485

Трансформация торговли

Иностранные маркетплейсы обяжут регистрироваться в Казахстане, а магазины и рынки у дома цифровизируют

Трансформация торговли

Зарубежные интернет-продавцы должны будут вести налоговую и таможенную отчетность и соблюдать другие обязательства в части безопасности товаров, борьбы с контрафактом, хранения и защиты личных данных покупателей. Все это предусмотрено в целях защиты прав потребителей. Об этом заявил министр торговли и интеграции Арман ШАККАЛИЕВ во вторник на заседании правительства.

Перед уполномоченным ведомством стоит задача увеличить долю электронной торговли в общем объеме розничной торговли до 18,5 процента к 2029 году, или до 9,3 трлн тенге в натуральном выражении, то есть практически в три раза с учетом роста объемов розничной торговли до 50 трлн тенге.

Для этого в 2024 году субъектам электронной торговли начали субсидировать ставку вознаграждения и предоставлять гарантирование кредитов.

- Запущен новый казахстанский маркетплейс Teez с собственной инфраструктурой, площадью 100 тысяч квадратных метров. В ближайшее время будет создано 10 тысяч рабочих мест, инвестиции составили 50 млн долларов.

Также в текущем году маркетплейсы Ozon и Wildberries планируют строительство трех фулфилмент-центров в Астане и Алматы общей площадью 291 тысяча квадратных метров, инвестиции составят 101,3 млрд тенге, - проинформировал министр.

По его словам, активные онлайн-компании составляют 12,6 процента всех предприятий розничной торговли, при этом:

- они создают более 300 тысяч рабочих мест;

- активность онлайн-торговли на 33 процента выше;

- обеспечивают 60 процентов налоговых поступлений в секторе розничной торговли.

Анализ 10 тысяч выбранных случайным методом кейсов показал, что через полтора года после выхода на маркетплейс средний объем продаж увеличивается в 4,8 раза, а налоговые отчисления - в 13,5 раза.

- С развитием трансграничной онлайн-торговли растет и количество жалоб потребителей на зарубежные маркетплейсы. Эти проблемы возникают из-за того, что они и продавцы находятся вне юрисдикции Казахстана. Это создает риски для потребителей, которые не могут полноценно защитить свои права. Ввиду значительных расстоя­ний между странами выполнение требований по возврату или обмену товаров зачастую становится невозможным, - обозначил проблему глава Минторговли.

Кроме того, товары, продолжил он, приобретаемые через иностранные интернет-магазины, не проходят процедуру сертификации, что ставит под угрозу безопасность и качество продукции.

В этой связи, подчеркнул Шаккалиев, необходимо законодательное регулирование. Поэтому для иностранных платформ нужно создать такие же обязательства, как и для отечественных. По опыту Евросоюза предлагается внедрить элект­ронную платформу для регистрации иностранных интернет-платформ и магазинов.

При этом для поддержки отечественной онлайн-торговли предлагают:

- упростить процедуры таможенного оформления и оптимизировать нефискальные сборы при импорте;

- ввести специальные налоговые режимы, оптимизировать налоговое администрирование;

- развивать складскую и логистическую инфраструктуру.

Премьер-министр Олжас БЕКТЕНОВ отметил, что в Казахстане за 2024 год объем электронной торговли превысил 3,2 трлн тенге и составил 14,5 процента от всей розничной торговли.

- Существенную долю нашего рынка занимают зарубежные интернет-площадки. Мы можем их эффективно использовать для наращивания экспорта отечественных товаров. С другой стороны, возникают вопросы с защитой прав потребителей. Не только иностранные, но и отечественные маркетплейсы не гарантируют качества. Информация о подлинности товара часто отсутствует, - констатировал премьер.

Для решения всех этих вопросов Министерству торговли и интеграции он поручил цифровизировать всю торговую деятельность в Казахстане, в том числе рынки и небольшие магазины у дома.

- Совместно с министерствами юстиции и цифрового развития до конца февраля выработать конкретные меры по повышению уровня защиты прав потребителей в электронной торговле. Эта работа должна быть акцентирована на приоритете качества продукции, защите интеллектуальной собственности и персональных данных наших граждан. Развитие торговли зависит от транспортной, логистической и складской инфраструктуры. Министерству торговли совместно с заинтересованными госорганами и бизнес-сообществом до конца марта надо сформировать эффективные цепочки поставок товаров как внутри страны, так и на международном уровне, - раздал поручения Бектенов.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана

Поделиться
Класснуть