Анна КРАСНОВА: Беспилотные перевозки: миф или реальность?
Министерство транспорта планирует внедрить в сфере логистики грузовые беспилотные машины, причем уже с 2027 года! Возможно ли это?
Как специалист, который работает в сфере перевозок, я задумалась над такими перспективами. Конечно, беспилотные грузовики кажутся крутым ноу-хау на дорогах. Едут себе нон-стоп 24 часа в сутки в отличие от водителя, который обязан быть за баранкой только 8 часов - и ни минутой больше. Плюс зарплату автопилоту платить не надо.
Но сразу возникает множество вопросов. Для начала: кто будет обновлять свой парк техники такими грузовиками? Они же будут стоить, как космические корабли! Крупные игроки на рынке есть, но в основном у нас работают небольшие перевозчики, у которых на базе от одной до пяти машин, и для них такая техника будет неподъемной по финансам.
Допустим, найдутся инвесторы, грузовик выйдет в путь. А дороги наши готовы к беспилотникам? Я читала в новостях: мол, Минтранспорта готовит цифровые паспорта дорог, а строить новые трассы будут с учетом того, чтобы там уже были необходимые датчики. Это огромная задача с учетом наших расстояний. К тому же у нас чаще всего то, что связано с цифровизацией, занимает долгое время и потом работает далеко не на 100 процентов. Взять кабинет налогоплательщика - мучаемся с ним второй год: то одно не работает, то другое, то программа сама по себе пеню начисляет. Если и с автодорогами будет так же, то никто никуда не тронется с места.
И, главное, чтобы запустить любую диджитал-инфраструктуру, в том числе дорожную, нужен стабильный качественный интернет. А у нас он есть? В больших-то городах сигнал не всегда хороший. А попробуйте поехать в область - без связи останетесь. Значит, даже самый умный автопилот рискует заблудиться в наших просторах. Я не знаю, сколько вышек нужно поставить, чтобы оцифровка была возможна.
А, допустим, поставят новый дорожный знак. Как быстро его внесут в цифровые карты, чтобы беспилотник двигался без ошибок?
Любая машина рано или поздно ломается, нередко по пути следования - возникает вопрос техобслуживания. Если это простая машина, где мало компьютерных систем, то водитель и сам может что-то исправить или же заказать запчасть - привезут на такси. Более сложные бортовые системы у современных грузовиков требуют уже специализированного сервиса. А у нас такие расстояния между населенными пунктами, что надо минимум 100-150 километров проехать, чтобы хоть какую-то СТО найти. И то не всякий мастер там возьмется за ремонт. А если это будет сложный беспилотник? Тогда надо ставить сеть сервисных центров по всей стране с услугой выезда до застрявшего грузовика.
Пишут также, что с запуском проекта по беспилотному грузовому транспорту ускорятся процессы прохождения на пунктах пропуска между границами государств. Вроде как очередь связана с паспортным контролем водителя. Да, возможно. Но первое, что должны сделать, чтобы оптимизировать процесс, - это обеспечить постоянную работу рентгена. А то приедешь, а он сломан.
Подытожу. Я бы не рискнула предположить, что уже в 2027 году по нашим автобанам будут рассекать грузовики без водителя. Через 10-15 лет - возможно. Сейчас в мире есть примеры, когда в логистике участвуют грузовики класса L4. Это гибриды. То есть в кабине все же есть человек, но движется машина на автопилоте. Этот вариант, думаю, наиболее подходящий в будущем. Я бы грузовики в самостоятельное путешествие не отпускала.
Анна КРАСНОВА, руководитель транспортно-экспедиторской компании

