257

Галия БАЙБОСЫНОВА: Деньги я люблю, но творчество дороже!

Как снимают телевизионные новогодние шоу, рассказала известный режиссёр-постановщик и продюсер

Галия БАЙБОСЫНОВА: Деньги  я люблю,  но творчество дороже!

- В этом году съемки наших новогодних огоньков начались в середине ноября, когда в Алматы стояла совсем не зимняя погода. На улице было очень тепло, зеленели газоны, и не всем артистам, особенно актерам массовых сцен, удавалось быстро войти в образ, попав в студию с елкой, конфетти и шампанским. Но наша команда создает новогодние шоу на протяжении уже девяти лет, и мы умеем профессионально поднять всем настроение.

Трудно бывает, когда главные действующие лица, наши звезды, опаздывают и все из-за этого идет не по плану, рушится весь график. В этом году пальма первенства принадлежит Кайрату НУРТАСУ. Он опоздал на полтора часа. Было уже половина первого ночи, и до этого мы снимали 10 часов подряд.

Он, конечно, нас предупредил, что у него выступление и, возможно, он припозднится. И вот мы все отсняли и просто ждем. Техсостав, творческая группа, редакция, гримеры, фотографы, операторы, но главное - массовка около 150 человек. В такие моменты мы угощаем всех кофе и чаем с печеньками и шоколадками. Но все устали настолько, что в какой-то момент наступила мертвая тишина, и я испугалась, что все разойдутся... Правда, потом Кайрат своей бешеной харизмой так разогрел зал, будто это не съемки в павильоне, а сольный концерт на стадионе. Снимаю шляпу перед этим артистом.

Однажды был у нас такой страшный случай: две самые яркие артистки нашей страны пришли в абсолютно одинаковых платьях. Стилисты, конечно, отслеживают образы всех участников и ведущих шоу, чтобы они не повторялись, поэтому даже не знаю, как так вышло.

Наше предложение поменять платье наотрез отказалась принимать и одна и другая звезда. Тогда мы решили на свой страх и риск оставить все как есть. К счастью, никакого хейта после эфира мы не получили. Можно я не буду называть их имена, чтобы не обиделись?

А настроение нам всегда поднимают такие курьезы, как, например, конфетти, влетевшее в рот Назым АБИЛЬДИНОЙ во время исполнения номера. Зритель в эфире видит, как красиво сыплются цветные кружочки, а на самом деле у нас стоит специальный баллон с газом, который под определенным напором на бешеной скорости буквально впрыскивает это конфетти в зал. И вот в рот поющей исполнительнице залетает под напором конфетти, а залу весело.

Или случай с нашим бутафорским снегом. Он производится из жидкого мыла и выдается специальным аппаратом. Визуально от настоящих хлопьев наш телевизионный снег не отличить. Но однажды наш аппарат сломался и выдал огромный сгусток пены прямо на голову поющего романтическую песню артиста. Все за кадром рыдают от смеха, а он со своим куском на голове так и допел. Ему было совсем не смешно!

Все такие курьезные моменты мы, конечно, перекрываем на монтаже другими планами. Поэтому работа наша не прекращается вплоть до праздничного вечера 31 декабря.

- А можно в ваше шоу попасть по блату?

- Это слишком дорогие три минуты эфирного времени, чтобы брать туда кого-то по блату. И это репутация нашей компании, самого телеканала-заказчика. Бывает, молодые артисты просятся поучаствовать. Если творчество этого артиста нам интересно, то мы приглашаем. А на обиды тех, кому отказали, говорим: “Ребята, работайте, удивляйте нас!”

- Сколько топовым артистам платят за участие в таких телевизионных шоу?

- Масштабные телевизионные шоу, конечно, предназначены для зрителей, но они также важны и для артистов. Это возможность показать себя в самом лучшем свете, поэтому артистам мы в этом случае не платим. В других шоу оплата зависит от заказчиков, смотря какую они поставили цель.

- Еще всех интересует, настоящее ли шампанское разливают артистам по бокалам во время съемок.

- Под видом шампанского мы разливаем лимонад. Но предупреждаем, что после бесконечно падающего конфетти, всяких дождиков, сценической пыли и чего угодно пить его категорически нельзя, чтобы не отравиться.

Но человек имеет свойство забывать. И однажды один артист, проговорив красивое новогоднее поздравление, поднял бокал и выпил все залпом до самого дна. Я ужасно испугалась! Мы даже предложили вызвать ему на площадку врача. Но в итоге обошлись препаратами из нашей аптечки.

- Как вам удается ладить с самыми популярными артистами страны? Знаете ли вы какую-то волшебную фразу, способную привести в чувство самую строптивую звезду?

- Конечно, бывают случаи, когда артисты капризничают: “Почему так долго, почему так сложно, когда же это закончится?!” Раз сказали, два сказали, а в третий раз я подхожу и говорю волшебную фразу: “Вы можете встать и уйти!” Могу еще добавить: “70 человек прямо сейчас крутятся вокруг вас юлой, чтобы ваша звезда загорелась еще ярче в самом главном эфире года!”

Так что если вы услышите от кого-то из артистов, что на площадке я весьма строга, то это правда.

- Считается, что постановщик масштабного шоу - тяжелая мужская работа...

- В этом есть доля правды. Но в последнее время мир изменился - женщины стараются не уступать ни в физическом труде, ни в интеллектуальном. Я считаю, что режиссура - это прежде всего сложный интеллектуальный труд. Эмоционально, конечно, тоже нелегко: ты можешь много чего задумать, но должна войти в дедлайн, в бюджет, учесть все пожелания заказчиков-продюсеров.

Вот, например, у нас в Алматы всегда проблема с выбором локаций для съемок. Большую часть программ мы снимаем в студиях “Казахфильма”, но они бывают для нас малы. Тогда берем в аренду обычные складские помещения, которые находятся в 40 километрах от города, и создаем там все условия. Нам надо обтянуть стены высотой 17 метров с внутренней стороны черной тканью. А это 3 тысячи “квадратов”. Представляете, какие усилия и какие затраты? С точки зрения бизнеса это не очень выгодно. Но я говорю: “Деньги, конечно, я люб­лю, но творчество на первом месте!”

Физически тоже тяжело. Часто у нас бывают бессонные ночи перед монтажом огромных декораций, чтобы все работало, чтобы никакой прибор не вылетел. И здесь мне повезло, что по первой специальности я инженер. Когда-то по воле отца поступила в политехнический институт и теперь отлично разбираюсь во всех схемах и планах.

А потом еще я, как режиссер-постановщик, сижу на плейбэке со своими мониторами и управляю процессом в команде с режиссерско-постановочной группой. В зависимости от жанра мы снимаем минимум на восьми камерах, доходим до 14, и я мечтаю, чтобы их было еще больше.

- Где у нас учат такой профессии?

- В возрасте чуть за 20 я попала на телевидение: продюсеру Айдосу АМАНБАЕВУ понравился тембр моего голоса, и уже через неделю я оказалась в прямом эфире телеканала “Казахстан”. Телеведущей я проработала около года. Но меня манило закулисье - все, что творится за кадром: работа режиссера, продюсера, администратора, редактора.

Мне хотелось по-другому поставить свет, иначе выстроить кадр, дать ведущему более развернутый текст, перейти на другую перебивку. Поэтому стала просить руководство телеканала перевести меня на другую должность. Вакантной была только должность администратора. Так что я начинала с самых низов и работала с десятками руководителей и продюсеров.

А через несколько лет поступила в магистратуру Академии искусств имени Жургенова на факультет режиссуры кино и телевидения. Там мне повезло учиться в классе Дамира МАНАБАЕВА. Все знают, какой он требовательный педагог и режиссер.

- А может, вам повезло, потому что вы представляете известную творческую династию Байбосыновых?

- Я, бесспорно, горжусь своей фамилией, но хочу сказать, что в жизни меня никто не поддерживал. Наоборот, мне всегда говорили: “Либо делай хорошо, либо займись чем-то другим!” Поэтому я всегда стараюсь соответствовать.

Наш дед, Аукен БАЙБОСЫНОВ, был кюйши, кобызистом. Его кобыз выставлен в Национальном музее народных инструментов.

Мой отец - кюйши, композитор Ахат БАЙБОСЫНОВ. Во всех музыкальных учебных заведениях изучают его научный труд, посвященный восстановлению 27 кюев Сайдалы Сары Тока.

Моя мама, Роза БАЙБОСЫНОВА, - певица, заслуженная артистка Казахстана. Наш дядя, Кайрат БАЙБОСЫНОВ, - певец. В этом году президент лично вручил ему высокую награду и звание “Қазақстанның Еңбек Ері”.

У моих родителей семеро детей, из них пять девочек, и все творческие. Я, затем Айша БАЙБОСЫНОВА, которая в 18 лет выпустила хит “Ақ сезім”, далее - популярная телеведущая Айсулу РЫСПАНОВА, великолепная актриса театра имени Мусрепова Гульбахрам БАЙБОСЫНОВА и Гульбарам БАЙБОСЫНОВА, которая до недавнего времени работала в моем бизнесе.

Мою дочь, молодую артистку Назым АБИЛЬДИНУ, тоже все знают. Сыну Мусилиму всего 13 лет, пока он не проявляет себя в творчестве, но в совершенстве владеет английским, сейчас учит испанский и китайский языки.

- Каждый год, после того как выпустите в эфир свое любимое детище - новогодний огонек, вы с друзьями уезжаете на отдых в теплые края. О чем будете мечтать в этот раз у моря под пальмами?

- Мечтаю наконец заняться ландшафтом своего двора, освежить облицовку дома, пригласить кудалар и родственников в гости, чтобы продемонстрировать им, как вкусно я умею готовить.

И, конечно, пришло время устроить личную жизнь. Именно этого я хочу впервые за долгие-долгие годы. Я себе разрешила любить и хочу встретить главного мужчину своей жизни. Уверена, он тоже ждет и ищет меня!

Оксана ВАСИЛЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть