Капитулировавшее Минэнерго
Правительство готовится утвердить почти выхолощенную концепцию развития электроэнергетики. “Зеленое” и олигархическое лобби пока одерживают верх, но это не финал
Среди зимы, начавшейся с коллапса в Риддере и Экибастузе, хорошо бы дождаться наконец появления концепции развития электроэнергетической отрасли, о которой мы не раз уже писали, как и вообще о проблемах большой и коммунальной энергетики. Казалось бы, для чего распыляться в такое время с какой-то концепцией, когда в энергетике уже конкретный дефицит мощностей и предельный износ оборудования. Срочно нужен конкретный план: где и какие новые станции и сети строим, сколько денег потребуется, что именно необходимо обновлять и перекладывать и сколько на это требуется средств.
Да, конкретный план остро необходим, но в том-то и дело, что без концептуальных преобразований в отрасли тоже не обойтись. Тот же детальный план развития энергосистемы: где и какие мощности необходимо возводить, какими дополнительными сетями соединять - он требует для начала наличия проектной организации с квалифицированными кадрами и банком данных, а этого… просто нет в Казахстане. Или поставленная президентом задача снизить величину износа оборудования и сетей до таких-то процентов: системы получения достоверных данных на этот счет тоже не существует.
Можно пособирать справки из бухгалтерий, можно поверить на слово эксплуатационникам, но чтобы квалифицированные специалисты делали независимый аудит - нет таких организаций в Казахстане. Как нет и системы получения объективных данных о том, на что на самом деле расходуются тарифные средства.
Все мы слышали, что тарифы недостаточны и их надо повышать. А сколько при этом разворовывается? Если, допустим, поступит сигнал, что на таком-то предприятии берутся откаты с каждого ремонтного акта и с каждой закупки, то по следу можно пустить прокуроров или агентов антикора, а вот чтобы независимый аудитор регулярно давал тарифному регулятору профессиональный расклад, этого нет в принципе. С чем работающие вслепую тарифные регуляторы загадочным образом радостно соглашаются.
Само же тарифное регулирование, кстати, так раздергано между Минэнерго и Министерством национальной экономики, что не найти ни концов, ни ответственности.
Собственно, вся электроэнергетика, включая коммунальную, тоже раздергана по разным “пользователям”. Знаете ли вы, например, что сердцевинный для национальной энергосистемы холдинг “Самрук-Энерго” к системе Минэнерго вовсе не относится? Это “дочка” ФНБ “Самрук-Казына”. Она никакого отношения к национальной энергосистеме не имеет и никакой ответственности за нее не несет. Равным образом и другое сердцевинное образование, КЕGОC, высоковольтная сетевая компания, вобравшая в себя почему-то и Национальную диспетчерскую службу, находится не под Минэнерго, а под той же безответственной “Самрук-Казыной”.
Ни единого отраслевого регулирования, ни общесистемного планирования, ни работоспособной схемы инвестирования - ничего этого нет. За что страна в целом, национальная экономика и население платят через падение надежности электро-, теплоснабжения при одновременном росте затрат и невероятной, бессмысленной и разрушительной чехарде тарифов в разных регионах (это при единой-то энергосистеме!)?
Зато каждый “пользователь” распрекрасно себя чувствует, ориентируясь лишь на свои интересы. К примеру, при том, что на ТЭЦ падают трубы и рвутся теплосети и в большинстве городов они находятся в предаварийном состоянии, “Самрук-Энерго” продвигает громадной стоимости авантюру со строительством еще одной ТЭЦ на площадке Алматинской ТЭЦ-2 вместо простого перевода на газ действующих котлов.
А КЕGОC, например, при том, что все три ЛЭП-500, связывающие север с Алматы и дефицитным югом, перегружены и вопрос переброски мощности стоит остро, планирует дорогущую связь с Западным Казахстаном, в которой электрического смысла процентов 20-30, а остальное - политические понты.
Почему проект концепции, хотя бы пытающейся решить общесистемные вопросы, с первого раза не получил одобрения в правительстве? Мы об этом писали: из-за недоработанности и половинчатости решений.
Дело в том, что ведомству удалось найти квалифицированных разработчиков под все свои хотелки, добросовестно подсчитавших уровень нагрузок до 2035 года и предложивших набор оборудования. Но… набор получился откровенно несуразным: под прирост мощности чуть более 5 ГВт надо было вводить в три с лишним раза больше - 16,5 Гвт.
Примерно столько сейчас во всей энергосистеме! А все потому, что разработчики послушно затолкали в набор столько ветровых и солнечных мощностей, чтобы выполнить установку на доведение “зеленой” выработки до вмененных Казахстану 15 процентов. А потом добросовестно натолкали туда же и необходимое зимнее газотурбинное дублирование-резервирование.
На чем растерянно и остановились. Потому что стоило бы просто подсчитать необходимую на все это денежку, перевести в тарифы, подсчитать заодно дополнительные объемы газа и сказать, где его взять и как это ляжет на тариф… Авантюра с “зеленой” энергетикой в условиях нашего резко континентального климата стала бы очевидной в прямом цифровом раскладе. Поэтому уже тот проект концепции аккуратно избавили от слишком разоблачительных расчетов.
А еще мы критиковали тот проект за недостаточную решительность: о концентрации в Минэнерго регуляторных полномочий там говорилось, но робко, правильная постановка о переходе к единому закупщику провозглашена, но механизмы соответствующего переустройства рынка не расписаны.
И вот прошедший “доработку” проект концепции опять лежит в правительстве, и его, говорят, утвердят до окончания января. Еще бы, ведь никаких недоработок в нем теперь нет: дружными усилиями “согласователей” проект доведен почти до идеальной… пустоты.
Состав оборудования? Ни слова не сказано, есть отсыл к “перспективной схеме размещения мощностей”, разработка которой отнесена на 2024 год. А куда торопиться?
Зато пресловутые 15 процентов “альтернативной” выработки приближены уже на 2029 год - кому-то из местных “инвесторов” и зарубежных лоббистов не терпится ускорить извлечение из задыхающейся без инвестиций энергетики “зеленых” сверхдоходов, заодно устремляя казахстанские тарифы к безумным европейским.
Переход к единому закупщику и общенациональной тарифной политике? Может быть, да, а может, и нет. От этого в проекте остались, скажем так, намеки. Зато со всей определенностью обозначено, что главные наши промышленные холдинги, потребляющие большую часть электроэнергии и давно уже выкупившие себе электростанции, в преобразованиях участвовать не будут. В обновленном проекте это интеллигентно указано как сохранение конкурентоспособности товаров промышленных предприятий на внешних рынках.
Сгоряча согласие Министерства энергетики на такой выхолощенный проект можно было бы назвать капитуляцией. Однако сквозь жесточайшее олигархическое сопротивление без потерь не прорвешься, и борьба продолжается!
Пётр СВОИК, рисунок Игоря КИЙКО, Алматы
Ссылки по теме:
“С днем проблем энергетики!” (см. “Время” от 22.12.2022 г.);
“Сбежавшее государство” (см. “Время” от 8.12.2022 г.);
“Соломку подстелить не забудьте” (см. “Время” от 1.12.2022 г.);
“Упустишь - не поймаешь” (см. “Время” от 17.11.2022 г.);
“Когда конкуренция невозможна без монополии” (см. “Время” от 10.11.2022 г.).