Шашу
Два раза в неделю доцент Женского педагогического института Агайша Исагулова спешит на репетицию хора ветеранов “Аксункар”.- Я как груженая букашка езжу, - говорит. Шутит. Имея в виду наш переполненный транспорт, в который она должна втиснуться со своим баяном.
***
Пассажиры в автобусе гудят, как встревоженный улей. Не песня, конечно. Скорее источник раздражения.
Самое время доценту ЖенПИ отвлечься и порассуждать:
- Часто говорят, что у казахов хорового пения не было. Обращаются к истории, утверждая, что наше - это красивое сольное пение. В 1925 году на Всемирном фольклорном фестивале Амре Кашаубаеву рукоплескал Париж: у него был сильный голос и красивый тембр. Говорят, от звуков его домбры и голоса раскачивались люстры в зале. Ученый Затаевич, посвятивший много лет исследованию казахской культуры, писал о широте диапазона казахской песни. В 1926 году он встретился с Майрой Уаликызы и не мог не обратить внимания на ее чудный голос. Он писал, что у нее было контральто. У казахов контральто не бывает. Я думаю, у нее был низкий женский альт. У нас без всяких репетиций мужчина утром может взять “соль”, которую вряд ли кто из профессионалов “достанет” без разогрева и специальных упражнений. А объединенное, групповое пение у казахов было всегда. “Жар-жар” на свадьбах поют? Это же не один человек поет. Потом - сынсу, когда девушку провожают в дом жениха, она поет-прощается, и подпевают ей подруги.
***
Ее апашки едут с пересадками.
В таком же переполненном транспорте, сквозь такой же улей недовольных голосов - на репетицию, от которой ждут радости.
Потому что когда тебе 70 лет или под 70, ты, наверное, особо остро ощущаешь события, которые приносят тебе удовольствие.
Хор - это то, что они выбрали.
И Агайша Исагулова - это человек, которого они сами выбрали.
Позвонили ей девять месяцев назад: Агайша, сказали, помоги, организуй ансамбль ветеранов в Бостандыкском районе Алматы.
- Дело в том, что несколько лет назад я уже организовывала один национальный хор ветеранов в другом районе, - вспоминает Агайша Шермухамбеткызы, - потом я ушла, а хор остался. И с тремя апашками, когда им исполнилось 70 лет, там распрощались. “Попросили” их.
Они-то и позвонили мне.
Я им отвечала: у меня нагрузка большая, и возраст у меня, опять же - здоровье… У меня и концерты свои… Но они все просили и уговорили. Я не могла их бросить. Собрала и поставила им голос.
***
- Неужели в 60 лет можно поставить голос?
- Можно. Хотя иногда у меня сдавали нервы. Я в отчаянии говорила: зачем я за это взялась?
- А с кем легче работать, со студентами или с апашками?
- Легкости в работе нет. Здесь пот и нервы нужны, выдержка нужна. У меня в хоре есть Калматай-ага - он всю жизнь поет, у него тенор - это высокий мужской голос. Тенор имеет два конца, туда повернешь - телега сломается, сюда повернешь - бык умрет. Из-за мужского голоса я подняла голоса бабушек выше. И они запросто поют! Мне было важно сохранить мужской голос, он придает яркие краски исполняемым песням.
Я - как Кожа Насыр: людям за 70, а я требую академический голос, чтобы звукосочетание было хорошим. Сколько я мучилась! Выговаривала им: “Ну разве можно так? Вы не реагируете!”. Я их учу истории, теории языка и музыки. Говорю им: расскажите сегодня детям и внукам, что вы распевали гамму. Они вас спросят: а что это такое? А вы пропоете!
Они записывают у меня все в общие тетрадки. Они еще меня жалеют: мы тебя доводим. Зато у нас есть результат.
***
Агайша Исагулова - композитор, певец и педагог.
В 2001 году на республиканском конкурсе “С новой песней в новый век” она получила Гран-при за песню в жанре терме “Кокпар” (кокпар - козлодрание, традиционная национальная конноспортивная игра). Тогда на конкурсе она сама была исполнительницей своего произведения на слова Ж. Жокыпбаева. А сейчас хочет, чтобы ее терме исполнил хор ветеранов:
- Я это хочу сделать, потому что они у меня уже оперу “Биржан и Сара” пели… Это сложное классическое произведение Мукана Тулебаева не любой может спеть, тем более ансамбль ветеранов. Песня “Кокпар” - как мой ребенок. И я могу его доверить своему хору, который уже привык петь классическим, академическим голосом.
***
Агайша Исагулова со сцены объявляет очередной номер.
Апашки в национальных нарядах. Агашки - тоже. 15 человек.
В зале холодно.
Зима нынче вообще холодная.
Первая мысль: им же холодно, апашкам и ей.
А потом - пошли аккорды.
И полилась песня.
И люди в зале, в дубленках и утепленных куртках, стали подпевать. И улыбались.
Я это видела.
И никому не было ведомо, что с баяном по рядам “зажигает” бывшая солистка знаменитого в 60-70-х годах квартета и ВИА “Айгуль”.
Квартет собирал полные залы, и ему аплодировали во многих странах мира.
Сегодня “Айгуль” собирается по исключительным событиям - на ее концертах, на юбилейных концертах.
А когда-то девчонки, если хотя бы раз в неделю к ним не приходили брать интервью журналисты, страшно расстраивались....
И никому не ведомо было в зале, что хором руководит человек, организовавший вместе с Галиной Карамолдаевой студенческий оперный театр.
Агайша провела международный конкурс Майры Уаликызы для тех, кто поет под баян, гармонь или аккордеон.
Еще - в школьном учебнике по музыке за четвертый класс после гимна Казахстана идет песня Агайши...
Еще...
Стоп!
Перечислять можно долго.
А сегодня на сцене Агайша Исагулова - руководитель ансамбля ветеранов “Аксункар”. И 15 человек благодаря ей получают радость. И все слушатели - тоже. Благодаря ей.
***
- Вы же знаете другую, более парадную жизнь творческого человека, - не удержалась я от вопроса.
- У меня есть свой творческий путь, - ответила Агайша Исагулова. - Песне нет преград. Тулегенова поет, Багланова, я не перестаю. Я продолжаю учиться, как брать дыхание. Мастерство растет, и это я передаю апашкам и студентам.
***
Посреди концерта они устроили шашу.
В зал полетели конфеты, и она сказала своим апашкам: ну пройдите в зал, чего вы медлите, как будто вам уже больше 80!
Апашки обрадовались шутке и пошли в зал.
Они уже забыли, что перед концертом Агайша им выговаривала:
- Поднимите веки. Накрасьте глаза. И прямо ходите! Не нужны мне ссутулившиеся ажешки! Вы должны быть стимулом и образцом. Я спрашиваю: где ваша губная помада?
Может быть, когда тебе 78, именно столько самому-самому ветерану хора, именно такие слова и хочется слышать?!
И петь в полный голос.
Слышать аплодисменты и после концерта танцевать вальс со слушателями...
Хельча ИСМАИЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

