Добывающий манёвр
Успеет ли Казахстан увеличить производство бензина до того момента, как в республике закончится нефть?
Рабочая неделя в мажилисе началась с правительственного часа, посвященного перспективам развития нефтяной отрасли. В этом был свой невеселый символизм, поскольку цены на нефть на мировых биржах лихорадит и как раз в понедельник наблюдался спад.
Странам, не имеющим такого ресурса, как черное золото, беспокоиться не о чем, в Казахстане же нефтегазовая отрасль является одним из основных драйверов устойчивого развития экономики. По словам министра энергетики Алмасадама САТКАЛИЕВА, на сегодня там свою деятельность осуществляет более 1300 компаний, где трудятся порядка 220 тысяч человек. В структуре валового внутреннего продукта республики доля нефтегазовой отрасли занимает порядка 16 процентов и обеспечивает более 28 процентов поступлений в бюджет страны и более 15 процентов инвестиций в экономику.
Но тут, как заметил депутат Едил ЖАНБЫРШИН, есть дилемма.
- С одной стороны, хотя доля Казахстана в общемировом объеме выбросов парниковых газов составляет 0,56 процента, наша страна ратифицировала Парижское соглашение и поддержала глобальную метановую инициативу. То есть мы объявили, что будем сокращать выбросы парниковых газов, двигаться к углеродной нейтральности и развивать зеленую энергетику, - рассуждает мажилисмен. - С другой стороны, к 2029 году поставлена задача увеличить валовой внутренний продукт до 450 миллиардов долларов, а активы Национального фонда - до 100 миллиардов. То есть достичь этих показателей невозможно без развития нынешнего драйвера нашей экономики - добычи нефти и газа.
Например, указал он, нефтегазовый комплекс является единственной отраслью, что перечисляет средства в Национальный фонд. Так что государственная политика в сфере топливно-энергетического комплекса осуществляется по принципу “ни вола не убей, ни телегу не сломай”.
Между тем, констатировал депутат, за последние 25 лет в стране не проводилось никаких систематических или сколько-нибудь масштабных геологических исследований и разведки.
- В настоящее время прирост запасов восполняется за счет переоценки и исследования месторождений, открытых во времена Советского Союза, - говорит Жанбыршин. - Однако прирост запасов нефти за последние пять лет составил в среднем 73 миллиона тонн, а объем ее производства составляет 80 миллионов тонн. Это наглядно показывает дисбаланс между исследованиями и производством в нефтегазовом секторе. Если нынешние медленные темпы геологоразведки и уровень добычи нефти сохранятся, то ясно, что углеводородные ресурсы страны будут исчерпаны в ближайшие 15 лет. В идеале наши разведанные запасы нефти и газа должны быть как минимум в полтора раза больше добычи.
У Казахстана есть реальные возможности пополнить запасы, увеличить производство и получить более высокую прибыль, уверен депутат. Но сейчас использовать эти возможности не получается. Почему? Причина в том, что, по его мнению, сфера разработки наших минеральных ресурсов, вносящая столь большой вклад в экономику страны, находится в стагнации.
- Область геологии, составляющая основу экономики, вынуждена работать только на уровне правительственной комиссии, которая не может принимать стратегические решения, имеет ограниченную компетенцию и связана бюрократическими препонами, - заявил Жанбыршин.
Алмасадам Саткалиев был вынужден признать, что до 2022 года наблюдалась тенденция снижения потенциальных инвестиций в геологоразведку. Однако он считает, что планируемые изменения в законодательство в сфере недропользования в 2024 году позволят обеспечить приоритетное право инвесторам, осуществляющим геологическое изучение на малоизученных территориях за счет своих средств, а также реализовать и освоить участки, по которым отсутствует заинтересованность нацкомпаний.
Пока же, сообщил он, по итогам 10 месяцев объем добычи нефти составил 73,5 млн тонн. Прогноз добычи на этот год составляет 88,4 млн тонн.
- Снижение добычи по сравнению с планом связано с проведением капитальных ремонтов на крупных месторождениях, - объяснил министр. - На Тенгизе в связи с планируемым запуском Проекта будущего расширения в мае и августе проведены ремонты длительностью в целом 50 дней. На Кашагане проведен капитальный ремонт по замене слагкетчера с полной остановкой на 28 дней. Кроме того, на снижение добычи повлияли внеплановые остановки на месторождении Карачаганак и ограничения приема газа Оренбургским газоперерабатывающим заводом.
На снижение уровня добычи также влияет выполнение обязательств в рамках соглашения ОПЕК+. Для Казахстана, как и для других стран, установлены определенные обязательства на 2024 год, а это 1,468 млн баррелей в сутки. Выполнение условий соглашения необходимо для поддержания стабильности на мировом рынке нефти.
По прогнозам министерства, с 2026 года ежегодные показатели добычи нефти ожидаются в объеме свыше 100 млн тонн за счет реализации крупных проектов. Однако большинство месторождений, обеспечивающих до 30 процентов объема добычи нефти, находится на поздних стадиях разработки со снижением уровня добычи.
К примеру, значительное снижение наблюдается в Мангистауской, Актюбинской и Кызылординской областях. Надо отметить, что две последние основную часть нефти поставляют на внутренний рынок. Причем еще один прогноз говорит, что к 2040 году тенденция снижения добычи нефти на таких месторождениях сохранится.
- Для решения этой проблемы разработаны меры поддержки зрелых месторождений, включая налоговые стимулы, - подчеркнул Саткалиев. - Они предусматривают обязательное реинвестирование в развитие месторождений и внедрение новых технологий добычи. Это позволит дополнительно добыть около 40 миллионов тонн нефти до 2045 года.
Крупные проекты запланированы и на отечественных нефтеперерабатывающих заводах. Вообще, за те же 10 месяцев объем переработки нефти в Казахстане составил 15,1 млн тонн, а за год ожидается 17,9 млн тонн.
На Шымкентском НПЗ планируется расширить производственные мощности с 6 до 12 млн тонн к 2030 году. Для обеспечения загрузки завода нефтью будет реализовано расширение нефтепроводов Атырау - Кенкияк, Кенкияк - Кумколь.
На Павлодарском НПЗ до 2026 года планируется реализовать проекты по производству дополнительных 500 тысяч тонн зимнего дизтоплива. На начальном этапе это позволит увеличить мощности первичной переработки нефти до 6 млн тонн в год.
На Атырауском НПЗ до 2028 года планируется провести мероприятия по увеличению выработки светлых нефтепродуктов с 66 до 77 процентов за счет увеличения мощностей вторичной переработки нефти.
- Активизация вышеуказанных проектов возможна при условии их окупаемости, вследствие постепенного перехода на рыночное ценообразование на горюче-смазочные материалы, - заметил министр.
Но и этого недостаточно. В связи с ожидаемым дефицитом светлых нефтепродуктов в 2036 году требуется начать проектирование нового НПЗ мощностью 10 млн тонн в год. Причем проект должен быть готов не позднее 2030 года, а строительство нужно начать в 2032 году.
- Строительство нового НПЗ закроет потребности страны в ГСМ с 2040 по 2050 год и позволит экспортировать их на быстроразвивающиеся рынки Центральной, Южной и Юго-Западной Азии с населением свыше 400 миллионов человек, - поделился перспективами Алмасадам Саткалиев. - На сегодня текущая мощность заводов составляет 1,2 миллиона тонн, что покрывает весь объем потребности внутреннего рынка.
Если в Министерстве энергетики все рассчитали правильно, то в 2032 году производство светлых нефтепродуктов увеличится до 19 млн тонн, а выработка битума возрастет до 2,5 млн тонн. В этом случае прекратится импорт и начнется экспорт избытка ГСМ - как минимум 10 процентов от производимого объема.
Звучало все это очень обнадеживающе, но все-таки министру пришлось ответить на столь же неприятный, сколь и неизбежный вопрос о том, что будет с ценами на топливо не в 2032 году, а в более близкой перспективе.
- У нас сейчас рынок является дефицитным, - начал он издалека. - Чтобы покрыть дефицит и обеспечить энергонезависимость, проводится модернизация. Чтобы провести модернизацию, необходимо вложить соответствующие деньги. В цены на нефтепродукты заложены в том числе и займы, которые привлекали на покупку оборудования, содержание, операционные затраты, логистику, строительство новой инфраструктуры.
Еще одним важным аспектом, по словам главы Минэнергетики, является цена на нефть на внутреннем рынке. В Казахстане она сейчас самая низкая по сравнению с соседними странами.
- В случае открытия рынка весь наш дешевый продукт растворится в более дорогом, - предупредил Саткалиев. - Это будет являться фактором повышения цен.
Владислав ШПАКОВ, фото Веры ОСТАНКОВОЙ, Астана