Под стук вагонных колёс
Изношенные старые пассажирские поезда скоро станут историей. Министр транспорта Марат КАРАБАЕВ представил план обновления парка вагонов и локомотивов на заседании правительства во вторник. Основным инструментом станет создание лизинговой компании.
Новый транспорт и удобные путешествия для пассажиров - вот что ждет казахстанцев в ближайшие годы, со слов главного транспортника страны. По его информации, в прошлом году закуплено 118 новых пассажирских вагонов, в этом - еще 143 единицы. В следующем году планируется приобретение 226 вагонов. Всего до 2029-го будет закуплено 1200 новых пассажирских вагонов. Это позволит увеличить их общее количество до 3000 и снизить уровень износа с нынешних 44 до 38 процентов.
- Для выполнения данных задач предлагается создание Объединенной лизинговой компании с возможностью предоставления пассажирских вагонов отечественных производителей в аренду с последующим выкупом, - сказал Марат Карабаев.
Проблема обветшания затрагивает не только вагоны. В Казахстане уровень износа локомотивного парка достигает 61 процента, но и эту проблему министр обещал решить. По его словам, в этом году закуплено 185 локомотивов, на следующий год запланировано приобретение 187 единиц, а в последующие три года на рельсы встанут еще 257 новых машин, которые избавят железные дороги от нехватки тяговой силы.
- В итоге это позволит полностью устранить дефицит локомотивов! - подчеркнул министр.
Помимо этого, до 2029 года запланирован ремонт 11 тысяч км железнодорожных путей (на сегодня завершен ремонт уже 2800 км), строительство 5000 км новых и вторых путей (из них 1300 км уже строятся), установка автоблокировки на 2600 км железнодорожных линий для повышения безопасности движения и модернизация 184 станций, которые играют ключевую роль в транспортной системе. Эти меры должны увеличить пропускную способность железнодорожной сети, снизить риски задержек и обеспечить бесперебойное движение грузовых и пассажирских составов.
Модернизация железных дорог требует значительных финансовых вложений, что повлечет за собой изменения в тарифной политике. Об этом также предупредил Марат Карабаев. Он отметил, что в рамках работы по совершенствованию тарифов запланировано поэтапное их повышение, внедрение механизма ценовых пределов для контроля стоимости услуг и разработка новой тарифной методологии с участием международных консультантов PricewaterhouseCoopers.
- Для своевременной реализации проектов, направленных на развитие железнодорожной инфраструктуры, будет и дальше совершенствоваться тарифная политика. При этом полностью будут учтены интересы отечественных производителей! - отметил глава Минтранса.
Модернизация железнодорожной инфраструктуры затронет и вокзалы, так как 54 из 59 объектов по всей стране нуждаются в ремонте. Среди них четыре вокзала принадлежат акиматам и 50 - национальному оператору КТЖ. Капитальный ремонт пока проведен лишь на вокзалах в Кызылорде, Шымкенте, Павлодаре и Туркестане.
- По остальным вокзалам разрабатываются технические документы и рассматриваются возможные источники и механизмы финансирования, - сообщил Карабаев.
За 10 месяцев 2024 года по железным дорогам Казахстана перевезено 17,6 млн пассажиров, что на 6 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. В Минтранспорта ожидают, что до конца года эта цифра достигнет 21 млн пассажиров.
Тогжан ГАНИ, фото Веры ОСТАНКОВОЙ, Астана