6514

Кругосветка Terra Vita: Александр ЛАВРИНОВ: Моей жене нагадали мужа-капитана

Во Франции полным ходом идет ремонт яхты “Чокан Валиханов”: уже починили двигатель, радиолокатор, рулевое управление и заменили автопилот. Все это происходит в отсутствие капитана Александра ЛАВРИНОВА, который решил немного отдохнуть и слетать ненадолго домой, в Актау.

Капитан, или кэп, как его называет команда “Чокана”, почти 40 лет занимается парусным спортом, и это при том, что самому Александ­ру сейчас всего 48. А в 10 лет он вместе с другом все лето мастерил собственную лодку. Получилось. Правда, их ялик прожил недолго: его сломали местные хулиганы. Потом он все же продолжил соз­давать модели и проектировать яхты класса “микро”. Тогда Саша и не думал, что станет капитаном и пойдет в кругосветное путешест­вие. Но судьба распорядилась именно так...

- Кэп, перед Новым годом вы прилетели в родной Актау. Решили устроить себе рождественские каникулы?
- Сначала был перегон яхты из Франции в Актау, потом началось само путешествие - так что я уже семь месяцев в море. Естественно, за это время дома накопилось немало проблем, вот я и приехал их решать. Да к тому же очень хотелось отпраздновать Новый год в кругу семьи, и как только выпала возможность - рванул домой. Яхта сейчас на ремонте, ребята-мареманы и без меня справятся. Ну разве можно было упускать такой шанс?

- Вы не видели свою семью все это время?
- Ну почему же... Когда яхта стояла в Турции, ко мне приезжали дочь и жена. Поднимались на судно, ездили на экскурсии, которые для нас устраивало казахстанское консульство. А с сыном я встречался на Мальте. Но это было совершенно случайно. Он должен был лететь в Канаду - изучать английский язык, но ему не дали британскую визу. Зато у него на руках была шенгенская, и сын решил ехать на Мальту, чтобы постигать премудрости английского там. И тут как раз “Чокан Валиханов” приходит на остров... Так и встретились.

- Долго думали, идти ли в кругосветку? Не казалось, что вся эта затея - большая авантюра?
- Любое мореходство - авантюра. А согласился я потому, что среди нас, яхтсменов Казахстана, почему-то не нашлось тех людей, которые сумели бы организовать кругосветное путешествие, хотя мысли такие были. Долго думали об этом, но дело так и не сдвинулось с мертвой точки. И я сильно удивился, когда узнал, что кругосветку организовали люди, которые не имеют никакого отношения к морю. Подумал и решился.

- Жена не отговаривала?
- Она и сейчас иной раз просит отказаться от этой затеи. Я рассчитывал, что все путешествие займет у меня год, но в море уже семь месяцев - и это только начало пути. А дома копятся проблемы, и все они на жене. Ну какая женщина будет рада такой ситуации?

- Могу ее понять: чтобы быть морально готовой к длительным расставаниям с мужем, нужно выходить замуж за капитана дальнего плавания...
- А ей, кстати, когда-то нагадали, что она выйдет замуж за капитана. Тогда она еще и не подозревала, что будет жить в Актау. А когда мы поженились, я ей сказал: “Вышла замуж не за капитана - так хоть за яхтсмена”. Мы прожили с ней 25 лет, и вот муж у нее - капитан.

- Насколько я знаю, на яхте царят весьма напряженные настроения: члены команды частенько конфликтуют, выказывают свое недовольство. Вот и вернувшаяся в Казахстан из-за морской болезни Екатерина КОРЧАГИНА говорила нам о том, что путешественники частенько ругаются... Вы ожидали такого поворота событий?
- А что вы хотели? Сами подумайте, людей взяли фактически с улицы. Они познакомились на конкурсе-отборе и узнали, что такое море, совсем недавно. Но главное даже не это. Все они ожидали, что это будет круиз, увеселительная прогулка - прекрасное море, солнце, пальмы. А оказалось, что жизнь на яхте - ежедневный и не самый легкий труд. И вполне естественно, что возникают конфликтные моменты. Кто-то в команде более инициативен, кто-то менее, появились свои лидеры. Но все же хочу сказать, что все ребята очень сильно изменились за время путешествия: они стали более дисциплинированными и научились трудиться. Хотя я ожидал худшего результата, до начала путешествия постоянно думал, как эти люди поведут себя в море. Но пока все получается. Мне доводилось видеть, что люди ломались и в менее сложных условиях. А мои просто оказались настырными, и пока никто из них не пустил слезу.

- Вас не пугает переход через Атлантику? Все мареманы понимают, что им предстоит пережить?
- Думаю, да, хотя я и сам не видел Атлантику. Так что будем знакомиться с ней вместе. Мне доводилось касаться только краешка океана: в позапрошлом году мы проходили Бискайский залив, обошли Испанию, Португалию и зашли в Гибралтар. Тогда я не почувствовал, что океан сильно отличается от моря: видимо, попали в достаточно спокойную погоду, а сейчас все мы знаем, что Атлантика - нелегкая работа. А как все сложится - посмотрим...

- После того как Екатерина Корчагина сошла на берег, на яхте осталась единственная женщина - Асель СОРОМБАЕВА. Как по отношению к ней ведут себя молодые люди - она для них девушка или член команды?
- Скорее второе - особо нежного отношения к ней я не вижу. Раньше они с Катей дежурили так же, как и все остальные, сейчас Асель освободили от этой обязанности, она занимается только камбузом. Хотя и это не сахар - кушать мы хотим всегда. Так что ей целый день приходится готовить и убирать за нами посуду. И облегчение наступает только тогда, когда команда на переходе: во время качки аппетит не очень.

- Любовных романов на яхте нет? Мужики на Асель не посягают?
- Нет, ребята в этом отношении - молодцы. Было решено относиться к ней, как к сестре: по-другому нельзя. У нас даже нет разговоров на эту тему, один-единственный раз я сказал: ни-ни - и до всех сразу дошло.

- А где тот самый флаг, который пред отправкой яхты в плавание подарил вам президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ?
- Он хранится в особом месте. Когда мы заходим в порт - поднимаем этот флаг на флагшток. Но все же бережем его, во время длительных переходов используем другой, который тоже везем из Актау.

Оксана АКУЛОВА,
фото предоставлено Центральноазиатским географическим обществом, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее