Балет в один конец
Недавно в Москве прошел первый с 1991 года концерт современных казахстанских композиторов с беспроигрышным названием “С любовью из Казахстана”. Нашу любовь показывал Астанайский оркестр казахских народных инструментов, исполнивший 15 произведений разных лет выпуска, и несколько композиторов, в числе которых Владимир СТРИГОЦКИЙ-ПАК.Стригоцкий-Пак, кстати, в конце прошлого года закончил первый корейский балет. Не первый за полтора десятка лет, а первый вообще, написанный вне Корейского полуострова.
Все, что кажется странным, оказывается закономерным: корейский балет - плод не столько творческих, сколько этнических исканий Стригоцкого. По паспорту он Стригоцкий, однако в последнее время все больше ощущает себя корейцем Паком. Видимо, дает о себе знать отцовская кровь. При этом Стригоцкий-Пак всю жизнь творит в Казахстане и давно заслужил себе право называться одним из ведущих современных композиторов страны.
С музыкальной составляющей Стригоцкого-Пака еще интереснее: поначалу он окончил музыкальную школу и музучилище по классу баяна, а потом всерьез увлекся джазом. Баян к джазу имеет примерно такое же отношение, как скрипка к отбойному молотку, вследствие чего Владимир Андреевич отучился позже и по классу фортепиано. А в 1976 году он поступил в Алматинскую консерваторию, где его преподавателем был Еркегали РАХМАДИЕВ. Окончил консерваторию музыкант столь успешно (сейчас, кстати, он в ней преподает. - Т.Б.), что спустя год после получения диплома его приняли в Союз композиторов СССР.
Козырной балет
- Владимир Андреевич, а почему вы к 60-летнему юбилею решились взяться за написание корейского балета?
- Я давно мечтал написать корейский балет. Балет вообще как вершину композиторской деятельности, потому что это зримая симфония, и корейский в силу того, что во мне еще во время учебы в консерватории начали просыпаться национальные корни. Точнее, их начал будить мой друг, музыкант корейского театра Марику ЛИГАЙ. По этой же причине после окончания “консы” я стал работать дирижёром Республиканского корейского театра музыкальной комедии и оформил несколько спектаклей, которые с успехом были приняты, зрителями Корейского полуострова в том числе. Идея корейского балета зародилась уже тогда. А тут подвернулась возможность получить на его создание президентский грант. То есть грант выделялся на создание балета, а я предложил национальный вариант. Либретто известного поэта и писателя Дюсенбека НАКИПОВА мне подарили еще в 2002 году.
Корейский балет - очень сложная вещь, и я сам до конца не уверен, что широкая многонациональная публика воспримет его однозначно. Ведь корейские древние народные танцы с точки зрения европейской хореографии даже танцами не являются. Они больше походят на движения восточных боевых искусств. Это почти как японский театр кабуки. И там и здесь в основе своя философия. Но как поставить такой балет у нас в Казахстане и кто сможет так танцевать? Основной состав балетной труппы - казахи. А что делать с корейскими народными инструментами - ведь переложить их звучание на симфонический оркестр невозможно!
- И что делать, кто виноват?
- Я решил делать просто классический балет. Главным героям все-таки нужно танцевать, а не просто двигаться по сцене. С костюмами решили сделать, как в классическом европейском балете: у главных героев будут короткие платья, но с национальными мотивами. К большому сожалению, корейских инструментов у нас нет (кроме барабанов), поэтому мне при создании музыки пришлось пользоваться музыкальными сэмплами.
- Но вы довольны общим качеством балета?
- В целом да, но он мог быть и лучше. Допустим, чтобы написать хорошую симфонию, нужно минимум полгода безотрывной работы. Для балета - в два раза больше.
У нас же такие условия: 6 июня я получил грант, а в ноябре уже надо было сдать готовое произведение. Двухактный балет, полтора часа музыки. Весь летний отдых на него ушел - я даже на Капчагай ни разу не выехал.
А когда что-то делаешь впопыхах, что-нибудь да упустишь. Не все же гении.
Но и такие гранты - благо... Ведь со времен советских закупочных комиссий государство вообще не выделяло денег на создание музыкальных произведений. Каждый писал, как и куда может.
- А что у вас с казахской музыкой?
- Я продолжаю ею заниматься. Она мне интересна. К слову, основной состав Союза композиторов составляют казахи, но при этом, как ни странно, почти никто всерьез не занимается древним фольклором при создании симфонической музыки. Хотя после концерта в Москве стало очевидно: там интересны именно национальные мотивы. “Европейской” музыки там и без нас хватает. В Астане в прошлом году на II Международном форуме иностранные гости также заявили, что “приехали услышать ваше национальное”.
Мое увлечение казахскими мотивами началось с дипломной работы концерта для большого симфонического оркестра “Кочевники”. Поводом послужил одноименный роман ЕСЕНБЕРЛИНА. При его создании мне пришлось изрядно потрудиться в поисках древнего фольклорного материала. Потом однажды мне предложили написать что-нибудь для оркестра казахских народных инструментов. Я подумал и решил изобразить встречу корейцев, высланных с Дальнего Востока в 1937 году с казахами. Начало корейское, потом оно перетекает в казахский домбровый ритм и заканчивается опять корейской темой. Называется “Камыши”. Конечно, у наций разный инструментарий, и звучание абсолютно несхоже. Зато экспериментировать очень интересно.
Это все равно что сделать из хе и бесбармака одно блюдо: ингредиенты совершенно разные, но может получиться вкусно.
- Насчет экспериментов: вы ведь очень долго всерьез занимались джазом, в котором экспериментировать на роду написано, а сейчас перестали. Почему?
- Джаз - это постоянная импровизация. Это сиюминутное настроение. Сегодня одно, завтра может быть другое. А человека, который профессионально растет, со временем тянет к чему-то более основательному. К высказыванию не настроения, а взгляда на какие-то жизненные процессы. Короче, к философии. Я знаю известных джазовых музыкантов и даже роковых, которые также пришли к этому. Но что интересно - в современной академической музыке есть все. И импровизация, и сиюминутное настроение, и даже рок. Этим она интересна. К сожалению, широкой публике такая музыка неизвестна. Концертные залы по-прежнему собирают Моцарт, Бетховен, Чайковский, то есть классики.
Когда я выступал в английском пабе как джазовый музыкант, то неплохо зарабатывал. Академической музыкой столько не заработаешь: для того чтобы постоянно писать, надо иметь или спонсора, или богатую жену. У нас в консерватории есть факультет музыковедения и менеджмента. Так вот, на одном из занятий мой друг услышал, как преподаватель говорит студентам: “Композиторам платить по минимуму!”.
- Главный дирижер Государственного духового оркестра Канат Ахметов как-то сказал, что композиторы в стране вообще вырождаются как класс.
- Есть такое. Начинающий композитор должен быть готов к тому, что все его творчество останется только на бумаге. Проблема в том, что нам сложно конвертировать свое творчество в материальные ценности. Художник может сделать выставку, писатель - продать тираж написанной книги. А композитор если услышит, что его произведение исполняет оркестр - и то хорошо. Сугубо моральное удовлетворение. Хотя у нас в этом отношении получше, чем на Западе: там оркестрам надо платить и довольно прилично. Теперь и наши делают не бесплатно, но, как говорят, за смешные деньги...
- А что вы говорите своим студентам о перспективах профессионального роста?
- Я должен из них сделать мастеров своего дела. Правда, если они сами хотят ими стать, что бывает далеко не всегда. Композитор - свободный художник. Полы ты будешь подметать, получив диплом, или работать музредактором - каждому жизнь отводит свое. Одно очевидно: очень мало молодых перспективных композиторов. 10 лет назад в Союзе композиторов сложилась конфликтная ситуация: старики привыкли к старому укладу, в афишах только их имена. Тогда молодежь решила внутри союза создать свою ассоциацию молодых композиторов. Ну, с тех пор прошел десяток лет, и самому молодому из нас, наверное, уже полтинник. Так что приставка “молодых” из названия как-то потихоньку ушла (смеется). Мы уже сами, получается, стали стариками.
А кто будет после нас? Существует негласная статистика: за 3-4 года выпусков консерватории лишь один талант посвящает себя композиторскому делу. Из всех консерваторских выпусков, что я знаю, самыми сильными были 1980-1981 годы: Кыдырбек, Дальденбаев, Мухамеджанов, Шильдебаев и другие. Но композиторы - “товар” штучный. Их и не должно быть много. Особенно в академической сфере.
Дюсенбек НАКИПОВ, автор либретто “Принц трех царств”, положенного в основу балета:
- На данном этапе мы можем говорить только о музыкальной составляющей балета Стригоцкого. Музыка замечательная. Можно даже сказать, что подобной музыки в Казахстане еще не было. Другой вопрос, что балет надо ставить, а с этим проблемы. У нас могут принять партитуру, а с постановкой тянуть из года в год. Так было три года назад с балетом Бейбита Дальденбаева “Фея леса”. Мы выиграли конкурс, а балет до сих пор не поставлен, министры культуры постоянно меняются. Но в одном они схожи: никто из них не ходит на оперу или балет. Я ни разу не видел ни одного министра на премьере. Получается, что они сами не ведают, чем руководят. И могут подписать не ту партитуру.
Вячеслав ГОНЧАРОВ, главный балетмейстер ГАТОБ им. Абая:
- Музыка написана очень здорово: она качественная и отвечает всем канонам жанра. Более того, мы еще не сталкивались с корейским балетом на своей сцене. Постановка будет сложная - но это технические тонкости. Главное, чтобы балет включили в план “наверху”.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

