7838

Анау-мынау о Текущем Моменте

Амиржан КОСАНОВ, генеральный секретарь ОСДП “АЗАТ”
Пауза затягивается
Итак, два закона “О лидере нации”, подписанные “троицей” высокопоставленных чиновников, вступили в силу.
О негативных имиджевых потерях для страны и Акорды в эти дни сказано немало. Внутри страны - возможная потеря части доверия со стороны населения в силу подозрений относительно срежиссированности всего действа. За рубежом, где априори невозможно законодательное закрепление лидеров американской или немецкой нации, потери не меньше.
Обо всем этом говорится на всех углах и “круглых столах”. И потому не буду повторяться. Скажу о другом, на мой взгляд, не менее важном.

Весьма возможно, что новый законодательный статус первого президента - лидера нации может потребовать принятия комплекса мер по изменению политического устройства страны. И в первую очередь в структурах государственной власти. Ибо появление этого института в корне меняет не только политический ландшафт, но и сформировавшуюся за эти годы конструкцию власти и ее важнейших институтов.
И надо будет отвечать на вопросы: какие полномочия будут теперь у номинального президента, если многое из его арсенала отходит к Первому президенту, и сохранится ли сам институт президента? А как будут проходить президентские выборы? И будут ли они вообще? Вопросов - сонм, а вразумительных ответов нет. В том числе и в тексте новых законов.
Каков будет статус у парламента и правительства при новом раскладе? Ведь возможное перераспределение полномочий между лидером нации и следующим президентом окажет влияние и на их позиции в системе власти.
Нужно сказать, что эти законы (впрочем, как и действующая Конституция) дают действующему президенту возможность самого широкого маневра в реализации задуманной многоходовки - только от его политической воли зависит, в какую сторону качнется маятник государственной машины. Полномочия каких институтов подвергнутся секвестру, а кому дополнительно что-то и перепадет? А может, появится что-то новое, для чего можно поменять и Основной закон?

Элита в тревожном ожидании. И чем дольше затянется интригующая пауза, тем неспокойней будет в обществе! Ибо много желающих видеть себя в новых-старых политических конструкциях. Так как их присутствие (следовательно, и соответствующее влияние) в этих образованиях даст им преференции в будущем.
Мне кажется, что в сложившейся ситуации власть поступает стратегически неправильно. Надо думать не об укреплении одного персонального института, а в целях сохранения стабильности в обществе и формирования устойчивой политической системы незамедлительно приступить к созданию многопартийного и плюралистического парламента с широкими полномочиями. И скрытые доселе силы элит нашли бы свое место под парламентским солнцем. Такой коллективный и репрезентативный орган мог бы стать консолидирующим общество институтом. И гарантией сохранения стабильности во время любых возможных (не дай бог!) катаклизмов.
…Конечно, все эти мои размышления могут оказаться ненужными в случае сохранения и впредь лидером нации существующего статус-кво.
Но ради чего заваривалась вся эта каша с громадными имиджевыми потерями?
В конце концов почему-то хочется верить, что президент, как никто другой, должен быть заинтересован в создании устойчивой системы власти.
Которая будет функционировать вместе с ним. И что немаловажно, и после него.

Айдос САРЫМ, руководитель Фонда Алтынбека Сарсенбаева
Реалии и мифы периферийной бензоколонки
Братский народ Киргизии стремительно катится в тартарары. События напоминают страшный сон, в котором с калейдоскопической быстротой одно безумие сменяется другим. За три с небольшим месяца маленькая страна пережила кровавый бунт, незаконное свержение власти, попытку развязать гражданскую войну, раскол страны, массовые погромы, восстания фавел, разграбление награбленного, криминальные разборки, клановую борьбу, этнические чистки с сотнями трупов и тысячами жертв, угрозу аннексии, массовый исход беженцев, гуманитарную катастрофу. Какие еще негативные сценарии не были реализованы?

А еще вчера Киргизия считалась стабильной страной, “островком демократии” и т.д. И кто бы мог предположить, что все достижения киргизской демократии, все авансы, щедро выданные стране, окажутся всего-навсего политическим деривативом, химерой.
Чтобы пустить под откос целое государство, оказалось достаточным заплатить бандитам и наркобаронам пару-тройку миллионов долларов.
Кто мог еще пять или десять лет назад представить, что рядом с нашими границами появятся собственные Руанда и Сомали? Что два братских тюркских народа, веками проживавшие бок о бок, начнут вырезать друг друга, словно хуту и тутси? Что сегодня киргизам надо выбирать между ужасным и очень ужасным? Между произволом власти и беспределом криминала. Между коррупцией и абсолютной анархией. Между гражданской войной и этническими чистками. Между безответственными популистами вроде Бекназарова и угрюмыми бородачами с убеждениями.
Давайте признаемся, что все мы дружно прохлопали “балканизацию” региона. Как показывает мировой опыт, люди вообще не способны предвидеть катастрофы. Любой ученый-физик подтвердит: мы даже о гибели Солнца узнаем только лишь спустя 8 минут. Удивительно то, как мир и наша страна в частности (между прочим, председатель ОБСЕ) реагируют на происходящее. Никто словно не хочет замечать, что на карте мира могут возникнуть новые Сомали, Косово и Афганистан в одном флаконе. Почему ООН реагирует на 9 жертв “израильской военщины”, а на тысячи погибших в киргизо-узбекском конфликте - нет? Почему резня в Боснии, Косово, Руанде и Сомали привлекает пристальное внимание международных дипломатов и СМИ, а резня в Оше и Джалал-Абаде не трогает никого? Что, у киргизов и узбеков кровь жиже?
Да бог с ними, с далекими Боснией и Руандой! Но где же претендующая на зону “исторической ответствен­ности” Россия? Где миротворческие силы ОДКБ? Где гарант региональной безопасности ШОС? Почему не собирается “азиатский ОБСЕ” - СВМДА? Сдулись воздушные шарики? Где же тот пафосный воздух, который надувался все годы усилиями политиков и штатных политологов? Весь вышел? Или еще что-то осталось? Давайте честно скажем себе: за время конфликта все эти “миротворческие” структуры, “гаранты региональной безопасности”, которыми так гордились наши меттернихи и талейраны, продемонстрировали свое полное ничтожество. Суровые реалии оказались сильнее дипломатического мифотворчества!
События в Киргизии должны стать фактором отрезвления и для нас, казахстанцев. Лучше честно признаться себе, что мы мировая периферийная бензоколонка, и попытаться сделать все, чтобы ею не быть, чем надуваться ощущением мнимого великолепия, а потом оказаться у разбитого корыта. Можно обманывать себя, но жизнь-то не обманешь!

Евгений ТАНКОВ, правозащитник
Сверхчеловеки в чёрном
Бьюсь об заклад, что многие читатели без труда вспомнят пару-тройку выдающихся адвокатов прошлого. Фамилии таких людей, как Плевако, Кони или Спасович, до сих пор на слуху. Но попробуйте назвать хотя бы одну фамилию их современника-судьи. То-то же! И пытаться не стоит.

Популярность фигуры адвоката легко объяснима. Ведь адвокат - это в первую очередь олицетворение субъективного начала, блюститель интересов конкретного субъекта правоотношений. Поэтому стряпчему никогда не возбранялось быть оратором, артистом, философом... Этими качествами обладали и пользовались во все времена знаменитые адвокаты.
А вот с судьями всегда все было с точностью до наоборот. Ну кто такой судья? В идеале это голая функция, лишенная личностного начала, как говорится, человек без свойств, для которого нет ничего важнее “законности и обоснованности”. Ему должна быть присуща только объективность, и ничего кроме. С таким набором требований на особое внимание публики рассчитывать не приходится. Даже если кто-то из судей и становился всенародно известным, то делался он таковым разве что в качестве персонажа литературного произведения. Примеры обратного, что называется, и редки, и спорны.
Так было и так есть в странах, где обеспечивается верховенство законов.
А у нас все по-другому.
Те, кто не понаслышке знаком с работой казахстанских судов, знают, что знание законов, красноречие, другие замечательные качества адвокатов сами по себе мало что значат. Все решают деньги, связи или, на худой конец, конъюнктурные соображения (допустим, нежелание портить статистику). Очевидно, что при таком раскладе армию отечественных “плевак” уж точно не взрастить. Зато Казахстан стал страной знаменитых судей.
Поковырявшись часик-другой в Интернете, без труда можно определить тройку “топовых” судей.
Судья Жолдасбеков из Астаны по популярности занимает третье место. Стал известен благодаря специфическим методам рассмотрения сами-знаете-каких дел и громким именам недавних “подопечных” - Кулекеева и Джакишева. Как говорится, политика и только политика - ничего личного.

Судья Махметова, представляющая нашу южную столицу, уверенно занимает вторую строчку в рейтинге. Для того чтобы глубоко войти в анналы, ей достаточно было вынести всего одно определение (по делу г-на Кулибаева). Зато какое! Этим актом она наложила арест практически на все носители информации не только на территории Казахстана, но и за его пределами. Определение, конечно, отменено, но осадок-то остался!
Ну и наконец знаменитый карагандинский судья Мухамедин, слава которого шагнула далеко за пределы суверенной отчизны. Широкую известность он приобрел после того, как вызвал в суд в качестве свидетеля первого министра французского короля Людовика XIII, более известного как кардинал Ришелье. Повестка покойному была выписана с дежурной угрозой о привлечении к административной ответственности в случае неявки. Кстати, помимо прочего этот же судья умудрился запретить радость, гулянья, застолья и мимоходом отправить на пенсию действующего президента… И все это ради того, чтобы не допустить легализации ордена Сумасбродствующих нелепократов, организации, которую категорически отказывается регистрировать карагандинский департамент юстиции - орден успел попортить немало крови тамошним чиновникам.
Адвокатам такие подвиги не по плечу, они обречены находиться в тени “сверхчеловеков в черном”.
Поделиться
Класснуть