667

С думой о хорошем, а не с оглядкой на цены

советует гражданам жить министр торговли

С думой о хорошем, а не с оглядкой на цены

Арман ШАККАЛИЕВ не видит реальных причин для существенного удорожания товаров на иностранных маркетплейсах в связи с планируемым ужесточением законодательства в их отношении. На вопросы о перспективах онлайн-торговли и о личных потребительских предпочтениях министр ответил во вторник на брифинге в правительстве после заседания кабмина.

Ссылаясь на заявление министра о том, что зарубежные маркетплейсы обяжут регистрироваться в Казахстане, журналисты спросили, не повлечет ли это рост цен на их товары.

- Конечно, предполагаемые изменения повлияют на структуру, это объективная реальность. Если мы сопоставим цены на маркетплейсах, которые уже в правовом поле Казахстана, то увидим, что они конкурентные. В то же время, проводя анализ, мы увидели, что изменения, направленные на защиту прав потребителей, большую товарную прослеживаемость, не повлекут увеличения цен в разы. То есть говорить о том, что после внесения поправок стоимость поменяется в сторону удорожания - этого не произойдет, потому что это очень конкурентный рынок, - заявил Шаккалиев.

При этом он все же признал, что цены могут вырасти приблизительно на 15 процентов, как это прогнозируют эксперты. Но основная их часть при этом склоняется к тому, что роста цен на розничные товары не произойдет.

- Есть сторонники того, что не надо регистрировать (иностранные торговые интернет-платформы. - Л. Т.), иначе будет удорожание. Но те маркетплейсы, которые сегодня работают, у них удорожания не будет, - настаивал на своем Шаккалиев. - Temu и Pindodo не зарегистрированы в Казахстане, удорожание там не произойдет. У них товар, ценовая политика уже сформированы, и те законодательные требования, которые мы предлагаем, с их стороны не повлекут дополнительных затрат.

Минторговли, по словам его главы, просило у экспертов конкретные расчеты, на основе которых они прогнозируют рост цен, но те никаких цифр не дали.

- Вы еще в прошлом году обе­щали нам навести порядок на рынках. К сожалению, порядка мы не увидели. До сих пор есть стихийные рынки. А теперь вы активно взялись за маркетплейсы, где казахстанцы закупаются, потому что там дешевле. И сейчас вы объявили такую “хорошую” новость, что удорожание возможно теперь и там, - иронично заметили мои коллеги.

- По рынкам у нас двухлетний план. В прошлом году эта работа не закончилась, все, что было запланировано, мы провели. У нас большие планы по модернизации, - нашел что сказать министр, весело заметив: - Новости всегда должны быть хорошими, вы должны быть на позитиве!

По словам Шаккалиева, он тоже, “как и все мы”, пользуется электронными торговыми площадками.

- Использую, конечно, отечественные, потому что есть гарантии, есть уверенность в качестве. Как орган, отвечающий за защиту прав потребителей, мы знаем, что с точки зрения защиты прав потребителей отечественные маркетплейсы намного надежнее, потому что находятся в нашей юрисдикции.

При этом основные товары для меня - потребительские, не продуктовые. Потому что продуктовой группой супруга занимается - здесь четкое разделение труда. Запаски для бритвы в последний раз я приобретал, - пооткровенничал министр.

Он также рассказал, как будут проводить цифровизацию рынков и магазинов у дома. Необходимо создать так называемое цифровое зеркало розничной торговли:

- Банки предусматривают более доступные оборотные средства, комиссию за эквайринг тем, кто переходит в цифровой формат. Мы начали пилот в Алматы - чтобы все рынки были в цифровом формате. Что это значит? У них должен быть цифровой след, расчетный терминал. Вовлечь и стимулировать продавцов работать микс - и онлайн, и офлайн.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото Веры ОСТАНКОВОЙ, Астана

Поделиться
Класснуть