Анау-мынау о Текущем Моменте
Досым Сатпаев, политолог
Призрак ксенофобии
По роду своей деятельности мне приходится часто просматривать казахстанскую периодику. Признаюсь честно, не все вызывает интерес и тем более желание отреагировать на тот или иной материал. Но недавняя полемика на страницах газеты
“Время” между
Геннадием Бендицким и
председателем центрального совета Союза водителей Казахстана Т. Жанабаевым заставила обратить на себя внимание.
Удивление вызвала не суть конфликта, так как у Бендицкого были материалы и покруче, а та форма ответа, которую избрал в качестве защиты его оппонент. Впервые я вижу опровержение, которое больше напоминает некий политический манифест, где есть даже призывы к политическим действиям под очень опасными лозунгами. Некоторые из них попахивают явной ксенофобией. Такая фразеология могла бы звучать уместно в устах какого-нибудь бритоголового, а не гражданина страны, где на официальном уровне декларируется приоритет межнационального и межконфессионального согласия.
Странно то, что г-н
Жанабаев ставит ультиматум газете
“Время” от имени людей, которых он не уполномочен представлять и которые вряд ли в основной своей массе разделяют его “экзотические” для многонационального Казахстана идеи. Откуда г-н Жанабаев хочет взять тот самый миллион людей, которые, по его мнению, готовы встать под знамена борьбы с данной газетой, до сих пор непонятно. Какое он имеет право призывать автомобилистов бойкотировать “Время” - также не ясно. Кстати, как много автомобилистов знают данного господина, который почему-то не проявил такой активности во время попыток государственных структур запретить праворульные машины. Тогда именно Союз водителей Казахстана мог бы стать одним из адвокатов в защите прав автолюбителей, тем более что, по словам г-на Жанабаева, его организация объединяет около пятисот тысяч водителей.
Если с “народной поддержкой” пока еще много вопросов, то по поводу политических структур, которые готовы его поддержать, г-н Жанабаев более конкретен. В частности, он упоминает
“национал-патриотические организации, которые уже изъявили желание участвовать в данной акции”. Если это так, то председатель центрального совета Союза водителей Казахстана совершает большую ошибку, ибо потенциально юридический спор о защите своей чести и достоинства он переводит в политическую плоскость.
В связи с этим странным представляется отсутствие реакции Ассамблеи народа Казахстана, посредством которой мы собираемся научить весь мир, как достичь толерантности и межнационального согласия.
И совсем уж непонятно молчание руководства правящей партии “Нур Отан”, у истоков становления которой, по его собственному утверждению, стоял г-н Жанабаев.
Непонятной является и пауза, которую держат государственные структуры, в том числе и правоохранительные, так как сам г-н Жанабаев подает свое дело как попытку защитить от постоянной дискредитации деятельность государственных, общественных организаций, где
“объектом критики в основном являются лица коренной национальности”. Опять удар ниже пояса. В лучшем случае государственные органы со свойственной бюрократической медлительностью пока еще раздумывают над тем, как отреагировать. В худшем - это молчание, как говорится, может быть знаком согласия с мнением г-на Жанабаева. Если это так, то ситуация довольно опасная.
Как обычно бывает, разобравшись с “жидами”, перейдут к лицам “прочих национальностей”, а затем начнутся разборки внутри “титульной нации” между городскими и сельскими казахами, “национал-патриотами” и “космополитами”, “черной” и “белой” костью. Здесь, как говорится, посеешь ветер, пожнешь бурю!
Кайрат ИМАНАЛИЕВ, председатель общества инвалидов “Намыс”
Как я во власть ходил...
В начале этого года на 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Конвенция о правах инвалидов. Ее цель - в защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод. К конвенции уже присоединились свыше ста сорока государств. Однако, к сожалению, среди них нет Казахстана.
Такая пассивность наших властей, стремящихся всеми способами заработать авторитет на международной арене, честно говоря, удивляет.
О каких правах и свободах инвалидов можно говорить, если до сих пор у них нет доступа к объектам социальной, транспортной и информационной инфраструктуры? Левый берег Есиля в Астане сплошь застроен красивыми и современными административными объектами, которые совершенно не отвечают требованиям доступности: например, Дом министерств, мажилис и сенат парламента и многие другие здания. И это на фоне быстро развивающейся экономики, когда у страны есть необходимые финансовые средства! Недавно я был в Астане, и мне нужно было попасть в здание Минюста по шикарной лестнице из полированного красного гранита без перил. Пандусы больше похожи на американские горки и предназначены для людей с крепкими нервами и недюжинными способностями скалолаза, но никак не для инвалидов. Мне на своих костылях не удалось преодолеть эту лестницу, не дойдя до конца, я свалился и больно ударился. Так я сходил во власть. И вот уже неделю с восхищением вспоминаю суровую северную красоту административных зданий Астаны. В нашей стране отношение к инвалидам наплевательское. Чиновники, обязанные заниматься нашими проблемами, недисциплинированны и безответственны.
При этом после каждой заграничной поездки они удивляются и восхищаются тем, какое положение занимают там люди с ограниченными возможностями. Нам ставят в пример их достижения, не задумываясь о том, что ничего бы этого инвалиды не добились, не будь у них серьезной государственной поддержки.
Некоторые наши чиновники и депутаты на голубом глазу заявляют, что социальные программы для инвалидов должны быть малозатратными. А отдельные, особенно ушлые товарищи даже на таких программах умудряются заработать. Прямо скажем, неплохо заработать. Не зря же один из министров внутренних дел говорил о том, что на любого из участников тендера можно смело заводить уголовное дело. Не думаю, что государственные закупки для инвалидов отличаются особой прозрачностью и кристальной честностью. Чиновники ничем не брезгуют...
Можно долго говорить о том, что степень цивилизованности общества как раз и определяется отношением к людям с ограниченными возможностями. В нашей стране, к сожалению, инвалиды не могут рассчитывать на понимание их проблем, к нам относятся как к обузе. А если судить по пандусам в административных зданиях столицы, то и вовсе может сложиться впечатление, что мы все еще живем в позапрошлом веке...
Поэтому так важно, чтобы Казахстан присоединился к Конвенции о правах инвалидов. Может, тогда наше государство начнет думать об инвалидах? Для сотен тысяч казахстанских инвалидов это единственный шанс стать полноценными гражданами своей страны, а для нашей страны это возможность стать частью цивилизованного мира.
Сергей Козлов,журналист
Между Габоном и Зимбабве
На мой взгляд, главный итог этого года: нам была выставлена угрожающая оценка уровня коррупции в стране. Речь идет об индексе восприятия коррупции (ИВК), ежегодно выставляемом самой авторитетной международной организацией в этой сфере
“Трансперенси Интернешнл”. Нам поставили 2,1 балла, определив в один ряд с такими странами, как Габон и Зимбабве.
Индекс ниже 3 свидетельствует о размере коррупции, угрожающем основам существования самого государства, тогда как индекс ниже 2 является показателем катастрофической ситуации в обществе, то есть о его деградации как социума.
Конечно, на индекс 2007 года повлияла и прошедшая у нас вторая легализация, на сей раз имущества. И в особенности то, как она была реализована. И, безусловно, новые инициативы правительства, давшие возможность в одностороннем порядке расторгать ранее заключенные контракты с иностранными компаниями в области недропользования.
Это одно из существенных отличий года уходящего. Другим вполне можно назвать вынужденное вскрытие нашей властью глубокого “гнойного нарыва”, связанного с персонажами, причастными к скандалу вокруг Нурбанка. Этот скандал, расследование и судебный процесс оказались беспрецедентными и всецело потрясшими всю казахстанскую общественность. Последствия этого потрясения будут сказываться у нас еще долго.
Приоткрылось то, о чем говорят и пишут СМИ, о чем прекрасно знают граждане нашей страны, о чем докладывают международные независимые эксперты. О чем недавно было открыто сказано в парламенте: наши органы охраны правопорядка превратились в органы террора.
“Телефонный скандал” - записанные телефонные переговоры многих виднейших представителей правящей элиты, как об этом было заявлено распространителями, с последующим размещением аудиоматериала в Интернете. Такого в Казахстане тоже до сих пор не было. Это уже тянет не на скандал, это взрыв... Прямой репортаж уже не о глубине, а о высотах казахстанской коррупции. Однако последствий - никаких. Да, заявили, что все это фальшивка. Но в приличной стране после такого начинается расследование, это как минимум. У нас этого не произошло.
И вот почему. В Казахстане мало известен термин “политическая коррупция”, однако именно о ней международные эксперты говорят в случае избрания, например, однопартийного парламента. Совершенно очевидно, что на следующий ИВК Казахстана как нельзя негативно повлияют наши, прошедшие в этом году парламентские выборы. Вернее, их однопартийный результат.
И, наконец, нельзя не вспомнить о громком разбирательстве вокруг незаконных построек в Алматы, приведшем к отставке некоторых должностных лиц в городском акимате и правительстве. Это еще один эпизод из криминального сериала: к чему может привести повсеместная безнаказанность чиновников разного уровня.
Быть может, все это заставит нас осознать всю опасность ситуации и Казахстан присоединится наконец хоть к одной международной конвенции по борьбе с коррупцией? А то ведь получается как-то противоестественно: будем председательствовать в ОБСЕ, а сами полностью игнорируем нормы международного антикоррупционного сотрудничества и даже сторонимся двусторонних соглашений в этой сфере.

