А ввоз и ныне там
Как бороться с автомафией? Есть предложения
О том, что в Казахстане царит беспредел на авторынке, который заполонен привезенными из-за рубежа криминальными, нелегальными и незарегистрированными машинами, наша газета пишет постоянно. В одной из последних публикаций на эту тему мы задались вопросом: а кто, собственно, пролоббировал узаконивание возможностей автомафии процветать в нашей стране? Тут же - вашего корреспондента вызвали в полицию (см. “Не на того напали”, “Время” от 21.4.2022 г.).
Там меня “наградили” статусом свидетеля в уголовном деле об угоне машины из Петербурга и попытались взять подписку о неразглашении материалов следствия. Того самого следствия, которое вот уже три года волокитят в алматинском департаменте полиции.
Расценив действия следственного органа как факт давления на прессу и воспрепятствование деятельности журналиста, требование о неразглашении я подписать отказался. И решил копнуть проблему глубже - попробовать понять, почему именно Казахстан стал корытом, в которое сливается нелегальный автотранспорт, и чем это грозит нашей стране и ее экономике.
Хитромудрость документов
Когда мы говорим об узаконивании действий автомафии, то делаем это не для красного словца. Уверенность наша лежит в документах, которые действуют в Казахстане и ЕАЭС вот уже несколько лет подряд. Они регламентируют правила ввоза технических средств, а также порядок работы регистрирующих и контролирующих органов. На этой поляне есть где разгуляться всем, кто знает прикуп. Проникнув в суть хитромудрых документов, трудно отделаться от мысли: они были написаны специально для того, чтобы черный рынок краденых и нелегальных авто стал у нас в стране махровым и почти непобедимым.
Под личиной “упрощения оказания госуслуг и сокращения времени на их получение” (уж простите за канцеляризмы) скрывается мощный бизнес, с которого кормятся многие: и специально созданные коммерческие структуры, и сотрудники госведомств, и лихие люди, промышляющие поставками левых авто. Внакладе же остается госбюджет.
Схема за схемой
Серый ввоз в нашу страну автотранспорта осуществляется по разным схемам. Одна из них - “залоговая”. К примеру, в соседнем государстве злоумышленник покупает престижную машину в кредит и ставит ее под залог. Погашая долг в течение трех-четырех месяцев, он тем временем переправляет ее в Казахстан и спокойно проводит манипуляции по постановке на регистрационный учет. Почему он может это делать беспрепятственно? Да потому что нет у нас с соседним государством интегрированной базы данных о таких машинах. Поэтому спокойная легализация включает впоследствии еще несколько действий - от замены кузова до присвоения ввезенному таким образом авто VIN-кода машины, существующей в другой стране. Вот так появляются двойники авто. Отследить их и вовремя обнаружить крайне трудно.
Другая схема, очень даже прибыльная - “конструктор”. Он объединяет участников, действующих на территории России и Казахстана. Например, во Владивосток из Японии пригоняют машины под видом запчастей, чтобы избежать высокого налогообложения. Из них собирают, используя фиктивные документы о приобретении новых кузовов, как бы цельные авто. В этих машинах по сопроводительным документам отсутствуют двигатели, трансмиссии и ходовые части. На самом деле они остаются целыми. Затем автомобили переправляют в Казахстан.
Вариант попроще - переоборудование машин на территории Казахстана. Как все это осуществляется? Да легко, были бы на руках… техпаспорта от других авто, как правило, уже несуществующих, утилизированных. Купить их можно на сайтах частных объявлений либо добыть в специальных госструктурах, располагающих архивами сданных техпаспортов. Их и присваивают машинкам-конструкторам! Затем делают замену кузова, и таким образом у ввезенной машины появляется новый VIN-код, она свободно регистрируется. Налицо узаконенный способ легализации. Воспользовавшиеся им уходят от необходимости уплаты утильсбора.
Привет, коррупция!
Многочисленные факты ухода от налогообложения и прочих платежей - чистая уголовщина. Кто ее спровоцировал и утвердил? Наши же госструктуры. Вы можете поверить, что их представители, создавшие и узаконившие все эти правила, не в деле? Тем более что государство много лет смотрит на весь этот беспредел сквозь пальцы.
Сфера регистрации и учета автотранспорта вот уже восемь лет регулируется приказом №862 главы МВД. Не пришло ли время что-то изменить? Тем более что он обеспечил длящееся столкновение интересов госорганов - Министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР), “Правительства для граждан” и комитета административной полиции. Чтобы объяснить, в чем состоит конфликт, достаточно внимательно прочитать вышеуказанный эмвэдэшный приказ.
Во-первых, мы увидим, что в Казахстане при первичной госрегистрации не просят предъявить свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства Таможенного союза.
Во-вторых (и это уже интереснее!), в правилах очень смутно прописан вопрос о выявлении нарушений при регистрации. То есть там говорится: при обнаружении признаков подделки документов или номерного знака, при наличии сведений о розыске машины или ее владельца работник госкорпорации либо уполномоченный сотрудник полиции передает информацию об этом в органы внутренних дел. Что это означает?
Что у сотрудников регистрирующего органа должна каким-то образом такая информация появиться. Откуда - не сказано. Каким образом к работе регистраторов может присоединиться “уполномоченный сотрудник полиции”, тоже ни слова. То есть важная информация может появиться, а может и нет. Или появится, но ее “не заметят”. Привет, коррупция!..
Кручу-верчу
Смотрим документ дальше и цитируем: “Для определения соответствия номерных агрегатов может осуществляться осмотр транспортного средства уполномоченным сотрудником ОВД”.
То есть опять: может осуществляться, а может и нет! И кто ж его заставит, если он вправе не осматривать? А если некий уполномоченный вдруг решит осмотреть регистрируемое авто, но тут же “передумает”, что с того? И кто проследит за тем, почему у него интерес проснулся, но вскоре улетучился?
Точно так же полицейские относятся к вопросу идентификации машин и проверки VIN-кодов. По собственному желанию. И это все та же песня под названием “Как хочу, так верчу”.
Более откровенно написанного коррупциогенного документа я не видел. А ведь раньше за всю регистрацию отвечала полиция. Вся эта вакханалия началась, когда в процесс включили госкорпорацию “Правительство для граждан”. Хотели как лучше, а получилось - для чего? Да чтобы убрать сверку как таковую, и никому ни за что не отвечать. С комитета адмполиции благодаря министерскому приказу взятки гладки. Сотрудники автоЦОНа сверку не могут произвести в принципе - нет у них для этого ни знаний, ни опыта, ни спецсредств.
Поэтому крайне важно вернуть профессионалам обязанность осмотра регистрируемого автотранспорта. Они будут проводить сверку номерных агрегатов, проверять подлинность VIN-кодов и госномеров, устанавливать наличие спецсистем, которыми снабжаются современные машины, и нести ответственность за достоверность проверки. А отвертеться от этого не смогут.
На передовой борьбы с ввозом нелегального автотранспорта сейчас только одна Погранслужба. Пограничники, сравнивая VIN-коды и исследуя техпаспорта, уже с начала года выявили на границе сотни единиц левого автотранспорта. А если бы все эти машины удачно миновали границу? Получили бы их владельцы беспрепятственную регистрацию в автоЦОНах по всей стране? Вопрос риторический.
И все же вылавливать криминал на границе - одно дело. Совсем другое - изменить подходы и правила, источающие гнилостный запах коррупции. Мы сообща терпим его годами (862-й приказ МВД, напомним, действует с 2014 года). В этот приказ уже 14 раз вносили изменения, а толку-то, коль его коррупционная суть не изменилась? Не пришло ли время издать новый?
Коммерциализация - зло
Но если бы дело исчерпывалось только этим! Взять хотя бы такое узкое место, как разрешение переоборудования кузова. На самом деле это означает узаконенную возможность поменять VIN-код. В Казахстане действует более 30 сертификационных центров (СЦ), подчиняющихся МИИР. Их работа регламентируется ведомственными приказами. Они следят за заменой кузовов. Важно помнить, что эта сфера деятельности лежит в конкурентной среде, в которой все решают деньги.
А давайте ради смеха заведем десяток машин, прошедших через СЦ, на экспертизу! Если выяснится, что хотя бы одна из них действительно претерпела следы вмешательства, все вместе будем долго удивляться. Вот и получается, что одни за деньги выдают документы, а другие никого не проверяют, потому что не обязаны.
Все, о чем рассказано в этой статье, разве не доказательство факта сговора и неслучайности появления в правовом поле Казахстана документов, защищающих отнюдь не закон и не права граждан, а чьи-то коммерческие интересы?
И не потому ли герой наших постоянных публикаций россиянин Евгений МИХАЙЛОВ уже несколько лет не может вернуть себе украденную и переправленную в Казахстан машину?
Стас КИСЕЛЁВ, фото Олега СПИВАКА, Костанай