2604

Соломку подстелить не забудьте

Чем завершится перевод на газ Алматинской ТЭЦ-2 и как все исправить сейчас или потом.

Соломку подстелить не забудьте
Фото Владимира ЗАИКИНА

Считайте, что мы обращаемся персонально к председателю комитета по делам строительства и ЖКХ Тимуру КАРАГОЙШИНУ и его шефу министру индустрии и инфраструктурного развития Каирбеку УСКЕНБАЕВУ. А если кто-то и над ними услышит, тоже полезно. Капкан уже почти захлопнулся: 25 ноября подписано кредитное соглашение с ЕБРР - Европейским банком реконструкции и развития - о выделении первоначальных 130 миллиардов тенге "для перевода ТЭЦ с угля на газ". Это не более трети, четверти или осьмушки от того, во что обойдется вся затея, но сумма достаточно круглая, чтобы уже безвозвратно втянуть в возведение на той же площадке еще одной ненужной ТЭЦ-2, повязав всех участников тупиковым в техническом и экономическом смыслах, но зато обильно денежным решением.

Наши дорогие (во всех смыслах) Тимур Джиенбаевич и Каирбек Айтбаевич, только вы были и остаетесь еще способными спасти алматинцев и всех казахстанцев от шокирующего повышения тарифов на тепло и электроэнергию в связи с продолжением авантюры на Алматинской ТЭЦ-2. Еще не поздно. И знаете почему? Потому что та ответственность, от которой комитет по строительству и ЖКХ столь ловко увиливает последние лет пять - с момента принятия решения о переводе АТЭЦ-2 на газ, все равно остро всплывет перед Министерством индустрии, Минэнерго, акиматом, "Самрук-Энерго" и вообще перед всеми причастными. Всплывет через сколько-то лет, и как раз по факту запуска первой очереди той самой авантюры.

Поясним по порядку, начиная с того, что у Алматинской ТЭЦ-2 есть близняшка - такая же АТЭЦ-2, только в Астане. Они однояйцевые близнецы: родились в одно время и с одинаковым набором хромосом, то бишь основного оборудования. В частности, энергетические котлы у них совершенно одинаковые. Так вот, после появления газопровода "Сарыарка" начался перевод на газ столичных ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, водогрейные котлы уже переведены, на очереди энергетические. И когда бы этот перевод ни произошел, он пройдет тихо-спокойно. Горожане узнают об этом из СМИ, тариф, скорее всего, придется повысить на разницу в стоимости угля и газа, но это не в два и не в пять раз. Потому что дооборудование пылеугольных котлов еще и газовыми горелками - дело хотя и не бесплатное, но не такое дорогое и энергетиками давно освоенное.

Отчего же не получается так же на Алматинской ТЭЦ-2? Всего лишь из-за записи в строительных нормативах о размещении газового оборудования выше нулевой отметки. Оно и понятно: строительные нормы и правила писались для нормальных электростанций и котельных, а Алматинская ТЭЦ-2 одна такая в мире - заглублена на 12 метров из-за просадочных грунтов.

Хотя тоже как посмотреть: если со стороны торца, откуда и пойдет газопровод, то там и снаружи нулевая отметка, все нормы соблюдены. Но это, что называется, формалистика. А не рискованно ли на самом деле переводить на газ расположенную ниже окружающей поверхности электростанцию? Да, правила ТБ и СНиПы пишутся кровью, но они пишутся инженерами, а не чиновниками. А чиновники, опираясь на заключения специалистов, их утверждают - такова их государственная обязанность и ответственность.

Поэтому вопрос, можно ли вместо затеянной многомиллиардной авантюры со строительством еще одной ТЭЦ элементарно дооснастить газовыми горелками действующие котлы, вне компетенции автора или читателей газеты "Время", вне власти даже главы государства. Это ответственность даже не всего Министерства индустрии, а профильного комитета, руководители которого просто обязаны были сделать элементарное - собрать квалифицированную комиссию из представителей профильных организаций строительной, газовой и энергетической отраслей (а все это есть в Казахстане, и хорошего качества) и получить от них заключение: либо нельзя ни при каких условиях, либо можно при тех-то и тех-то дополнительных мероприятиях. Например, обвесить газопроводы двойной системой датчиков. Или устроить дополнительную вентиляцию - инженерное решение, гарантирующее безопасность, уверяю вас, имеется.

После чего внести соответствующие добавки-поправки в нормативную базу. Понятно, что ни один уважающий себя специалист не поставит свою подпись под запретом, обрекающим Алматы и весь Казахстан на чудовищные и ненужные затраты, выливающиеся в такой тариф, который заговорщики пока прячут под покровом коммерческой тайны. Не хотелось бы думать, что именно потому и не собрана такая комиссия. Но тогда почему? А сейчас расскажу, что будет дальше.

Под открытое кредитное финансирование скоро подтянется и так называемый, подрядчик - пока не объявленная компания из Европы, Турции или, допустим, России, которая будет строить еще одну ТЭЦ-2 методом под ключ. Лучше сказать - с нуля, потому что подрядчик сам заново будет проектировать, выбирать оборудование, определять капитальные затраты. Ранее утвержденный проект стоимостью 324 миллиарда тенге нужен был только для втягивания в эту авантюру, стоимость которой будет теперь расти и расти.

Европейский банк реконструкции и развития - спасибо ему - организация коммерческая и свою прибыль через тариф, конечно, вытащит. Но не торопясь, сначала надо всех втащить. Однако еще больше это организация политическая, задача которой - подтащить Казахстан как можно ближе к "зеленой" энергетике, а фактически - к безумным европейским тарифам. Поэтому курс ЕБРР - на полный отказ от действующих котлов и турбин.

Задача подрядчика - сделать побыстрее, подороже и… попроще. То есть не связываться с тепловой частью, которая неизбежно будет завязанной на существующий главный корпус, а поставить рядышком на свайно-монолитной плите пару современных, красивых, высокоэффективных парогазовых блоков, которые будут давать много электроэнергии и… совершенно недостаточно тепла. Чему поспособствует и нынешняя тарифная политика, по которой производство гигакалорий невыгодно и зарабатывать можно только на киловатт-часе.

Но тут вот какое дело: подороже получится, а побыстрее - нет, потому что под новое свайное поле, к тому же соединяемое сверху антисейсмической монолитной плитой, надо делать тщательную геологию и только на это уйдут лишние год-полтора.

И вот где-нибудь во второй половине нового президентского срока заработает-таки первый парогазовый блок и вырисуется такая картина: громадные деньги "освоены", энтузиазм подрядчика дальше электрической части не распространяется, а ведь ТЭЦ - это еще и зимнее отопление города. Придется продлевать великолепное свайное основание под банальные водогрейные "самовары", резко ухудшая общую экономику такой новой-старой электростанции. К тому же стоимость газа к той поре поднимется настолько, что у экономистов "Самрук-Энерго" и кое у кого повыше глаза полезут на лоб: про такой тариф потребителям даже заикаться страшно! Придется размазывать на годы и на весь Казахстан.

А тут еще ЕБРР и другие заемщики напомнят, что пора рассчитываться по кредитам… И тогда взоры соучастников неизбежно обратятся на действующую часть ТЭЦ-2, которая исправно продолжит дымить-отапливать город - больше ведь некому. Посуровевшее же начальство вдруг спросит: какой чудак затеял эту авантюру и почему до сих пор не выполнено данное более десяти лет назад указание о переводе ТЭЦ-2 на газ?!

Колесо нашей истории скрипнет, сделает полный оборот, и не исключено, что отвечать придется-таки тому самому комитету по делам строительства и ЖКХ. Так не лучше ли поискать ответ уже сегодня?

Пётр СВОИК, обозреватель

Поделиться
Класснуть