235

Не долларом единым

Председатель Нацбанка Тимур Сулейменов призвал казахстанцев не паниковать из-за ослабления курса тенге

Не долларом единым

Председатель Национального банка Тимур СУЛЕЙМЕНОВ переживает, что именно при нем курс доллара скакнул за отметку 500 тенге. Однако удорожание “зеленого” составило всего 2-2,5 процента, что практически не отразилось на цене продуктов питания. Паниковать, скупать доллары он не советует. Вместо этого лучше копить деньги в тенговых депозитах, вкладываться в недвижимость или народное IPO. Свои доводы глава Нацбанка привел в пятницу на брифинге.

В первую очередь Сулейменов назвал причины роста курса доллара: это произошло под влиянием внешних и внутренних факторов.

- На биржевых торгах курс достигал 519,7 тенге за доллар и закрылся на уровне 512. На рынке нефти сохраняется высокая волатильность, в том числе на фоне сильного доллара и ожиданий экономистов того, что потенциальные торговые пошлины и увеличение поставок нефти из США и другие меры вновь избранного президента США приведут к переизбытку предложения на рынке, - прокомментировал Сулейменов.

Тимур СУЛЕЙМЕНОВ.

Чтобы сгладить резкие скачки курса и обеспечить рынок валютой, Нацбанк провел валютные интервенции. Сейчас доллар торгуется на KASE на уровне 507 тенге. При этом Тимур Сулейменов подчеркнул, что Нацбанк не таргетирует какой-либо уровень обменного курса и не препятствует его тренду. Он и дальше будет формироваться в соответствии с рыночными факторами. Однако в случае сильных колебаний валютные интервенции будут проводить.

Журналисты спросили, каким бы оказался курс доллара, если бы Нацбанк не провел валютные интервенции.

- Трудно сказать, но можно пояснить одно: если бы не было этих интервенций, была бы нестабильность и, возможно, паника. Потому что рыночные агенты - те, кто продает или покупает, если видят, что курс резко идет вверх, естественно, начинают быстро закупать впрок и задают дополнительный спрос. И даже тот, кому доллары не нужны, будет думать: мне же там контракт закрывать через 3-4 месяца, давай-ка я доллары прикуплю, пока курс невысокий. Поэтому, чтобы панические настроения на бирже и в финансовой системе не появились, нам пришлось делать интервенции. Чтобы тенге на новом уровне приземлился более мягко, - высказался глава Нацбанка.

По его словам, валютные интервенции, проведенные с 16 ноября, составили 1 млрд долларов. Сейчас Нацбанк приостановил интервенции, и курс формируется под влиянием рыночных факторов. Рост с 495 (в этом месяце) до 510 равен двум процентам. Такое удорожание хлеба или молока, считает он, на граждан не сильно повлияло.

- Мы же в долларах не покупаем. Поэтому я бы не стал переоценивать последнее движение курса чересчур сильно. Да, психологическая отметка 500 в голове есть, я признаю. Я председатель Национального банка, при котором курс стал 500. Не самое приятное осознание. Но, как потребитель, казахстанец и просто макроэкономически, я скажу, что пока не сильно повлиял курс. Если бы он улетел совсем далеко в космос, тогда, конечно, мы бы видели, что ценники срочно меняются. Сейчас в пределах 2-2,5 процента. Наверное, это новое равновесие, с которым нужно жить. Поэтому я бы несильно волновался о том, что мгновенно поменяются цены, тем более на продукты питания. По ним мы самообес­печены, почти по всем, - подчеркнул Тимур Сулейменов.

Он призвал казахстанцев не поддаваться панике, не бежать за долларом, а вкладываться в тенговые депозиты:

- Сейчас доллар не должен являться инструментом сбережения, потому что тенговые инструменты дают лучшую доходность. Решение повысить базовую ставку, наверное, по цепочке повысит ставки депозитов для физлиц. То есть депозитная доходность тоже вырастет. Есть рынок депозитов, народное IPO, можно вкладываться в недвижимость, либо в какие-то бизнес-проекты, в строительство.

На данном этапе, рекомендовал Сулейменов, лучше всего оставаться внутри собственной экономической системы.

- Тенговые инструменты на­дежнее, спокойнее и понятнее. Доллар - это не наш инструмент. Сегодня он повысился, а завтра под влиянием тех или иных факторов, кто знает, что будет. Завтра, опять же, президент США Дональд ТРАМП какие-то другие экономические меры примет - сила доллара упадет. Мы на это влиять не можем, - отметил Сулейменов.

При этом он подчеркнул, что риска обвала тенге нет.

Более того, из-за укрепления доллара ожидается рост доходности Единого накопительного пенсионного фонда. Нацбанк специально наращивал долю валютных активов в ЕНПФ, чтобы обеспечить доходность.

На вопрос, есть ли надежда, что доллар вернется к значению 490 тенге, председатель Нацбанка ответил:

- В данном случае у нас не тенге ослабел, а доллар усилился. По тенге в нашей внутренней экономике никаких негативных событий не происходит. То есть у нас во внутренней экономике все нормально. И если бы доллар сам не усилился, курс бы у нас не двинулся так сильно.

Причины роста курса, добавил Сулейменов, связаны с экономическими процессами в США.

- Из-за того что Трамп пришел, из-за того что там у всех такие бычьи настроения, курс доллара усилился ко всем валютам. То есть примерно на столько же по отношению к фунту, евро, которые являются резервными валютами, как и к тенге. Поэтому мы здесь как бы в одной лодке, - сказал Сулейменов.

Произойдет ли снижение курса, зависит от того, какие первые указы подпишет Трамп и как экономика США будет на это реагировать.

- У него очень амбициозная экономическая программа. Там и МАСК (Илон, предприниматель, миллиардер. - Л. Т.) со своими предложениями. Надо до января посмотреть, что будет у него по факту происходить, - высказал мнение глава Нацбанка.

- А прогнозируется ли повышение курса доллара до 600 тенге? - поинтересовались журналисты.

- Надеюсь, очень-очень долго у нас этого не произойдет. Думаю, наши общие меры - экономики, правительства, различных институтов развития - позволят нарастить внут­реннее производство, снизить импорт, обеспечить здоровый, сильный торговый и платежный баланс, чтобы был приток экспортной валютной выручки, чтобы долларов было больше на внутреннем рынке. Чем больше их на рынке, тем меньше его стоимость. Я надеюсь, что эти меры помогут, и 600 мы долго не увидим, - поделился Тимур Сулейменов.

В ходе брифинга Тимур Сулейменов также сообщил о решении Нацбанка повысить базовую ставку до 15,25 процента годовых. Связано это с ростом внешнего инфляционного давления, которое будет сохраняться и в течение следующего года.

- Прогноз по инфляции на 2024 год уточнен до 8-9 процентов. В 2025-м мы ожидаем более высокую инфляцию, чем ранее прогнозировали, - в диапазоне 6,5-8,5 процента. В 2026 году умеренно жесткая денежно-кредитная политика будет способствовать замедлению роста цен до 5,5-7,5 процента. Достижение цели по общей инфляции в 5 процентов ожидается по итогам 2027-го, - заключил Сулейменов.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана

Поделиться
Класснуть