1108

Мантры стагнации

Главный банкир России не смогла ответить на главный вопрос: почему победа над инфляцией не приводит к улучшению экономической ситуации?

Мантры стагнации
Перед депутатами Госдумы глава Центробанка Эльвира НАБИУЛЛИНА публично призналась в бессилии собственной системы банковского надзора.

Годовой отчет главы Центробанка (ЦБ) России Эльвиры НАБИУЛЛИНОЙ в минувший четверг в Госдуме выглядел крайне противоречивым. В одной его половине председатель ЦБ демонстрировала высокий профессионализм, быструю реакцию и глубокое знание материала. А в другой было очевидно, что руководителю ЦБ явно не хватает аргументов, а иногда просто нечего ответить на претензии депутатов. Главный вопрос, которого избегала Набиуллина, - почему на четвертом году ее побед над инфляцией в стране явно ухудшается экономическая ситуация: падают доходы населения, сокращаются инвестиции, замедляется экономический рост. Глава ЦБ продолжает утверждать, что низкая инфляция является условием развития экономики. Но похоже, что в эту “инфляционную мантру” не верят ни слушатели Набиуллиной, ни она сама.

"Низкая инфляция - залог развития долгосрочных инвестиций и роста благосостояния граждан… инструментарий нашей денежно-кредитной политики - работает так, как и планировалось, справляется с вызовами и позволяет сохранять стабильные условия для развития экономики”, - подтвердила неизменность веры в магическую силу показателя инфляции Эльвира Набиуллина.

Семь лет назад, во время ее первого доклада в Госдуме в качестве кандидата на пост главы ЦБ, можно было верить или не верить в чудодейственный эффект снижения инфляции. Но сегодня граждане РФ на собственном опыте убедились, что никакой связи с “развитием долгосрочных инвестиций”, “ростом благосостояния граждан” или с “условиями для развития экономики” у инфляции просто нет. Понимает это уже, скорее всего, и сама Эльвира Набиуллина. Но публично отказываться от инфляционной мантры она не собирается. Да и зачем? Ведь если убрать рапорты о победе над инфляцией, то в отчете ЦБ останется больше негатива, чем позитива: убытки в сотни миллиардов рублей, безнаказанный вывод активов из страны под неусыпным банковским надзором ЦБ, бегство банкиров-миллиардеров, ликвидация региональных банков и т. д. и т. п.

Примечательно, что в Госдуме Эльвира Набиуллина публично призналась в бессилии собственной системы банковского надзора. Отвечая на вопрос депутата-единоросса Евгения ШУЛЕПОВА о том, почему не срабатывает система банковского надзора, Набиуллина ответила, что “мерами надзора мы не остановим мошенничество”.

Но если эффективность банковского надзора под вопросом, то руководству ЦБ остается рассказывать разве что о миллионах россиян, получивших новую пластиковую карту “Мир”. “На настоящий момент выпущено уже более 59 млн карт, доля карты “Мир” и в эмиссии, и в безналичных операциях постоянно возрастает. Люди по всей стране пользуются картами ежедневно, в том числе более чем в половине регионов на базе карты “Мир” работают транспортные карты, а в нескольких регионах - и социальные карты жителей. И мы рассчитываем, что это будет развиваться”, - сообщила депутатам Набиуллина.

Ответ на главный вопрос (почему после побед над инфляцией в стране падают доходы населения, сокращаются инвестиции, замедляется экономический рост) вместо Набиуллиной попытался дать глава думского бюджетного комитета Андрей МАКАРОВ. На депозитах предприятий сейчас лежит около 26,9 трлн руб. ($410 млрд), но бизнес не вкладывает эти деньги, не желая рисковать, объяснил депутат. Нежелание рисковать, по его словам, усиливается страхом перед действиями силовых структур, которые отбирают бизнес. И именно поэтому рост экономики в РФ останавливается, несмотря на устойчивый рубль и работающую банковскую систему.

Удивительно, что российские чиновники и иностранные предприниматели совершенно по-разному оценивают стабильность отечественной валюты. В ЦБ и Госдуме называют российский рубль “стабильным” или “устойчивым”. А иностранные предприниматели одним из главных неудобств работы в России называют нестабильность, то есть волатильность рубля. Около 78% опрошенных представителей европейского бизнеса указывают, что нестабильность рубля отрицательно влияет на деятельность их компаний. Такие данные опубликовала в четверг Ассоциация европейского бизнеса. Таким образом, у действующих предпринимателей и у главы ЦБ принципиально отличные представления о стабильности национальной валюты. Эльвира Набиуллина убеждает нас, что именно низкая инфляция и есть главный показатель стабильности. А бизнес почему-то считает иначе. Среди препятствий к ведению бизнеса предприниматели вообще не вспоминают про инфляцию, но явно указывают на скачущий курс рубля.

“Независимая газета”

А тем временем

Майские указы спустят на тормозах

Первый этап реализации новых нацпроектов выявил слабые места в государственной системе управления экономикой. Видна попытка властей редуцировать всю экономическую деятельность страны до исполнения лишь определенного количества нацпроектов. Из чего можно сделать вывод, что проблемы, оставшиеся за рамками нацпроектов, уже не попадут в повестку дня и решаться будут по остаточному принципу.

Так, опасения у экспертов вызывает динамика доходов населения. Несмотря на то, что, как уверяют власти, именно ради улучшения экономической ситуации и благосостояния населения и создавались абсолютно все нацпроекты, отдельного нацпроекта, напрямую посвященного как устойчивому росту доходов граждан, так и снижению в два раза уровня бедности, нет.

Помимо этого создается впечатление, что по некоторым направлениям нацпроекты лишь выполняют функцию новой, более глянцевой обложки для старых подходов и решений. Яркий пример - нацпроект “Демография”, самые ударные статьи которого связаны с материнским капиталом. Власти и без нацпроектов продолжили бы выделять деньги на ремонт дорог, строительство школ, реконструкцию больниц, рекультивацию свалок и т. д. По крайней мере, в это хотелось бы верить. Сформированные в рамках нового майского указа нацпроекты, скорее всего, подтолкнут экономику кое к какому росту, ведь деньги все же будут выделяться, важные объекты будут строиться и запускаться, но вряд ли все это приведет к прорыву. Ведь до сих пор комплекс подобных мер прорыва как раз не обеспечивал.

Проблема еще и в том, что сами по себе нацпроекты пока нельзя назвать хорошей инструкцией для достижения поставленных целей. “Даже эффективная реализация всех запланированных мероприятий нацпроектов в рамках утвержденных паспортов содержит серьезные риски к достижению поставленных национальных целей”, - заявила в начале мая зам­председателя Счетной палаты Вера ЧИСТОВА.

Аудиторы выяснили, что прямое влияние на достижение национальных целей оказывает не более четверти мероприятий, предусмотренных в паспортах, а остальные носят организационный и обеспечивающий характер. “Значительная часть этих мероприятий дублирует ранее предусмотренные в государственных программах и в предыдущих национальных проектах, которые к прорыву, как вы знаете, не привели”, - цитирует Чистову РИА “Новости”.

Наконец, судьба нацпроектов все больше выявляет такую особенность: выстроенная в России вертикаль власти как метод управления действует не во всех сферах. Она может действовать в сфере обороны. Частично - в правоохранительной сфере. Но в экономической сфере эта вертикаль почти перестает работать. На самом высоком уровне власть декларирует достойные цели, определяет сроки, назначает ответственных. Но этому “импульсу”, идущему сверху, как будто что-то мешает распространиться дальше.

В правительстве подробно рассказывают о своей работе: девять национальных целей президента получили воплощение в 12 нацпроектах и в одном комплексном инфраструктурном плане, затем появилось 3,5 тыс. региональных проектов - такие данные приводил премьер Дмитрий МЕДВЕДЕВ. Однако, как уже отмечала Чистова, часть итоговых показателей появляется с опозданием, и это “несет серьезные риски неуправляемости, искажения отчетных данных, а также формального подведения итогов при отсутствии социально-экономического эффекта”. С такими недочетами цели и задачи спускаются на уровень ниже. “Отсутствие прозрачной и приемлемой для субъектов РФ методики декомпозиции... формирует риски установления заведомо невыполнимых значений и недостижения результатов федеральных проектов”, - сообщала Счетная палата.

Со стороны такая ситуация выглядит как попытка все спустить на тормозах. Есть риск, что вместо реальной работы мы увидим имитацию деятельности, а вместо осязаемых результатов - бумажные отчеты.

“Независимая газета”

Поделиться
Класснуть