Лёгонькая промышленность
Развивать собственные производство, сельское хозяйство и особенно лёгкую промышленность без выхода на внешние рынки, где нас никто не ждёт, объективно невозможно. Но без этого невозможно и слезть с сырьевой иглы
Новый экономический курс, который президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ ждет от правительства к середине мая, скорее всего, понадобится еще раньше. Не случайно же глава государства в выходной день 9 марта провел экстренное совещание после обвала цен на нефть, чтобы обсудить изменившуюся экономическую ситуацию в мире и создать антикризисный штаб.
Вывозная экономика очень подвержена внешним факторам. Так случилось и в этот раз: не договорились экспортеры нефти по снижению добычи из-за коронавируса - и на тебе антикризисный план “по сокращению бюджетных расходов, обеспечению занятости населения в регионах, стабилизации валютно-финансового рынка страны, оптимизации республиканского и местного бюджетов”.
Кое-какие попытки изменить страновую экономическую модель, чтобы не зависеть от узкой линейки экспорта, предпринимались у нас неоднократно. Но с неизменным результатом...
Еще до черного понедельника в сенате состоялись серьезные слушания по легкой промышленности (см. “Дарига Назарбаева: Исчезнет - не заметим”, “Время” от 5.3.2020 г.). А до этого были не менее хорошо подготовленные слушания по сельскому хозяйству, тоже вскрывшие массу проблем. Понятно, что эти отрасли, по идее, должны быть поддержаны в новом экономическом курсе. На фоне падения цен на нефть и борьбы за новый мировой передел это особенно важно. Но события стали развиваться слишком стремительно. Надеемся, что очередные временные трудности не собьют разработчиков с курса.
Легкая промышленность, как и пищевая, держится на переработке сельскохозяйственного сырья, поэтому поговорим обо всем вместе. А оттолкнемся от материала “На войне как на войне” (см. “Время” от 5.3.2020 г.) - мы все находимся в самом разгаре четвертой мировой (гибридной) войны, но пока в том экономическом и геополитическом мироустройстве, которое состоялось по итогам добровольной сдачи Советским Союзом своих позиций в третьей (холодной) мировой войне.
Поскольку же наднациональные экономические системы как раз к распаду СССР в основном уже состоялись, разошедшимся по швам КПСС национальным государствам оставалось вписываться в оставленные им ниши глобального разделения труда. Нет, поставлять продукцию с мирового рынка, кроме особо охраняемой, нам с радостью готовы все, но для этого нам самим надо что-то продавать на этом рынке, чтобы заработать валюту. А таких ниш было совсем мало. Разве что нефть с газом и черные металлы с цветными, потому что внешний рынок и от СССР их получал.
А вот той же сельскохозяйственной продукции, особенно высоких переделов, на мировом рынке и без нас достаточно, конкуренция на этот счет жесточайшая. Конечно, своим хлопком или шерстью, кожевенным сырьем или экологическим мясом не все страны располагают, и такое сырье могло бы найти спрос, но… Дашь слабину - новоприбывшие наладят высокую переработку. Как их потом вытеснишь? Пусть уж лучше остаются природными запасниками.
Поэтому относительно обращенных в капитализм постсоветских государств была выстроена продуманная схема: никакой самодеятельности, инвестиционную и кредитную подпитку получает лишь то, что пользуется спросом на внешних рынках, на валютную выручку завозится все необходимое, а валютные излишки, если остаются, тоже уводятся за границу.
С точки зрения страновой специализации, снижения издержек и экономии ресурсов в глобальном масштабе схема оптимальная, и в ее рамках многого удалось добиться (cм. таблицу).
Не все, конечно, удалось оптимизировать, но многое. От объемов 30-летней давности по производству мяса удалось сохранить только 25 процентов, от колбас - 29 процентов. Что характерно: если не все производства исходного для пищевой или легкой промышленности сырья удалось свести до незаметных величин (по хлопку, например, осталось целых 70 процентов), то более высокие переделы зажаты надежнее: по тканям, к примеру, сохранилось только 24 процента. А вот по шкурам оптимизация комплексная: от выделки кож осталось 23 процента, производство же обуви, чтобы не смущать итало-турецких и китайских мастеров, довели до незаметных 2,5 процента. Австралийско-новозеландские стригали тоже могут спать спокойно: моется и чешется только 3,6 процента шерсти от советского уровня.
Неоценимую роль в устранении излишней конкуренции на мировом рынке сыграли казахстанские банки, особенно Национальный. Так, всего банковских кредитов по состоянию на январь выдано на 13,7 трлн тенге, это только 19 процентов от запланированного на этот год ВВП, в несколько раз меньше, чем позволяют себе сражающиеся за рыночные ниши экономики. Но можно быть спокойным: большая часть и такой диетической массы расходится по потребительским кредитам, то есть на поддержку внешних производителей. А на всю промышленность, например, пришлось только 1830 млрд, или 2,5 процента от ВВП. Особо же надежно отстранены от кредитов сельское хозяйство - 243 млрд (0,3 процента ВВП), пищевая - 16,5 млрд тенге (0,02 процента), и легкая промышленность - 1,1 млрд тенге (0,0015 процента).
Соответственно, если инвестиции в основной капитал по всей промышленности за 2019 год составили скромные 7814 млрд тенге, или 10,9 процента ВВП, то инвестиции в производство продуктов питания - 88 млрд, или 1,1 процента от всей такой инвестиционной гомеопатии. Производство текстильных изделий - 7,6 млрд тенге, или 0,1 процента от всех инвестиций, производство кожаной продукции - 2,3 млрд, производство одежды - 0,7 млрд, в процентах не указываем, чтобы не писать слишком много нулей после запятой.
В результате мы заслуженно имеем всего 2,4 процента от ВВП по производству продуктов питания, доля легкой промышленности заключена в надежные 0,16 процента, а производство, например, мебели - 0,055 процента.
Китай, даже пораженный коронавирусом, может расслабиться - с нашей стороны ему ничего не угрожает.
Параллельно с банками, держащими легкую и пищевую промышленность на строгой диете, Минфин рука об руку с Министерством труда и соцзащиты внимательно следит за неразбуханием прожиточного минимума, а через это - за умеренностью вообще всех зарплат и пенсий в стране. Соответственно, не страдающая излишествами платежеспособность казахстанцев защищает от нездоровой полноты и работающих на внутренний рынок производителей.
А суммарным оптимизационным эффектом является высвобождение из экономики ненужных людей, так называемых самозанятых, особенно на селе. Поскольку же и в городах работы для них нет, возникает возможность улучшать демографическую ситуацию на других важных для будущего человечества территориях, например в Сибири и на Дальнем Востоке. Некоторые рассчитывали, что эту задачу смогут решить китайцы, но им препятствует климат, привычным же казахстанцам будет в самый раз.
Ох, боюсь, это уже перебор, читателю пора возмутиться: что это тут нагорожено?! А ничего, просто открытым текстом изложена суть проводимой правительством и Национальным банком промышленной политики. Точнее, они ее не проводят, так как эта политика сформулирована извне и исходит исключительно из интересов внешних рынков.
Вы скажете: мол, правительство только тем и занято, что развивает-поддерживает национального производителя, особенно малого-среднего и особенно сельского. Ну да, развивает и поддерживает... с вышеприведенными результатами, которые мы не сами придумали, а взяли из отчетности Министерства национальной экономики и Нацбанка.
А что же вы хотите, если в стране принципиально нет длинного и дешевого кредита, если три четверти инвестиций - иностранные, если производство исходной сельхозпродукции раздроблено по крестьянским хозяйствам, если про планы еще тучных лет по созданию хлопковых, шерстяных и мясных кластеров от сырья до готовых изделий надежно забыты? Можно “развивать” сельское хозяйство, пищевую и легкую промышленность и дальше - с тем же результатом.
Сообщается, что сенат собрал свыше 200 предложений, не сомневаемся, все они полезны. Примите и от нас парочку.
Если у правительства нет сил или желания менять внешне ориентированную модель и некому его заставить, то лучше расслабиться и не тратить зря усилия, деньги и надежды. Пусть наша легкая промышленность будет не как в “Служебном романе” легонькой, а вообще никакой.
А если все-таки развивать собственные производства, тогда так: а) достаточный общий - Евразийский - рынок со всеми вытекающими; б) достаточная платежеспособность казахстанского покупателя; в) государственный план по современному структурированию аграрного производства и всех цепочек переработки сельхозпродукции, в том числе по линии легкой промышленности; г) выделенная линия кредитования и инвестирования по этому плану.
Пётр СВОИК, Алматы