Кругосветка Terra Vita: Александр ЛАВРИНОВ: Моей жене нагадали мужа-капитана
Во Франции полным ходом идет ремонт яхты
“Чокан Валиханов”: уже починили двигатель, радиолокатор, рулевое управление и заменили автопилот. Все это происходит в отсутствие
капитана Александра ЛАВРИНОВА, который решил немного отдохнуть и слетать ненадолго домой, в Актау.
Капитан, или кэп, как его называет команда “Чокана”, почти 40 лет занимается парусным спортом, и это при том, что самому Александру сейчас всего 48. А в 10 лет он вместе с другом все лето мастерил собственную лодку. Получилось. Правда, их ялик прожил недолго: его сломали местные хулиганы. Потом он все же продолжил создавать модели и проектировать яхты класса “микро”. Тогда Саша и не думал, что станет капитаном и пойдет в кругосветное путешествие. Но судьба распорядилась именно так...
- Кэп, перед Новым годом вы прилетели в родной Актау. Решили устроить себе рождественские каникулы?
- Сначала был перегон яхты из Франции в Актау, потом началось само путешествие - так что я уже семь месяцев в море. Естественно, за это время дома накопилось немало проблем, вот я и приехал их решать. Да к тому же очень хотелось отпраздновать Новый год в кругу семьи, и как только выпала возможность - рванул домой. Яхта сейчас на ремонте, ребята-мареманы и без меня справятся. Ну разве можно было упускать такой шанс?
- Вы не видели свою семью все это время?
- Ну почему же... Когда яхта стояла в Турции, ко мне приезжали дочь и жена. Поднимались на судно, ездили на экскурсии, которые для нас устраивало казахстанское консульство. А с сыном я встречался на Мальте. Но это было совершенно случайно. Он должен был лететь в Канаду - изучать английский язык, но ему не дали британскую визу. Зато у него на руках была шенгенская, и сын решил ехать на Мальту, чтобы постигать премудрости английского там. И тут как раз “Чокан Валиханов” приходит на остров... Так и встретились.
- Долго думали, идти ли в кругосветку? Не казалось, что вся эта затея - большая авантюра?
- Любое мореходство - авантюра. А согласился я потому, что среди нас, яхтсменов Казахстана, почему-то не нашлось тех людей, которые сумели бы организовать кругосветное путешествие, хотя мысли такие были. Долго думали об этом, но дело так и не сдвинулось с мертвой точки. И я сильно удивился, когда узнал, что кругосветку организовали люди, которые не имеют никакого отношения к морю. Подумал и решился.
- Жена не отговаривала?
- Она и сейчас иной раз просит отказаться от этой затеи. Я рассчитывал, что все путешествие займет у меня год, но в море уже семь месяцев - и это только начало пути. А дома копятся проблемы, и все они на жене. Ну какая женщина будет рада такой ситуации?
- Могу ее понять: чтобы быть морально готовой к длительным расставаниям с мужем, нужно выходить замуж за капитана дальнего плавания...
- А ей, кстати, когда-то нагадали, что она выйдет замуж за капитана. Тогда она еще и не подозревала, что будет жить в Актау. А когда мы поженились, я ей сказал: “Вышла замуж не за капитана - так хоть за яхтсмена”. Мы прожили с ней 25 лет, и вот муж у нее - капитан.
- Насколько я знаю, на яхте царят весьма напряженные настроения: члены команды частенько конфликтуют, выказывают свое недовольство. Вот и вернувшаяся в Казахстан из-за морской болезни Екатерина КОРЧАГИНА говорила нам о том, что путешественники частенько ругаются... Вы ожидали такого поворота событий?
- А что вы хотели? Сами подумайте, людей взяли фактически с улицы. Они познакомились на конкурсе-отборе и узнали, что такое море, совсем недавно. Но главное даже не это. Все они ожидали, что это будет круиз, увеселительная прогулка - прекрасное море, солнце, пальмы. А оказалось, что жизнь на яхте - ежедневный и не самый легкий труд. И вполне естественно, что возникают конфликтные моменты. Кто-то в команде более инициативен, кто-то менее, появились свои лидеры. Но все же хочу сказать, что все ребята очень сильно изменились за время путешествия: они стали более дисциплинированными и научились трудиться. Хотя я ожидал худшего результата, до начала путешествия постоянно думал, как эти люди поведут себя в море. Но пока все получается. Мне доводилось видеть, что люди ломались и в менее сложных условиях. А мои просто оказались настырными, и пока никто из них не пустил слезу.
- Вас не пугает переход через Атлантику? Все мареманы понимают, что им предстоит пережить?
- Думаю, да, хотя я и сам не видел Атлантику. Так что будем знакомиться с ней вместе. Мне доводилось касаться только краешка океана: в позапрошлом году мы проходили Бискайский залив, обошли Испанию, Португалию и зашли в Гибралтар. Тогда я не почувствовал, что океан сильно отличается от моря: видимо, попали в достаточно спокойную погоду, а сейчас все мы знаем, что Атлантика - нелегкая работа. А как все сложится - посмотрим...
- После того как Екатерина Корчагина сошла на берег, на яхте осталась единственная женщина - Асель СОРОМБАЕВА. Как по отношению к ней ведут себя молодые люди - она для них девушка или член команды?
- Скорее второе - особо нежного отношения к ней я не вижу. Раньше они с Катей дежурили так же, как и все остальные, сейчас Асель освободили от этой обязанности, она занимается только камбузом. Хотя и это не сахар - кушать мы хотим всегда. Так что ей целый день приходится готовить и убирать за нами посуду. И облегчение наступает только тогда, когда команда на переходе: во время качки аппетит не очень.
- Любовных романов на яхте нет? Мужики на Асель не посягают?
- Нет, ребята в этом отношении - молодцы. Было решено относиться к ней, как к сестре: по-другому нельзя. У нас даже нет разговоров на эту тему, один-единственный раз я сказал: ни-ни - и до всех сразу дошло.
- А где тот самый флаг, который пред отправкой яхты в плавание подарил вам президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ?
- Он хранится в особом месте. Когда мы заходим в порт - поднимаем этот флаг на флагшток. Но все же бережем его, во время длительных переходов используем другой, который тоже везем из Актау.
Оксана АКУЛОВА,
фото предоставлено Центральноазиатским географическим обществом, Алматы

