В ожидании перемен
Казахстанские средние школы вновь ждут преобразования
Проект государственного общеобязательного стандарта начального/основного среднего образования (ГОСО) появился на сайте “Открытые НПА”. Это программный документ, который определяет, в какую сторону будут двигаться казахстанские школы (см. “Обновление обновлёнки”, “Время” от 5.9.2024 г.).
Последний раз госстандарт меняли в 2016 году, после чего в обиход каждого казахстанского родителя вошло склоняемое на все лады понятие “обновленка”. От нее в итоге решили не отказываться, а лишь ограничиться корректировкой программ и подходов к обучению.
В этот раз обещают обойтись без потрясений и кардинальных изменений. Количество предметов, часов, подходы к оцениваю и обучению в целом сохранятся. И на рекорды по скорости внедрения новых стандартов тоже не замахиваются. Разрабатывали ГОСО два года, апробировать начнут в 2025/26 учебном году, то есть с сентября, а повсеместно внедрять с 2026-2027 годов.
Итак, что все-таки изменится?
Сначала про глобальные моменты. Они не вполне понятны обывателям, но очень важны для формирования программ и вообще, если можно так выразиться, облика образования. В проекте ГОСО усилен ценностно-ориентированный подход в обучении. Определены базовые ценности. Например, независимость и патриотизм, единство и солидарность, трудолюбие и профессионализм и т. д. Их в детях к концу обучения и должна формировать школа, что, безусловно, очень важно.
Вторая задача - ориентировать ребенка на осознанный выбор профессии. Для этого хотят проводить исследование интересов, способностей и склонностей. И, наконец, развить инклюзивное образование. Этой теме авторы госстандарта уделяют большое внимание.
Теперь обратимся к вещам более приземленным. В школах появится “социальный GPA”. С английского Grade Point Average - средний балл, это понятие, правда, без прилагательного “социальный”, применяется в вузах. В среднем образовании при помощи трех английских букв хотят оценивать “участие и достижения обучающегося во внеучебной деятельности и в общественной жизни, а также результаты дополнительного образования”. К академической успеваемости они отношения не имеют, и тем не менее социальный GPA будут указывать в приложении к аттестату об основном образовании.
Что с предметами?
В обществе шли дискуссии: пора заменить “Русскую литературу” на “Мировую литературу”. Эксперты вполголоса предлагали объединить алгебру и геометрию в “Математику”. Одни надеялись расширить список предметов, другие, наоборот, призывали сократить их, чтобы разгрузить программы. Революции не произошло. Все предметы на месте. Хотя школам дают больше академической свободы. Они сами смогут интегрировать некоторые предметы. Хорошо, конечно, но вряд ли многие смогут этим правом воспользоваться - успеть бы освоить основную программу.
Про литературу есть вот такая строчка: “Допускается изучение мировой литературы за счет вариативного компонента типового учебного плана”. Вариативный - компонент необязательный, посему вряд ли учителя ринутся внедрять такой предмет в практику.
“Художественный труд” переименуют в просто “Труд”. И, наконец, обязательным станет предмет “Глобальные компетенции”, который изучает основы безопасности жизнедеятельности (всем знакомый ОБЖ или что-то интереснее?!). Предмет не новый. Пока он входит в вариативный компонент учебного плана, а с 2026 учебного года все школы будут обязаны включать его в расписание.
И, конечно, про оценки. От критериального оценивания тоже решили не отказываться: привычные уже СОРы и СОЧи остаются в школах. Но, что любопытно, решили вернуть оценки по всем предметам. Напомним, сейчас их не выставляют по физкультуре, музыке и технологии, есть только зачет/незачет. При этом красной нитью через весь документ идет требование по внедрению академической честности в образовательный процесс. Это, конечно, прекрасно, но и раньше предполагалось, что оценки в школе - за урок, СОР, СОЧ или экзамен - выставляют исключительно за знания. И при этом все честны: и педагоги, и ученики. Так ли на деле?
На смену трехъязычному образованию, внедрение которого с треском провалилось, пришло полиязычное. В документе указано, что один термин заменил другой. Что он подразумевает?
“Уровневое усвоение казахского языка как государственного, а также русского и иностранного языков. Организация изучения отдельных предметов на казахском, русском, иностранном языке независимо от языка обучения. Организацию внеурочной деятельности и элективных курсов на казахском, русском и иностранном языках”, - сказано в документе.
Формулировки перекочевали из старой редакции ГОСО. С той лишь разницей, что теперь в нем нет цели “воспитать гражданина Казахстана, который владеет не менее чем тремя языками”. Хотя на иностранном языке можно изучать математику, алгебру, геометрию, физику, химию, биологию, информатику. Но делать ли это, выбирает сама школа. Никакого обязона.
И, наконец, про продолжительность учебного года. Судя по всему, авторы госстандарта решили отдать один из самых резонансных вопросов на откуп местным управлениям образования. Раньше в ГОСО четко прописывали: в 1-м классе дети учатся 33 недели, во 2-4-м - 34 и т. д., каникулы не менее 115 дней. Теперь же строчка выглядит так: “Продолжительность учебного года, каникулярного периода устанавливает уполномоченный орган в сфере образования”. Интересный ход на фоне постоянных споров о том, когда должен заканчиваться учебный год - 25 мая, 1 июня или еще позже. Похоже, теперь в руках облоно.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
P.S. Проект ГОСО будет находиться на обсуждении до 9 декабря 2024 года. Мы продолжим тему и готовы выслушать мнения экспертов. Ваши отклики мы ждем на электронную почту: oks-akulova@yandex.ru.