2864

Отнять и поделить

Отчёт об исполнении республиканского бюджета показывает: резервы есть, осталось их только взять

Отнять и поделить

Не прошло и полгода, как парламент на совместном заседании палат сделал важное дело - утвердил отчет правительства об исполнении основного финансового документа страны в 2018 году. Действительно важное: если бы не утвердил, правительство ушло бы в отставку, но обошлось - “за” проголосовали дружно. Но перед этим, как водится, дружно раскритиковав. Нам же только и остается, что, согласившись со всеми критикующими, эту критику систематизировать по важности отраженных в ней проблем. И здесь в помощь себе привлечем не ораторов от “Ак жола” или КНПК, а источник еще более увесистый и к правительству даже более лояльный - Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета (коротко - СК).

Чтобы быть лучше понятыми, напомним читателям два наших предыдущих материала. В публикации “Сто дней правительства: курс на инвестиции” (см. “Время” от 6.6.2019 г.) мы перечислили основные проблемы, унаследованные правительством Аскара МАМИНА. А в материале “Отрицательный рост” (см. “Время” от 20.6.2019 г.) мы констатировали: экспортно-сырьевая модель вполне может еще функционировать какое-то время, но вот надеяться извлечь из нее дополнительные ресурсы, необходимые для решения поставленных недавно избранным президентом задач, не приходится.

Точнее, ресурсы-то есть, и вполне достаточные, но чтобы их направить на повышение благосостояния казахстанцев, решение проблем многодетных семей и, например, ипотечников, их придется забрать у нынешних пользователей. А это люди непростые, схемы присвоения экономических потоков имеют устоявшиеся, с большим количеством включенных в них структур и кадров, и они будут, разумеется, сопротивляться. В том числе, возможно, и через стихийные митинги. Поэтому так важно увидеть, что можно отнять и поделить и как это лучше сделать.

Бюджет же при этом - основа основ. Именно в нем, как в объемном зеркале, все и отражается. Вот, к примеру, такой пассаж из доклада председателя СК Натальи ГОДУНОВОЙ: одинаковые по мощности социальные объекты имеют очень разную стоимость, порой доходящую до фантастических пределов. В частности, при корректировке проектно-сметной документации на строительство линейного парка в Нур-Султане превышение сметной стоимости составило 413 млн тенге. А по проекту строительства жилого дома для очередников в Костанае эту стоимость завысили на 150 млн тенге.

Или вот другой пример: только центральными госорганами в 2018 году через портал госзакупок было приобретено около 2 млн пачек бумаги на 2 млрд тенге. При этом 26 процентов всех закупок были проведены неконкурентным способом - из одного источника, со средней ценой в 1840 тенге. Хотя на одной из товарных бирж аналогичная бумага торговалась в среднем по 1000 тенге.

То есть надо наводить порядок и с частными экспертными организациями, которых у нас целых 144, и с переводом госзакупок на товарные биржи, существенно расширяя их номенклатуру.

А еще, считают в СК, необходим кардинальный пересмотр подходов к уплате двух системообразующих налогов - корпоративного подоходного и НДС с исключением практики авансирования платежей по ним и с использованием в законодательстве таких понятий, как налоговый потенциал и налоговый разрыв. Чтобы было понятнее: фискальные органы требуют с плательщика весь его запланированный у них “потенциал”, не обращая внимания на разрыв с фактическими обстоятельствами.

Другой интересный момент из отчета - насчет квазигоссектора (это как бы бизнес-субъекты, но они в госсобственности или с гос­участием). Вот возбудившая СМИ констатация: в прошлом году чистый доход этого сектора вырос на 18 процентов при увеличении убытков в 5-кратном (!) размере. Вы скажете “воруют” и, наверное, будете правы, но это не вся правда. Вот еще информация для размышления и понимания: у нас сейчас 155 акционерных обществ и ТОО с госдолей, а еще 219 республиканских госпредприятий. И это, заметьте, после всех упорно проводимых в последние годы избавлений от непрофильных активов после третьей уже волны приватизации.

Тут уверенный в тотальном воровстве читатель вправе дополнительно возмутиться, но все же стоит вглядеться в списки всех таких несильно коммерчески выгодных госнахлебников. А это учреждения специального образования, здравоохранения, стадионы, спортивные клубы и команды, санатории и так далее. То есть все то, что не вписывается в чисто экспортно-сырьевую модель. Можно спорить, нужны ли Казахстану профессиональные гандбольные или футбольные команды, особенно из легионеров, но детский-то спорт наверняка нужен! И насчет всего такого гособременения - суровая правда: необязательно держать это в госсобственности, но если государство не будет во все такие дела вкладываться как инвестор и как заказчик услуг, мы останемся без доброй доли социалки.

И еще одна тема из отчета по бюджету, в парламенте особой тревоги не вызвавшая, а зря. Докладывавший первый вице-премьер, глава Минфина Алихан СМАИЛОВ успокоил: госдолг остался на минимальном уровне, его объем составил 25,8 процента к ВВП. Осмелимся расшифровать: на 1 января внешний долг госсектора сложился на отметке 35,1 млрд долларов, и это как бы немного по сравнению с общим долгом в 158,8 млрд долларов. Однако на обслуживание такого “минимального” долга из бюджета в этом году придется вынуть (прямо или косвенно) более 2 трлн тенге, чтобы конвертировать их в 3,9 млрд долларов выплат по самому долгу и 1,4 млрд долларов по процентам. А 2 трлн тенге, на минуточку, это почти одна пятая всей доходной (10,4 трлн тенге) части республиканского бюджета. И это больше, чем все образование (635 млрд тенге) и здравоохранение (1189 млрд тенге) в том же республиканском бюджете, вместе взятые. И еще для сравнения: на отчете с гордостью прозвучало, что бюджет социально направленный, на это выделена почти половина расходов, а именно 4,3 трлн тенге. Выходит, могло быть в полтора раза больше, не будь квазигосдолга.

А для специально интересующихся дополнительно сообщим: всего на обслуживание внешнего долга из Казахстана уйдет в этом году 24,6 млрд долларов и еще 13,6 млрд “вечнозеленых” - в 2020-м. И это деньги, между прочим, из наших карманов, уважаемые налогоплательщики.

Коль скоро мы заговорили о долговой нагрузке бюджета, вот еще тема, тоже зря не взволновавшая парламент: выплаты по обязательствам перед ЕНПФ. На данный момент почти из 10 трлн тенге пенсионных накоплений 3 трлн 700 млрд вложены в заемные бумаги Минфина, и, следовательно, на проценты по ним из казны уйдет порядка 300 млрд тенге. С чем это сравнить? Столько же стоит некороткая бюджетная строка: “сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения”.

Или такое сравнение: по словам Натальи Годуновой, некачественные бюджетные решения в 2018 году повлекли 138 млрд тенге неэффективных расходов. А это разве качественно - тратить 300 млрд на создание фиктивного “инвестиционного” дохода ЕНПФ за счет ущемления тех же социальных статей бюджета?

Спрашивается, кого благодарить за столь разорительные для бюджета долговые отвлечения? Адресат конкретный - это наш любимый Нацбанк, а фактически - орган внешнего монетарного управления. В мандате которого - не допустить национального производственного кредитования и инвестирования. Поэтому гигантские пенсионные накопления засовывают в бюджет, коммерческие банки и иностранные экономики - только бы не в отечественную! И поэтому квазигоссектор бегает кредитоваться за границу под гарантии правительства - это проще, чем справиться с родным финрегулятором.

Будь у наших ипотечников такой же гарант, они тоже ринулись бы брать зарубежные кредиты. Но им приходится ложиться под местный удушающий процент. И тут как тут правительство, которое берется спонсировать этот самый удушающий процент, опять же, за бюджетные деньги.

Короче, резервы - вот они, и мы могли бы подробно рассказать, между какими социальными направлениями их поделить. Но сначала надо бы отнять…

Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть