаев сообщил, что якобы было проведено служебное расследование и даже собрали дисциплинарную комиссию по факту утери оригинала протокола, но все равно ничего не обнаружили. Напрашивается простой вывод: на самом деле документа просто не существует.
А раз документа нет, то это ведь означает, что и аукцион отменен незаконно, - правильно? Но это если рассуждать логически. А вот Фемида сочла иначе. Судья Жанар НУРГАЛИЕВА из специализированного межрайонного экономического суда Нур-Султана признала, что доводы юристов Teniz Oil о незаконности действий Минэнерго действительно обоснованны. Но в то же время требования истца подлежат отказу, поскольку истек срок давности. Прошло больше трех месяцев с того момента, как были нарушены права компании: дескать, раньше надо было думать.
И именно о применении истечения срока давности суд просили представители министерства - ответственный секретарь Талгат МОМЫШЕВ и юрист Кырмызы ЗИЯУЙТДЕНОВА. И, может, суд действительно прав, применяя норму об истекшем сроке давности, но есть один маленький нюанс.
Решение судьи Нургалиевой, где она признает, что Минэнерго незаконно отменило аукцион, но все-таки отказывает в удовлетворении требований ТОО Teniz Oil, вынесено 26 октября. При этом ходатайство ответсека Момышева о применении срока давности зарегистрировано в канцелярии суда 28 октября! Да, есть еще и ходатайство представителя министерства Зияуйтденовой - оно прошло регистрацию 26 октября, то есть в день вынесения решения! В первоначальном отзыве на иск, подписанном тем же ответсеком Момышевым 27 августа, нет ни слова о сроках давности, тогда как закон предписывает, чтобы ходатайство на этот счет подавалось при подготовке к делу: в таком случае суд не рассматривает требования по существу. А тут стороны во всем долго разбирались, и в итоге 14 октября вице-министр Карагаев был вынужден признать, что никакого протокольного решения об отмене аукциона не существует, поэтому в суд тут же ушли два ходатайства о применении срока давности по иску.
Удобно, согласитесь? Понятно, что представители Минэнерго сообразили, что разбирательство складывается явно не в их пользу, поэтому и придумали новый ход со сроком давности. Но отдельных оваций заслуживает судья Нургалиева.
Она до последнего думала, какое же решение ей вынести. Вроде бы факт отсутствия протокола доказан. А это означает, что аукцион отменен незаконно. Судья, по всей видимости, сидела в совещательной комнате, перебирала бумаги, пыталась определиться, как ей поступить, и тут… вот оно! Ходатайство о применении срока давности, поступившее буквально пару минут назад в канцелярию - на нем еще печать не высохла! Вот самое справедливое решение: действия министерства незаконны, но оспорить их нельзя из-за истечения срока давности.
Вот так мы и живем в нашем правовом государстве, где месторождения не дают осваивать, ссылаясь на несуществующие документы, а суды выносят решения, принимая во внимание аргумент, поступивший буквально в день оглашения решения. Все, о чем говорилось во время процесса в течение длительного времени, оказалось не так важно, в отличие от ходатайства, поданного в самый последний момент.
В связи с этим на повестке дня остался всего один вопрос: кому же так приглянулось месторождение Караоба, что чиновники без особых угрызений совести пошли на грубейшие нарушения, лишь бы не отдать кому-то право на недропользование?
Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы