Упущенный шанс
Еще три месяца назад можно было лишь гадать о возможности внеочередных выборов в мажилис, а теперь они уже умчались в историю, оставив утихающее эхо в виде дежурных размышлений политиков и публицистов.
Вряд ли я бы стал присоединяться к числу этих комментаторов, если бы в предвыборный период мне не пришлось работать плечом к плечу с сотнями активистов Общенациональной социал-демократической партии. С осени прошлого года, с момента зарождения этой партии, люди трудились сутками напролет, полностью выложились в предвыборной кампании. Работали вдохновенно, с верой в правоту социал-демократических идей. Тем горше оказался озвученный Центризбиркомом итог борьбы ОСДП за голоса избирателей - 4,6 процента.
Я хочу выразить всем нашим соратникам слова искренней благодарности и поддержки, призвать их быть твердыми и последовательными. Сейчас, как никогда, не время разочаровываться в идеях и ценностях, которые свели всех нас вместе. Важно лишь здраво разобраться в причинах неудачи.
Прежде всего необходимо честно признать: мы проиграли выборы не по вине власти, не по причине неравных условий агитации или последующих фальсификаций (отдельные фальсификации были, но не в той мере, чтобы повлиять на общий результат выборов).
Я сам, как юрист, работавший в предвыборной кампании партии, могу засвидетельствовать определенную лояльность власти к своим политическим оппонентам. Например, так и не пригодились во множестве разосланные нами во все структуры партии памятки о юридической безопасности типа “Как себя вести, если вас задержали работники полиции…”, поскольку блюстители порядка, как правило, за версту обходили наших агитаторов. Генеральная прокуратура, даже имея весьма веские поводы для прокурорского реагирования, ограничивалась разъяснением действующего законодательства. Центральная избирательная комиссия пыталась по возможности оперативно отвечать на все наши запросы. А удовлетворение Верховным судом искового заявления ОСДП и вовсе явилось предвыборным прецедентом.
Состоявшаяся до этого государственная регистрация партийного списка кандидатов в депутаты, равно как и регистрация избирательного фонда партии, также прошли без сучка без задоринки. А после 18 августа стали известны многочисленные оценки отечественных и зарубежных наблюдателей, фактически единодушно назвавших выборы более свободными по сравнению с предыдущими народными волеизъявлениями. Такие признания во множестве звучали в том числе со стороны лиц, которых вряд ли можно заподозрить в зависимости от казахстанской власти или упрекнуть в особых симпатиях к победителю - партии “Нур Отан”.
Итак, не пассивность партийцев, не происки власти. Так что же стало причиной поражения? Для меня не остается других ответов, кроме как с полной ответственностью заявить об ошибочной и чуждой для социал-демократических идей стратегии и тактике предвыборной кампании.
Я убежден, что не отмеченный электоральными кампаниями 2006 год на самом деле стал одним из знаменательных в новейшей истории страны. Именно в том году была создана, а в следующем январе получила государственную регистрацию Общенациональная социал-демократическая партия. На моей памяти это первый случай, когда позиции и взгляды многих тысяч казахстанцев так органично соединились в идее создания современной партии социал-демократической направленности.
Хорошо известна способность идей “социальной демократии” примирять и сплачивать людей, имеющих отличающиеся точки зрения на способы строительства свободного и процветающего общества. (Это обстоятельство, в частности, стало причиной торжества социал-демократических партий и их успешных реформ во многих странах мира.) На казахстанской же земле объединяющие ценности социал-демократии - свобода, справедливость, гражданская солидарность в последовательном созидании социально ответственного государства - должны еще убедительно проявить себя.
Вся наша работа доказывала: в оправившемся от катаклизмов “дикого рынка” казахстанском обществе первого десятилетия XXI века сформировался совершенно ясный запрос на социал-демократию как учение, знающее рецепты кардинального повышения качества жизни всех граждан, но принципиально отвергающее на этом пути даже намек на политические и социальные потрясения. И если истинными политическими партиями являются лишь те, которые создаются в ответ на реальные потребности общества, то по этому критерию ОСДП сразу же оставила позади своих соперников.
В итоге несколько месяцев назад у казахстанской социал-демократии появился реальный шанс, что называется, с ходу войти в казахстанскую политику и стать единственной силой, реально оппонирующей “партии власти” как мощью своих идей, так и голосами избирателей. Случись это - и, без преувеличения, казахстанская общественно-политическая жизнь поднялась бы на новый качественный уровень, подразумевающий избавление от губительного антагонизма, нетерпимости, поворот к нуждам незаметного, но самого главного персонажа политики - простого человека.
Увы, история повернулась по-другому. И этот поворот произошел сразу же после пополнения наших рядов партией “Настоящий “Ак жол”. Уже через несколько дней после этого в предвыборной программе “обновленной ОСДП” появились положения, словно скроенные по лекалам латиноамериканских революционных организаций, зазвучали органически несвойственные социал-демократии лозунги “взять и поделить”. Радикализирующей корректировке подверглась печатная продукция, листовки, статьи, она проникла на встречи с избирателями и в телевыступления.
И произошло, по сути, неминуемое: большинство казахстанцев отшатнулось от партии, от которой повеяло переделом, пересмотром, то есть нарушением установившегося, столь ценимого гражданином “порядка вещей”. И можно сколь угодно иронизировать над излюбленным нашей властью аргументом “стабильности”, но следует признать: ясных и одновременно внушающих доверие методов построения иной стабильности не одна партия народу не предъявила. А потому избиратели предпочли оставить все на своих местах. Тем более что киргизские и украинские “оранжевые революции” наглядно продемонстрировали согражданам всю меру риска, которым в их глазах чреваты любые непонятные изменения.
Иными словами, социал-демократический шанс для Казахстана пока оказался упущен. А значит, стала беднее политическая и партийная жизнь, вся страна определенно получила меньше выбора и, возможно, перспектив в своем развитии. Множество сограждан, в том числе и мои соратники, оказались разочарованы, и не в силу подозрений в нечестности власти, но прежде всего по причине неспособности демократической оппозиции, в ее нынешнем виде, оправдать возлагаемые на нее надежды.
Значит, нужно поднимать и укреплять нашу партию, очищать социал-демократические идеи от всего узкоконъюнктурного, чуждого ценностям социал-демократии.
Потому что у меня нет никаких сомнений в огромном будущем в нашей стране социал-демократических идей. Ведь, даже несмотря на наши ошибки и непоследовательность, именно за эти ценности на выборах 18 августа отдали свои голоса сотни тысяч казахстанцев…
Ануар Тугел,
кандидат в депутаты мажилиса от ОСДП