Упустишь - не поймаешь!
Стабильный общенациональный тариф на 1 кВт-ч как стабилизатор всей ценовой ситуации в стране - вот главная задача реформы электроэнергетики
Стараниями Национального банка и правительства казахстанцы приучены к ежегодному росту цен в коридоре 8-10 процентов - по официальной отчетности и раза в полтора-два выше - по нашим ощущениям. Но вот пришло небывалое: инфляция основы основ современного мироздания - самого доллара. Итого даже официально рост цен у нас на этот год более 20 процентов, к чему, честно сказать, не готовы ни население, ни правительство, а ведь это только начало. Мир вступил в кризисный фазовый переход, и следующие пять-семь лет нам предстоит отвечать на его вызовы, среди которых первый - способность найти сценарий ценовой стабилизации.
В казахстанской электроэнергетике - тоже основе основ и экономики, и жизни вообще - наступает свой фазовый переход, и от его исхода зависит, станет ли тариф на 1 кВт-ч ценовым якорем или сам пустится разгонять инфляцию. Вопрос: почему потребовалось менять созданную более двух десятков лет назад коммерческую двухуровневую модель рынка электроэнергии и почему именно сейчас эта необходимость становится неизбежной?
Да, обещанной реформаторами того времени конкуренции и права выбора ни на оптовом рынке, ни на розничном нет. Вместо этого осуществляется административное распределение непубличным и даже засекреченным образом. Это дает громадные преимущества крупным “игрокам”, получающим более дешевую электроэнергию, и ущемляет интересы населения и несырьевого бизнеса.
Тарифы розничного рынка для одних и тех же категорий потребителей в разных регионах кратно разнятся, и это нарушает права граждан и предпринимателей на равенство в получении такой основополагающей услуги, как электроэнергия.
А еще существует система назначения отличающихся в разы тарифов для таких надуманных категорий, как физические лица, юридические лица и бюджетные организации, не имеющая ни правовой, ни экономической логики, да к тому же совершенно разнящаяся по регионам. И это элементарно оскорбляет профессиональную гордость энергетиков, дискриминирует тот же бизнес, попирает основы Гражданского кодекса заодно с принципами рыночной конкуренции.
Однако ко всем таким безобразиям мы давно привыкли, система сложилась, как-никак работает. Зачем же устраивать новый передел? Ответ: в электроэнергетике острый кризис нехватки инвестиций, в данной модели непреодолимый, что лучше всего проиллюстрировать как раз объявленной новой политикой “тариф в обмен на инвестиции”.
Если речь идет о действующих электростанциях и сетях, то такая политика, казалось бы, ломится в открытую дверь: в тариф по самой методике его расчета должны закладываться все нужные для поддержания основных фондов затраты, а при необходимости - и на развитие. И, да, предприятиями такие инвестиции в тарифную заявку закладываются, однако регулятором (Минэнерго для электростанций и КРЕМ для сетей) они исключаются, нередко с урезанием и эксплуатационных расходов. В результате изношенность оборудования и сетей только увеличивается, предприятия из-за низких зарплат теряют квалифицированные кадры.
Регулятор не знает своего дела или просто жаден? Нет, регулятор действует сугубо профессионально: он удерживает тарифы в коридоре инфляции. И это единственно верная позиция, ведь, если цены на рынке начнет разгонять еще и электроэнергия, экономическая и социальная дестабилизация неизбежна.
Но рискни регулятор воспользоваться “новой” формулой и поднять тарифы на величину необходимых хотя бы для ликвидации изношенности инвестиций, кроме дополнительного разгона всех цен в стране мы получим еще и… рост неплатежей в самой электроэнергетике. Просто потому, что у населения и работающего на внутреннем рынке в национальной валюте малого и среднего бизнеса необходимого энергетикам запаса платежеспособности физически нет.
Такой запас есть у предприятий экспортно-сырьевого комплекса. К тому же они и являются основными потребителями: почти половина вырабатываемой электроэнергии приходится всего на два десятка промышленных комплексов.
Если субъектам внутреннего рынка вместе с населением хватает одной трети вырабатываемой электроэнергии, то две трети приходятся на предприятия, прямо или опосредованно работающие на внешний рынок.
Однако все главные потребители электроэнергии в национальной энергосистеме… не нуждаются. Локомотивы казахстанской экономики - иностранные нефтедобывающие компании - обзавелись электростанциями на попутном газе. А берущие львиную долю энергии владельцы горнодобывающих, обогатительных и металлургических комплексов выкупили себе действующие электростанции и сети.
Да, эти частные электростанции и сети работают в общей энергосистеме и пользуются ее услугами. Но в еще большей мере эта национальная энергосистема работает на такие приватизированные части целого - именно под их интерес выстроен засекреченный оптовый рынок и именно на них оглядывается правительство в проведении тарифной и инвестиционной политики.
От самого же правительства и от страны в целом таким фактическим хозяевам казахстанской энергетики требуется только одно: чтобы не мешали и ничего не меняли. И их можно понять - в свете мировой ситуации у них и своих проблем достаточно.
Положение, повторим, возмутительное, но давно нам всем привычное. Отчего же именно сейчас его необходимо менять и есть ли на это силы?
Простой расчет: годовой оборот оптового рынка - порядка триллиона тенге, необходимость ежегодного ввода генерации хотя бы для покрытия прироста нагрузок - 500 МВт, по деньгам это около 500 миллиардов тенге. То есть, только чтобы успевать за ростом потребления, тарифы на оптовом уровне надо поднимать в полтора раза. И то при условии, что крупные потребители согласятся тянуть общую тарифную лямку. Добавим сюда еще миллиардов 200 тенге на развитие высоковольтных и распределительных сетей, не пожалеем хотя бы 300 миллиардов на замену изношенного - и получили двойной против нынешнего тариф, только чтобы не дожить до веерных отключений.
Но это тупик. Удваивать стоимость энергоснабжения в Казахстане - значит валить и экономику, и население. А заодно валить неплатежами и электроэнергетику, ведь необходимых энергетикам инвестиций не получить и с предприятий-экспортеров даже в фантастическом варианте их полного непротивления.
Есть еще отдельная тема курса на развитие ВИЭ, что есть фактический курс на двойную эскалацию тарифов, подрыв стабильности как всей экономики, так и самой электроэнергетики.
Судите сами: если в целом по энергетике практикуется политика “тариф без инвестиций”, то “тариф в обмен на инвестиции” действует у нас только в отношении ВИЭ еще со времен подготовки к EXPO-2017. Выстроившиеся в очередь местные и иностранные “инвесторы” извлекают из повышенных тарифов свои прибыли, а оплачивает такой праздник массовый потребитель через конечное удорожание электроснабжения.
Отсюда два вывода. Во-первых, необходима новая, внетарифная, модель инвестирования. Например, использовать электроэнергетику как самое надежное и выгодное вложение пенсионных накоплений. Во-вторых, нужно новое устройство рынка электроэнергии, основанное на едином для всех без исключения электростанций закупщике. И еще новая идеология: электроэнергетика не кормушка!
Газета “Время” об этом не раз уже говорила и продолжит говорить, ведь, если сейчас упустим тарифы на электроэнергию, потом не поймаем!
Пётр СВОИК, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы