Трансформация торговли
Иностранные маркетплейсы обяжут регистрироваться в Казахстане, а магазины и рынки у дома цифровизируют
Зарубежные интернет-продавцы должны будут вести налоговую и таможенную отчетность и соблюдать другие обязательства в части безопасности товаров, борьбы с контрафактом, хранения и защиты личных данных покупателей. Все это предусмотрено в целях защиты прав потребителей. Об этом заявил министр торговли и интеграции Арман ШАККАЛИЕВ во вторник на заседании правительства.
Перед уполномоченным ведомством стоит задача увеличить долю электронной торговли в общем объеме розничной торговли до 18,5 процента к 2029 году, или до 9,3 трлн тенге в натуральном выражении, то есть практически в три раза с учетом роста объемов розничной торговли до 50 трлн тенге.
Для этого в 2024 году субъектам электронной торговли начали субсидировать ставку вознаграждения и предоставлять гарантирование кредитов.
- Запущен новый казахстанский маркетплейс Teez с собственной инфраструктурой, площадью 100 тысяч квадратных метров. В ближайшее время будет создано 10 тысяч рабочих мест, инвестиции составили 50 млн долларов.
Также в текущем году маркетплейсы Ozon и Wildberries планируют строительство трех фулфилмент-центров в Астане и Алматы общей площадью 291 тысяча квадратных метров, инвестиции составят 101,3 млрд тенге, - проинформировал министр.
По его словам, активные онлайн-компании составляют 12,6 процента всех предприятий розничной торговли, при этом:
- они создают более 300 тысяч рабочих мест;
- активность онлайн-торговли на 33 процента выше;
- обеспечивают 60 процентов налоговых поступлений в секторе розничной торговли.
Анализ 10 тысяч выбранных случайным методом кейсов показал, что через полтора года после выхода на маркетплейс средний объем продаж увеличивается в 4,8 раза, а налоговые отчисления - в 13,5 раза.
- С развитием трансграничной онлайн-торговли растет и количество жалоб потребителей на зарубежные маркетплейсы. Эти проблемы возникают из-за того, что они и продавцы находятся вне юрисдикции Казахстана. Это создает риски для потребителей, которые не могут полноценно защитить свои права. Ввиду значительных расстояний между странами выполнение требований по возврату или обмену товаров зачастую становится невозможным, - обозначил проблему глава Минторговли.
Кроме того, товары, продолжил он, приобретаемые через иностранные интернет-магазины, не проходят процедуру сертификации, что ставит под угрозу безопасность и качество продукции.
В этой связи, подчеркнул Шаккалиев, необходимо законодательное регулирование. Поэтому для иностранных платформ нужно создать такие же обязательства, как и для отечественных. По опыту Евросоюза предлагается внедрить электронную платформу для регистрации иностранных интернет-платформ и магазинов.
При этом для поддержки отечественной онлайн-торговли предлагают:
- упростить процедуры таможенного оформления и оптимизировать нефискальные сборы при импорте;
- ввести специальные налоговые режимы, оптимизировать налоговое администрирование;
- развивать складскую и логистическую инфраструктуру.
Премьер-министр Олжас БЕКТЕНОВ отметил, что в Казахстане за 2024 год объем электронной торговли превысил 3,2 трлн тенге и составил 14,5 процента от всей розничной торговли.
- Существенную долю нашего рынка занимают зарубежные интернет-площадки. Мы можем их эффективно использовать для наращивания экспорта отечественных товаров. С другой стороны, возникают вопросы с защитой прав потребителей. Не только иностранные, но и отечественные маркетплейсы не гарантируют качества. Информация о подлинности товара часто отсутствует, - констатировал премьер.
Для решения всех этих вопросов Министерству торговли и интеграции он поручил цифровизировать всю торговую деятельность в Казахстане, в том числе рынки и небольшие магазины у дома.
- Совместно с министерствами юстиции и цифрового развития до конца февраля выработать конкретные меры по повышению уровня защиты прав потребителей в электронной торговле. Эта работа должна быть акцентирована на приоритете качества продукции, защите интеллектуальной собственности и персональных данных наших граждан. Развитие торговли зависит от транспортной, логистической и складской инфраструктуры. Министерству торговли совместно с заинтересованными госорганами и бизнес-сообществом до конца марта надо сформировать эффективные цепочки поставок товаров как внутри страны, так и на международном уровне, - раздал поручения Бектенов.
Лэйла ТАСТАНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана