277

Когда отступает вода

Каспийское море может потерять до половины своей акватории к 2054 году

Когда отступает вода

К такому выводу пришли ученые из Германии и Нидерландов, смоделировав будущую динамику уровня воды. Их прогноз звучит пугающе: Северный Каспий рискует исчезнуть как море, а прибрежные территории превратятся в соленые пустоши.

В продолжение нашего предыдущего материала об обмелении Каспия (см. “Геология против климата” на сайте time.kz) мы обратились к эксперту, чтобы понять, насколько реалистичен этот сценарий, где проходит граница между научным прогнозом и алармизмом и можно ли еще повлиять на судьбу крупнейшего замкнутого водоема планеты. Казахстанский эколог Галина ЧЕРНОВА объясняет, что происходит с морем сегодня и почему одно­значных ответов сейчас быть не может.

- Уровень воды в Каспийском море никогда не был постоянным, - подчеркивает Галина Чернова. - Его объем и площадь подвержены естественным колебаниям, которые в науке называются трансгрессиями и регрессиями.

По словам эксперта, на протяжении сотен тысяч лет уровень Каспия менялся, формируя уникальную прибрежную экосистему. Даже в исторически недавнее время колебания были весьма значительными. Например, ученые доказали, что в VIII-X веках уровень Каспия составлял приблизительно минус 32 мет­ра, тогда как сегодня он находится на отметке минус 29-29,5 метра.

- В тот период огромные площади со­временной дельты Волги были сушей, что позволило сформироваться Хазарской цивилизации. Сейчас значительная часть этих территорий находится под водой. Если говорить о современной истории, динамика уровня моря также была неоднородной. С 1930-х по 1970-е годы наблюдалось устойчивое снижение уровня Каспия. Затем, с 1970-х до 1990-х,

море, наоборот, поднималось, возвращаясь к средним значениям, - поясняет Галина Христофоровна. - Однако начиная с 1995 года, а особенно интенсивно с 2018-го, вновь фиксируется понижение уровня воды.

По данным, которые приводит эксперт, общее падение уровня составило почти 2,5 метра: с отметки минус 26,65 метра по Балтийской системе до минус 28,99 метра. За последние три года Каспий в среднем отступал на 20-25 сантиметров в год.

Как дальше поведет себя море и с какой скоростью будет продолжаться обмеление, сказать однозначно невозможно. Но очевидно одно: естественные циклы Каспия совпали с глобальными климатическими изменениями.

По словам Галины Черновой, потепление климата привело к резкому росту испарения воды не только с поверхности самого Каспийского моря, но и из рек и озер.

В результате сократился приток воды от 130 рек, впадающих в Каспий, включая Волгу и Урал. Около 80 процентов всего притока воды в Каспий приходится на Волгу. В последние годы (2021, 2022 и 2023) фиксируется дефицит годового волжского стока на 30-40 кубических километров при среднем показателе около 250 кубокилометров.

Российские ученые, по словам эксперта, связывают снижение стока Волги прежде всего с природными факторами.

- За последние четыре-пять лет уменьшилось количество осадков - как дождей, так и снега - в бассейне Волги. Изменились и пути движения влажных воздушных масс - поясняет она. - Если раньше Европейскую часть России в основном кормили атлантические циклоны, то сегодня они сместились севернее - в сторону Скандинавии и северных регионов России. В результате наполняются бассейны рек, текущих в Северный Ледовитый океан, а Волга испытывает острый дефицит воды.

Дополнительным фактором обмеления становится повышенная испаряемость непосредственно в бассейне Каспия. Это особенно заметно на акватории самого моря и в заливе Кара-Богаз-Гол. Потепление климата на фоне увеличения выбросов парниковых газов охватило все северное полушарие.

Галина Чернова обращает внимание и на изменение ветрового режима в Прикаспийском регионе.

- До 1995 года в регионе преобладали северные и северо-западные ветры. Сейчас доминируют более теплые восточные ветры, формируемые в Средней Азии и Сибири, - поясняет эколог. - Это привело к повышению среднегодовой температуры на Каспии на 3-4 градуса и резкому росту процесса испарения воды из водоема. Кроме того, в южной части моря происходят геолого-тектонические процессы. Речь идет о подводных толчках и смещениях на глубинах более километра, которые могут менять объем водоема, вызывать просадку дна и рост сейсмической активности.

В экспертной среде прикаспийских стран все чаще звучит мнение и о влиянии хозяйственной деятельности на уровень и качество воды Каспия. Разведка и добыча неф­ти и газа в акватории моря оказывают антропогенное воздействие, включая изменение гидро­динамики, процессы самоочищения и сохранение биоразнообразия Каспия.

Отвечая на вопрос о возможном разделении Каспийского моря на два водоема, Галина Чернова подчеркивает сложность темы.

- Этот вопрос охватывает весь комп­лекс проблем: от климата до геологии и хозяйственной деятельности человека. Поэтому дать простой и однозначный ответ невозможно, - уверяет эксперт.

По мнению эколога, необходим всесторонний анализ и постоянный мониторинг как самой акватории, так и всего бассейна рек, впадающих в Каспий.

- Да, немецкие и нидерландские ученые, используя математические модели, прогнозируют обмеление Каспия до 2054 года и фактическое исчезновение Северного Каспия. Сценарий выглядит апокалиптически. Сегодня наиболее остро последствия ощущают жители прикас­пийских регионов Казахстана, прежде всего городов Актау и Атырау, особенно Актау, где вода отступила от берега на сотни метров. Но аналогичные процессы ожидают и побережья Туркменистана, Ирана и Азербайджана, - говорит эколог.

При этом Галина Чернова признается, что не хочет верить в самый мрачный сценарий. Оптимизм вселяет то, что страны Каспийского региона уже начинают объединять усилия.

- Создаются межправительственные соглашения, программы, научно-исследовательские институты. К работе подключаются ассоциации университетов и научных центров прикаспийских стран. Отдельную ответственность должны нести и бизнес-компании: нефтегазовые компании обязаны вкладываться в восстановление морской акватории и устойчивое развитие региона и как минимум раскрывать экологическую часть своих контрактов.

Кроме этого нужно отметить, что без современных методов наблюдения, прозрачной информации и участия граж­данского общества проблему обмеления Каспия решить невозможно. В этом смысле важным сигналом стало и то, что президент Казахстана Касым-Жомарт ТОКАЕВ поднял проблему обмеления Каспия на международном уровне. На прошедшем недавно в Ашхабаде форуме Касым-Жомарт Токаев выступил с инициативой создать международную водную организацию - межгосударственный механизм, который мог бы координировать усилия стран по управлению трансграничными водными ресурсами, реагированию на климатические риски и предотвращению водных кризисов, - подчеркивает Галина Чернова.

Предполагается, что новая структура позволит консолидировать научный, политический и финансовый потенциал государств в том числе для решения таких комплексных проблем, как обмеление Каспийского моря.

Увы, Каспий сегодня оказался в точке, где наука больше не спорит о самом факте обмеления, а пытается ответить на вопрос: можно ли замедлить этот процесс и смягчить его последствия? Прогнозы немецких и нидерландских ученых звучат тревожно, но они не отменяют главного: судьба моря теперь зависит не только от климата и геологии, но и от решений, которые принимаются уже сейчас.

У Каспия еще есть время, но его все меньше. И от того, сумеют ли страны региона перейти от тревожных заявлений к совместным действиям, может зависеть, останется ли крупнейший замкнутый водоем планеты морем или войдет в историю как еще одно предупреждение, на которое человечество опоздало ответить.

Ланга ЧЕРЕШКАЙТЕ, Актау

Поделиться
Класснуть

Свежее