10968

Александр ВОРОБЬЕВ, казахстанский художник из Лондона: У арт-дилера волосы дыбом встали

Александр ВОРОБЬЕВ, казахстанский художник из Лондона: У арт-дилера волосы дыбом всталиКазахстанский художник Александр ВОРОБЬЕВ в декабре получил медаль “Лоренцо Великолепный” на прошедшей во Флоренции биеннале. Наш земляк стал одним из лучших среди современных художников мира в категории “живопись”. Теперь Александра ждут контракты с самыми знаменитыми галереями мира.

На снимке: Александр ВОРОБЬЕВ (второй справа) вместе с флорентийскими гвардейцами на фоне своих работ

Впрочем, казахстанским художником Воробьев считается условно: у него синий паспорт нашей страны, но уже почти 14 лет он живет и работает в Великобритании, где его талант смог проявиться ярче, чем дома.

Нашим читателям Александр Воробьев рассказывает…
                                                                     …о биеннале
- Однажды на сайте английского мецената и арт-дилера по имени Сачи были размещены некоторые мои картины. По всей видимости, комиссия увидела мой стиль работы именно там и прислала мне приглашение участвовать в выставке.
Я ехал в неизвестность - честно говоря, ничего не слышал о Флорентийской биеннале - только о Венецианской. Там участвовало более восьмисот художников со всего мира, каждому была предоставлена площадь два на три метра. Я выставлял три картины: “Город Иерусалим”, “Красный барабанщик” и “Генерал”. Мне было приятно, что к моим работам там проявили особый интерес. Ведь сегодняшнее искусство развивается несколько в ином русле: оно кичевое (или “отвязное”), а я не скандальный. Мой стиль - нечто среднее между абстракцией и сюрреализмом. Я по-прежнему смешиваю краски, грунтую холст. Не стремлюсь делать что-то “современное”…
В общем, международное жюри из Индии, Франции, США, Англии ходило по коридорам, просматривало работы. Приятно было ощущать, что многие художники доброжелательно настроены ко мне. И особенно приятно было получить медаль и диплом.
Тут же у меня возникла пара контактов: галереи из Франции и Америки пригласили выставиться у них в будущем году.

                                                              …о Казахстане и Англии
Александр ВОРОБЬЕВ, казахстанский художник из Лондона: У арт-дилера волосы дыбом встали- Я в Англии с 1994 года. Время пролетело незаметно. Не могу сказать, что жить здесь лучше или хуже, чем в Казахстане. В Англии мне не хватает просторов, солнца и высокого неба - чего в избытке в Казахстане. Здесь более готическая, мрачная атмосфера. К слову, за последние годы я излечился от большой любви к Западу - после того как поближе узнал его изнутри. Но работать здесь мне нравится.
Нельзя сказать, что мое творчество на Западе оценено больше, чем на Родине. Первые годы я вообще тыкался всюду, пороги обивал. Ведь в Англии очень много художников, и чтобы тебя заметили, нужно либо уникальное везение, либо готовность много работать, либо ты должен вляпаться в какую-нибудь историю - например, “стать жертвой русской мафии”. Правда, эти истории сейчас уже не срабатывают, а еще недавно модными были…
В Казахстане сейчас свобода, там можно что угодно показывать публике. Правда, в Лондоне у художника больше шансов выставиться - нужно только все время напоминать о себе. Художник - он ведь, как странник: постоянно скитается, стучится во все двери…
Я знаю, что в Казахстане сейчас непростая ситуация для художников: богатые люди не стремятся активно покупать искусство - они в другое деньги вкладывают.

                                          …о лондонской художественной тусовке
- Мой язык кисти - интернациональный, потому что на меня очень сильно повлияло искусство ХХ века - особенно авангард. Вопрос о том, что мои работы попахивают менталитетом бывшего советского человека, здесь не возникал. Я - единственный русский - несколько лет состою в Королевском обществе акварелистов (его попечителем является принц Чарльз), где выставляюсь три-четыре раза в год. Но некоторые здешние художники, упорно хотят видеть во мне русского, не похожего на них. Говорят: “Нет, ты не англичанин. Посмотри, как ты одеваешься!” А я одеваюсь прямо тут, за углом. Возможно, я - не как они потому, что их творчество более традиционное - ландшафты, натюрморты, а у меня больше абстракции.

Здесь больше нет художников из Казахстана. Встречаются только из Москвы или, допустим, из Минска…
В так называемых “русских тусовках” участия не принимаю - я самодостаточный в этом смысле человек, не ищу “своих”. Но скучаю по дому и по Советскому Союзу, потому что на то время приходятся мои юные годы, тогда все было неплохо…

                                                                    …о кумире
- Последний раз я в Алматы был в прошлом году. Друзья, знакомые... а вот картины в Казахстане писать не удается - не хочу впопыхах, мне нужно время, а в Алматы - смешно сказать - у меня нет времени!
В Алматы пахнет Калмыковым - это мой герой на все времена. Он с детства как будто поддерживает меня. Хотя, к сожалению, я не был с ним знаком лично, но общаюсь с ним. У меня возле кровати, как Библия, всегда лежит небольшая брошюрка
“Жизнь, творчество, судьба Сергея Калмыкова”. Человек, не признанный при жизни,  он по-прежнему влияет на меня в творческом плане, меня потрясает его такая странная жизнь. У меня даже есть одна его оригинальная работа - “Леонардо да Винчи”.

                                                 …о выставках и поклонниках
- Выставляться очень важно. Хотя я не люблю всю эту мирскую суету с доставкой, оформлением выставки. Но показывать работы нужно, чтобы не писать “в стол”. А после вернисажа по-другому смотришь на свои работы, как будто их делал вовсе не ты. Конечно, выставка - это уколы критики, но я не настолько избалован ею, чтобы пренебрегать. Ведь проходят мимо люди, среди которых есть и знатоки, их интересно слушать и слышать. Хотя бывает, многие говорят разное - порой взаимоисключающее.

Не скажу, что я покорил Европу, нет! Но есть здесь человека три, которые любят мои работы, постоянно покупают. К нам с женой приходил один из арт-дилеров. Когда он листал мои работы с графикой - у него волосы на руках дыбом встали. Наверное, ради такого и стоит работать...

Виктор БУРДИН,
фото Вадима Борейко
и из архива семьи Воробьевых

Поделиться
Класснуть