227

Темирлан ТУЛЕГЕНОВ: Фонограммы - это только полбеды

Для артистов нашей страны главная новость наступающего года - внедрение единой цифровой платформы, которая поможет посчитать авторские отчисления и прекратит неразбериху в этом вопросе.

Темирлан ТУЛЕГЕНОВ: Фонограммы - это только полбеды

Почему это так важно? Сейчас все больше обсуждают поправки, связанные с использованием фонограмм. В очередной раз предпринята попытка добиться справедливости. Ведь одно дело, когда певец выступает живьем, хоть даже под минусовку, и другое - когда все идет в записи.

Кстати, несколько лет тому назад уже приняли закон против фонограмм, но он не работает. Согласно ему певец должен на афише уведомлять, если выступает под фонограмму. Предполагалось, что такая мера отрегулирует рынок. Понятно же, что живое выступление с живым оркестром - это дорогое удовольствие, поэтому и цена на билеты может оказаться выше. То есть настоящим артистам это должно было давать преимущество. Обратите внимание: в соседнем Узбекистане артисты каждый год сдают экзамен и получают лицензию, без которой не то что в приличный зал, их на той не позовут. Я в сложившейся у нас ситуации с удовольствием посмотрел бы всенародное шоу, где наши звезды выходили бы на сцену и пели живьем. Думаю, мы бы увидели и услышали много интересного.

Теперь вернемся к теме собственно авторского права. У нас в последнее время появилось целое движение артистов, которых я называю, простите, каверастами. В творческих вузах совершенно не изучают закон об авторском праве, а там черным по белому в статье 13 написано, что право исполнять измененное чужое произведение наступает с момента получения разрешения на переработку от автора оригинала или правообладателя. А у нас все поют что хотят - якобы в авторской версии. Каверы словно выпадают из юридического пространства.

Так происходит только у нас от юридической неграмотности исполнителей и от того, что все сходит с рук. Ну не будут мировые звезды следить, что у нас звучит в каждом зале. Дико смотреть на эту вакханалию. Такой практикой закрывается банальная нехватка авторского материала и жажда наживы. Зачем тратиться, платить композиторам (и своим, и чужим), если можно даром петь ворованное. Давайте называть все своими именами.

Это не идет на пользу казахстанской музыкальной школе, мы просто перепеваем, переигрываем чужое. Да еще и не всегда качественно, порой под фанеру. Стыдно.

Хорошо, что виден конец эры правового невежества в этой области и времени, когда для развлечения все средства хороши. Я верю, что заработает единая цифровая платформа, которая будет в онлайн-режиме следить, считывать, распознавать и давать информацию, какая музыка где звучит и какие должны быть авторские отчисления правообладателям. Мы не изобретаем велосипед. Например, в Грузии, в стране с населением 3,5 миллиона человек, несколько лет тому назад был реализован такой проект. И теперь в год там собирают почти 4 миллиона долларов авторских!

Справедливое авторское право дает развитие целой отрасли. У нас же на этом рынке крутятся миллиарды, но деньги не доходят до авторов, не мотивируют их.

Наконец мы сможем увидеть реальную картину. Предполагаю, что это будет картина воровства произведений, авторских отчислений и прочего.

Темирлан ТУЛЕГЕНОВ, юрист, эксперт по авторскому праву

Поделиться
Класснуть

Свежее