2615

С днём проблем энергетики!

Разморозьте нам тарифы, иначе мы разморозим города! С таким фактическим ультиматумом к руководству страны вкупе со всеми потребителями тепловой и электрической энергии пришли энергетики к профессиональному празднику. Но в качестве новогоднего чуда возможен и другой вариант: у государства появляется собственная инвестиционная политика, а в отрасли - единый тариф и единый хозяин.

С днём проблем энергетики!

Этот номер газеты “Время” вышел 22 декабря, когда день становится самым коротким, а ночь - самой длинной. Не случайно именно в этот день энергетики отмечают свой праздник, с чем мы их и всех нас искренне поздравляем! Правда, на фоне аварий и массы накопившихся проблем вместо праздничного рапорта просится тревожное предсказание еще больших трудностей с теплом и светом.

Однако самое темное время суток уже позади, а впереди новогодняя ночь со всеми ее чудес­ными ожиданиями. Давай же, дорогой читатель, коль скоро в этом году мы уже не встретимся, совместим суровую реальность с эдакой новогодней сказкой, как все можно было бы счастливо и надежно устроить.

Для начала оглянемся в прошлое: в 2019 году, незадолго до передачи президентских полномочий, решением Совета нацио­нальной безопасности тарифы на электроснабжение и ЖКХ были директивно понижены. А потом случился ковид, также потребовавший тарифной заморозки, вот оттуда и учащающиеся аварии в тепловых и электрических сетях. И вообще, у энергетиков сейчас консенсус, которым они дружно атакуют правительство и напуганную Экибастузом общественность: тарифы недостаточны, их надо повышать, иначе отрасль нач­нет сыпаться. И это стопроцентно правильная постановка вопроса.

И она же стопроцентно неправильная, как гарантированно разрушительная. Одна только попытка затолкать в тариф все недофинансирование эксплуатации и развития приведет к такому росту стоимости электроснабжения и услуг ЖКХ, который дестабилизирует социальную сферу и элементарно придушит большую часть несырьевого бизнеса.

Здесь тупик: поднимать тарифы на сколько-нибудь терпимые для населения и малого и среднего бизнеса проценты - это все равно что лечить покойника припарками. Хотя и относительно небольшие повышения тарифов на 1 кВт-ч и 1 Гкал еще больше разгонят рост стоимости всего на рынке. Наоборот, энергетику и ЖКХ надо лечить усиленным финансированием, но при этом жестко зафиксировав тарифы. Это единственно правильное политико-экономическое решение для сохранения стабильности в стране. Здесь нужно обыкновенное чудо, какое - сейчас скажем.

Но для начала давайте поймем, сколько дополнительных денег требуется. Минэнерго обещает нам уже в первом квартале следующего года провести аудит всех ТЭЦ и сетей, но тут вот какое дело… аудит некому проводить. То есть акиматовские и министерские чиновники обзвонят, конечно, предприятия, соберут от них жалобы-справки, создадут какие-то комиссии, куда-то съездят, что-то такое обобщат. Но вот системы сбора достоверной информации о положении дел на электростанциях, электрических и тепловых сетях просто нет ни с точки зрения требований законодательства, ни в части имеющихся организаций, ни по части кадров.

Равным образом нет законодательного, организационного и кадрового обеспечения сведений, на что расходятся тарифные средства. Да, тарифных денег остро не хватает, но сколько их идет не в дело и разворовывается - государственная тайна, неизвестная и самому государству.

Богиню правосудия во всем мире принято изображать с завязанными глазами, хотя куда и каким глазом косит наша местная Фемида, это отдельный вопрос. Зато государственному тарифному регулированию у нас в стране глаза не завязывали, их просто выжгли совершенно сознательно, и тарифы назначаются откровенно вслепую. Их держат в коридоре инфляции - вот и вся премудрость.

Закручиваем сюжет дальше: стоит только действительно профессионально попытаться определить, сколько и чего изношенного надо менять, как тут же обнаружится, что такого отдельного вопроса не существует, он есть часть общей программы модернизации и развития национальной энергосистемы, системы теплоэлектроснабжения каждого города. А такие программы должны составляться профессиональными организациями со своими базами данных и опытными специалистами, чего тоже нет сейчас в Казахстане, хотя когда-то было.

Опять-таки образуйся каким-то чудом план обновления и развития теплофикации данного конкретного города или в целом казах­станской энергосистемы и найдись под него деньги - кто-то должен их превращать в ежегодные объемы строительных и монтажных работ при достаточной производственной базе и поставленном на поток материально-техническом снабжении. Не сказать, что всего этого тоже не осталось в Казахстане, но имеются лишь кусочки, тогда как нужна охватывающая всю страну система.

Суммируем: только сейчас, на исходе трех десятилетий независимости, унаследованное от СССР энергетическое и коммунальное хозяйство элементарно вышло на объемы потребления тепловой и электрической энергии, которые уже достигались в последние годы существования Казахской ССР. Встает двуединая задача: требуется как обновление имеющихся мощностей, так и строительство новых. И страшно даже не то, что система элементарно износилась за это время, и не то, что инфраструктура контро­ля за энергетикой и ЖКХ, своевременного проектирования и непрерывного строительства напрочь ликвидирована.

Самое опасное, что система отдана на откуп коммерсантам и “рыночникам” в правительстве, не знающим иных путей решения, как через тариф или банковский кредит, засовываемый потом все равно в тариф.

Да, оставшихся на предприятиях и в руководстве отрасли профессионалов и просто порядочных людей тоже достаточно, но они вынуждены играть по предложенным правилам и пользоваться имеющимися инструментами. Что и заставляет их взывать хором: поднимите тарифы! Оно и понятно: пчелы не могут быть против меда, и никакая пчела из роя не может выступать с проектом переустройства всего улья. Что дальше делать, должны решать наверху, а в правительстве и АП мы навскидку перечислим более десятка ответственных должностных лиц, так или иначе причастных к энергетике.

Однако ткнуть пальцем в кого-то одного не получится: электроэнергетика так ловко расчленена на “большую”, “коммунальную” и бесхозную, на частную и государственную, на размазанное по разным ведомствам тарифное регулирование, на “зеленое” и просто олигархическое лоббирование, что ни за какой конец не ухватить.

Собери сейчас глава государства всех ответственных, предложения улягутся в такой коридор: продолжать сдерживать тарифы, подрывая отрасль, или отпускать их, подрывая экономику.

Мы же, уповая на новый год и Новый Казахстан, скажем так: нужна глубокая реформа как отрасли, так и государственной тарифной и инвестиционной политики. Государство обязано сотворить такое обыкновенное чудо, как целевое внетарифное инвестирование, и без всякой инфляционной опаски. Потому что, если даже удвоить финансирование энергетики и ЖКХ, все уйдет в новые рабочие места, новые промышленные заказы, объемы проектных, строительных и монтажных работ. А в первые два-три года элементарно на то, чтобы создавать необходимые организации, подыскивать и воспитывать для них кадры.

Отрасли же нужен утверждаемый парламентом обще­нацио­нальный тариф на 1 кВт-ч (с утверждаемыми там же понижающими и повышающими коэффициентами по видам потребления и часам суток), обеспечиваемый единым закупщиком. И, конечно, единый хозяин в лице, например, Министерства электро­энергетики и ЖКХ.

И пусть в новогоднюю ночь мы заснем с верой, что Дед Мороз (или президент) положит нам под елочку такой подарок. С наступающим Новым годом!

Пётр СВОИК, обозреватель

Поделиться
Класснуть