Новые приключения “потеряшки”
Как ни старался житель Новосибирска Сержик ОГАННИСЯН, но так и не смог ни догнать свою машину, ни вытащить её из Казахстана
Узаконенная мафия
Сколько угнанных из России в нашу страну машин - столько удивительных историй. Все они разные, общее одно - всегда в них печальную роль играют полицейские обеих стран. Они ставят препоны, волокитят расследования, незаконно отдают автомобили со штрафстоянок липовым владельцам. Так было и в случае петербуржца Евгения МИХАЙЛОВА (см. “Автомобиль не роскошь, а предмет угона”, “Время” от 14.6.2022 г.), и москвича Сергея ТАРАСОВА (см. “Автомобиль-“невидимка”, “Время” от 18.5.2022 г.), а теперь о своих бедах возмущенно заявляет новосибирец Оганнисян.
Автовладельцы-россияне, обращаясь в нашу редакцию, предают огласке зубодробительные факты, которые свидетельствуют о четкой и слаженной работе международной автомафии. Орудует она под прикрытием не только сотрудников силовых органов, но и специально созданных нормативных документов, прикрывающих незаконный ввоз криминального транспорта и обеспечивающих отсутствие уголовного преследования преступников.
Подробный анализ казахстанских официальных правил, которые, по сути, узаконивают действия автомафии, мы провели в статье “А ввоз и ныне там” (см. “Время” от 12.5.2022 г.). По словам информированных источников, наша публикация помогла сдвинуть с мертвой точки проблему, но будет ли она полностью решена и когда, неизвестно.
Между тем серьезные вопросы к правоохранителям двух стран продолжают возникать. Сержик Оганнисян недоумевает: почему полицейские не могли найти угнанную машину, а он смог, и почему эту машину ему не возвращают, а незаконные владельцы на ней ездят вовсю? А еще: почему все сквозь пальцы смотрят на то, что машиной пользуются и перекупают друг у друга люди, связанные с автоЦОНом?
Их не догонишь
- Мой Lexus RX-270 угнали в Новосибирске 29 апреля прошлого года, - рассказывает Оганнисян. - Тамошняя полиция сделала все, чтобы не найти машину по горячим следам, хотя я сразу сообщил о преступлении. Полицейские бросились в погоню совсем не в том направлении, в котором преступники погнали автомобиль. Это уже доказано съемками с камер уличного видеонаблюдения. А ровно через месяц я вдруг увидел свою машину на выезде из города. Смотрю: а на ней уже казахстанские госномера, 15-й регион, Петропавловск! Бросаюсь за ней, а водитель дал по газам и, нарушая ПДД и создавая аварийные ситуации, ушел, потерялся в потоке других машин. Я успел лишь сделать несколько снимков. Звоню в полицию - они ничего не делают, говорят, что я, мол, ошибся и что это другое авто, а мое находится якобы в каком-то отстойнике.
Оганнисян объясняет: он свою машину узнает из тысячи, так как разбирал ее буквально по болтикам и помнит все трещинки. Ничего ему не помогло, никто даже пальцем не пошевелил, и “лексус” под прикрытием российских полицейских благополучно ушел на казахстанскую территорию. Можно сказать, его передали с рук на руки. А, как известно, рука руку моет.
Всё очень просто
У Оганнисяна много родственников в нашей стране, и он попросил их попытаться отследить, где возникнет угнанная машина. Первые сведения пришли из Петропавловска. Информаторы сообщили: у “лексуса” с казахстанским госномером 225 налицо все признаки криминального автомобиля. Они также узнали, что машина была поставлена на учет все в том же Петропавловске еще 25 мая, то есть за пять дней до того, как ее увидел на улицах Новосибирска хозяин.
То есть машину узаконили на территории Казахстана еще до того, как она пересекла границу. Вот почему, уже снабженная новыми казахстанскими номерами, она беспрепятственно заехала в нашу страну пятью днями позже. И к ней уже нет вопросов о законной регистрации и уплате утильсбора.
Так “лексус” Оганнисяна получил документы старого автомобиля той же марки, который когда-то был перекрашен из черного в белый цвет. И надо ли говорить, что очередной визит Сержика с новой информацией в новосибирскую полицию почти никаких результатов не принес. Тогда он вновь принялся за самостоятельные поиски.
Как тревожен этот путь
Оганнисян установил: машина за короткое время сменила несколько регистраций в разных казахстанских городах и встала на учет в столице под номером 903. Один из покупателей, взяв эту машину в кредит, обнаружил: VIN-код у нее перебит. Он заявил об этом в полицию. Покупатели вынуждены были авто забрать, деньги вернуть, но… Оно опять “исчезло”.
- Я попросил своего племянника в Нур-Султане найти машину, - рассказывает Сержик. - Она совершенно случайно попалась ему на глаза припаркованной у магазина “12 месяцев” по улице Алаш. Но, что интересно, на машине висели уже другие номера - российского учета! Якобы она из Биробиджана. Племянник мою машину знает хорошо, он сразу ее признал по характерным трещинам на бампере, по сетке разбитого стекла на фаре, по рыжей коже салона.
Вот что рассказывает об этой ситуации сам племянник Норик ГАБРИЕЛЯН:
- Я был на КамАЗе. Взял да перегородил выезд этому “лексусу”, после чего вызвал полицию. К машине подошла девушка, я объяснил ей, что мой грузовик сломался, надо подождать, когда приедут люди и помогут его починить. Девушка, заподозрив, что дело пахнет керосином, бросается к “лексусу” и срывает с него номера! Все это происходит уже на глазах у вызванных на место инспекторов полиции. Они начинают проверять машину и видят, что она в международном розыске…
Норик дал показания о том, что это за машина и откуда она. Ему пообещали, что поставят авто на штрафстоянку, откуда настоящий хозяин сможет ее забрать. Но не тут-то было.
Три сумбурных дня
Сержику сообщили, что он должен прибыть в Нур-Султан из Новосибирска в течение трех дней. Бросив дела, он помчался в казахстанскую столицу. И конечно, успев в срок, он не успел свою машину даже увидеть. Дознаватель взял да выдал ее под сохранную расписку человеку, якобы являющемуся добросовестным приобретателем этого авто. На то, что добросовестность не была установлена должным и законным образом, дознаватель просто закрыл глаза.
- Мне непонятно, как машину, признанную криминальной, можно было выдать?! - недоумевает Оганнисян. - Я добился, чтобы машину привезли на осмотр в “Лексус-центр”, там при криминалисте мы зафиксировали все приметы, указывавшие на принадлежность автомобиля мне. Мало того, я завел его своими ключами! Следователь сказал: “Да, сомнений нет, что это ваша машина, но все-таки мы отдадим ее людям, которым она сейчас принадлежит”. И выдали машину не человеку, на которого она зарегистрирована, а его брату. Это какой-то абсурд.
Как Сержик ни скандалил, добиться ничего не удалось. Он даже отказался покидать салон автомобиля. Скандал разыгрался прямо перед зданием департамента полиции Нур-Султана. На место подъехали какие-то люди на трех машинах, которые попытались убедить Оганнисяна отступиться. В конце концов полицейские вынуждены были сказать: раз машина без номеров, значит, ее не заберет никто и она вновь отправится на штрафстоянку. И это было очередным обманом Сержика. “Лексус” отдали “добросовестному приобретателю” на другой день.
Оганнисян провел в Нур-Султане три месяца. За все это время его дело не сдвинулось ни на йоту.
Хватит ли силёнок?
- Я на эту машину копил деньги много лет. До сих пор за нее должен 300 тысяч рублей. У меня трое детей и родители-пенсионеры, и вряд ли я смогу заработать на новую. И вот на ней ездит кто хочет, - считает Сержик Оганнисян. - Но я знаю, кто проворачивает такие делишки: по документам среди владельцев моего “лексуса” проходят несколько сотрудников автоЦОНа. Они машину друг на друга регистрировали несколько раз. Как с этим бороться?
Быть может, в МВД наконец озаботятся и этой, и многими другими ситуациями? Найдутся ли там люди, которые начнут исполнять свои обязанности по защите закона и прав потерпевших? Кстати, Оганнисян у наших полицейских проходит по делу всего лишь как свидетель. Невероятно, но факт.
Стас КИСЕЛЁВ, Костанай