Несносная логика
Почему городские власти решили обновлять жилой фонд Алматы с микрорайона, где одни новостройки
Жители алматинского микрорайона "Кайрат" называют себя заложниками городских властей. Их недавно построенные, а где-то даже недостроенные дома рискуют попасть под снос. В новом генплане города для этих участков изменят целевое назначение. Это значит, что продать жилье так, чтобы что-то купить, они уже не смогут. Остается либо уезжать в пригород, либо бомжевать. У кайратовцев есть для других горожан горький совет: строить крепкие дома на века в Алматы нельзя теперь вовсе не из-за сейсмических реалий - участки под госнужды могут изъять внезапно.
О том, что на месте этих домов город планирует выстроить ЖК, жители Турксибского района узнали совершенно случайно. Один из соседей решил посмотреть новый генплан города и увидел, что территория их жилмассива отмечена на нем не как Ж1 (земля под индивидуальное жилое строительство или усадебная застройка. - Ю. З.), а как Ж3. На языке строителей это земли, предназначенные под среднеэтажное строительство.

И хотя никаких уведомлений от властей домовладельцы еще не получали, ждать они не стали. Обратились к местным властям, в городское управление архитектуры и градостроительства и получили почти утвердительный ответ: да, генплан еще не утвердили (это запланировано на май 2026-го), но эта часть микрорайона обречена. По стратегии развития мегаполиса микрорайон Кайрат предназначен для многоквартирной застройки. И оставить его под ИЖС нельзя, поскольку в коллапсе окажутся транспортная и социальная системы района.
В ведомстве прогнозируют, что к 2040 году в Алматы будет проживать более 3,6 миллиона человек. При этом власти сразу открестились: земли у обреченных изымать под госнужды не станут - найдется инвестор, с ним и нужно будет решать вопрос.
- Архитектор Турксибского района Алмас МАНИЯРОВ на встрече с жителями сказал: "Да, дома у вас хорошие, красивые, я своими ногами ходил по вашим улицам, их видел, но…". Нам обещают, что дома принудительно изымать не будут, с инвестором мы будем договариваться индивидуально. Но нас изначально поставили в условия, при которых мы не сможем настаивать на достойной цене. Ведь меняется целевое назначение, а значит, мы теряем свои права - продать частный дом, который выстроен на земле для ЖК, мы не сможем. Нам будут диктовать условия, цену… С нами обошлись непорядочно. И как же стратегическое мышление властей - сначала выдать людям землю, а потом передумать?! - возмущается местный житель Сакен КОСЖАНОВ.

Дом ему обошелся в 70 миллионов тенге. Строил сам, на совесть и для семьи. Семь человек живет теперь в большом и светлом двухэтажном доме. И что будет с ними, теперь никто не знает.
Под снос рискуют попасть больше трехсот домов на нескольких улицах. Эта часть территории большого и относительно нового микрорайона. Добротные двух-трехэтажные коттеджи стали появляться здесь не больше десяти лет назад. Так и прижилось: с 11 по 16 линию (так до поры здесь назывались улицы) неофициально значатся как Жана Кайрат.

Хотя с документами у жанакайратовцев все в порядке. Ведь участки по 8 соток нарезаны с согласия акимата. Несогласные идти под снос частники уверяют: когда в администрации они спрашивали про ЖК, которые строят сразу на нескольких площадках, всех уверили, что их участки туда не попадают. Несколько лет местные соседствуют с круглосуточной стройкой, люди жаловались в СМИ на шум и грязь от самосвалов и бетономешалок, вызывали полицию.
Власти реагировали. Уже дважды переложили на их улицах асфальт, провели электроснабжение и воду, газ и в марте подключат канализацию. И все это за бюджетные деньги. Жители недоумевают: зачем такие усилия и траты, если по плану эти улицы снесут? А три месяца назад названия улицам присвоили - вместо цифровых появились Коримдик, Жетисай…

Попадая в этот район, испытываешь смешанные чувства. Известие, что дом идет под снос, мало кого радует, исключая разве что собственников действительно ветхого жилья, попадающего под снос или ожидающего решения о реновации. Здесь же очевидно: даже если инвестор придет с реальной ценой, с учетом инфляции отбить расходы на дом или приобрести что-то равнозначное местным жителям вряд ли удастся.
Семья Молдир САБДАЛИЕВОЙ начала строить здесь свой дом семь лет назад. В прошлом году она собрала первый урожай со своего сада. Но в доме еще требуется кое-что достроить. Сейчас не до этого. Жители микрорайона пишут обращения через портал e-Otinish, чтобы целевое назначение их земельных участков не меняли, просят скорректировать генплан и рассмотреть под ЖК другие, незастроенные участки, которые есть вблизи их улиц. Но все их жалобы и просьбы спускают районным властям, которые в этом вопросе ничего не решают.

- Но есть те, кто вообще еще не построился, есть участки, которые еще продаются. Здесь живут не миллионеры, многие брали кредиты на стройку и выплачивать их будут еще несколько лет. Все замерли в ожидании - что с нами будет? - волнуется местный житель Тимур КАЙДАРОВ.
Олжас МАЛИМБАЙ и вовсе купил участок здесь всего полтора года назад, переехали с братом и семьями, чтобы смотреть за родителями. Два участка по восемь соток, каждый за сорок миллионов тенге, плюс постройка дома, благоустройство двора. Получить равнозначную компенсацию при таком раскладе мужчина не надеется.

Однако сдаваться местные жители не собираются. Через соцсети и СМИ они хотят донести свои проблемы до президента.
Тем временем акимат Алматы в этом году планирует выкупить у горожан более тысячи участков под госнужды - строительство дорог и развязок, социальных объектов и инженерной инфраструктуры.
Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Юлия ЗЕНГ