2474

Так чьё это по праву?

Кто виноват в том, что из соцсетей пропала музыка казахстанских исполнителей? И почему Казахстанское авторское общество оштрафовали за недопуск к проверке их деятельности?

Так чьё это по праву?

Вокруг авторских прав разразился громкий скандал. Из соцсетей исчезла музыка большинства казахстанских исполнителей. В Stories и Reels больше нельзя использовать любимые отечественные композиции. Позже выяснилось: проблема связана с Казах­станским авторским обществом (KazAK). То есть Meta, которая является материнской организацией Facebook, Instagram, WhatsApp, временно удалила весь музыкальный каталог, на который заявляет права KazAK. Именно эта организация вела переговоры с Meta. И получилось, что они прошли неудачно.

- Главным предметом разногласий остается определение справедливой суммы вознаграждения, которую Meta должна заплатить за использование богатого музыкального репертуара нашей страны. Размер вознаграждений от Meta был очень низким, не подкрепленным финансовыми данными. Почему мы должны соглашаться на мизерные суммы, когда исполнителям из Европы и США они оплачивают больше? - заявила гендиректор РОО “Казахстанское авторское общество” Айнура ЕСЕНДИКОВА.

О каких именно деньгах идет речь? Этого не раскрывают, конкретные суммы не называют.

- Мы выражаем свое глубокое разочарование тем, что Meta приняла такое решение - убрать репертуар KazAK, вместо того чтобы найти решение. Этот шаг воспринимается KazAK как крайне негативный и враждебный по отношению к национальной культуре Казахстана.

При этом она добавила, что переговоры продолжаются: срок соглашения с Meta истек и она уже не имеет права использовать казахстанский контент. Но не станет ли от этих переговоров еще хуже?

А тем временем казахстанские исполнители теряют свои доходы. Понятное дело, что они возмущены всей этой ситуацией. Негодуют и слушатели. А есть ли вообще у KazAK реально такие права - говорить от лица всех исполнителей Казахстана? Как заявил заместитель гендиректора KazAK Ануар ЕРСУЛТАН, их организация, созданная в 1998 году, долгое время была единственной в Казахстане. Сейчас там насчитывается 6 тысяч авторов. Но за годы независимости появилось более 20 подобных организаций, и у семи из них тоже есть аккредитация на сбор гонораров. То есть у KazAK появились конкуренты - оно больше не является монополистом в этой области. Между тем именно к этой организации накопилось немало претензий.

- Кто и как распределяет собранные гонорары в вашей организации? - спросили журналисты.

- У нас есть специальный отдел, который этим занимается. У нас есть программа, которую нам предоставила Всемирная организация интеллектуальной собственности, и с ноября мы уже начали распределять с ее помощью все деньги, которые к нам приходят, - ответила глава организации.

- Есть информация, что этим занимается ваша родная сестра, она ведь тоже автор произведений? Допускается ли согласно уставу работать с близким родственником? - не сдавались журналисты.

- Причем тут это. Мы не государственная организация, я не обязана говорить вам. Устав есть на сайте KazAK, вы можете там сами посмотреть, - ушла от ответа Айнура Есендикова.

Юрист организации, сидящий в зале, тут же выкрикнул: уставом это не запрещено!

- Я вас уверяю, у нас есть документы, где указано, что мы выплатили немаленькую сумму наследникам композитора Шамши КАЛДАЯКОВА. Мы не имеем права разглашать, какую сумму мы выплатили авторам, - ответил на вопрос журналистов Ерсултан. - Да, у нас на сайте есть список разыскиваемых авторов, всего их 421 (среди них Али ОКАПОВ, Димаш КУДАЙБЕРГЕН, Иманбек, Кайрат НУРТАС, Галымжан МОЛДАНАЗАР. - Е. Т.). Мы их разыскиваем, чтобы отдать им деньги, откуда мы знаем реквизиты их карт? Пусть приходят, мы готовы выплатить всем авторам их гонорары. Они не переходят к нам, хоть 5, хоть 10 лет пройдет.

- Нам известно, что кон­т­ролирующий орган на основании жалоб авторов проводил проверку деятельности вашей организации. Были выявлены нарушения, в том числе в части невыплаты вознаграждения авторам. Было выписано предписание об устранении нарушений, однако оно не было вами исполнено. Вашу организацию оштрафовали. Почему до настоящего времени вы не произвели оплату вознаграждения? - такой вопрос был задан на пресс-конференции.

Айнура Есендикова не смог­ла развернуто ответить на него, обвинив во всех грехах своего конкурента - композитора Рината АБДУЛХАЛИКОВА. Уже после пресс-конференции юрист KazAK подошел ко мне и попытался ответить на все вопросы.

- Этот Ринат Абдулхаликов никогда не был нашим автором, не имеет к нам отношения, но он написал заявление в Министерство юстиции, что мы нарушаем его права. То есть наши конкуренты организовали проверку, на поводу которой и пошли проверяющие. Но никаких проверок не было, потому что мы не допустили их. А к административной ответственности нас как раз привлекли за недопуск к проверкам, за это и оштрафовали.

- А почему вы не допустили к проверкам? Вы же препятствуете! - задала я уточняющий вопрос.

- Мы не допустили проверки, потому что они были незаконными. Не было никаких оснований для проверки, - парировал юрист.

- Получается, вашей организации есть что скрывать?

- Нет, все прозрачно. На сайте есть вся финансовая отчетность, - убежден юрист. - Пусть придет законная проверка, нам нечего скрывать.

Екатерина ТИХОНОВА, фото автора, Алматы

Поделиться
Класснуть