Следить будут строго
С 2021 года количество сфабрикованных и разваленных уголовных дел начнет сокращаться
В
конце 2020 года президент Касым-Жомарт
ТОКАЕВ подписал поправки в ряд законов,
касающихся защиты прав граждан в
уголовном процессе и противодействии
коррупции. В рамках этих изменений,
например, отменено условно-досрочное
освобождение для людей, осужденных за
коррупционные преступления. Также
исключена мера, согласно которой
коррупционеры отбывали срок в колонии
минимальной безопасности, если
отсутствовал нанесенный ими ущерб. Этой
лазейкой вовсю пользовались, например,
казахстанские судьи - практически все
служители Фемиде, пойманные со взятками,
отбывают наказание в колониях-поселениях.
Но помимо этих, безусловно, очень важных
и актуальных мер, поправки усилили
защиту граждан, оказавшихся в орбите
уголовных расследований. Теперь
большинство ключевых решений следствия
будет санкционировано прокуратурой.
Неквалифицированное расследование уголовных дел - одна из главных проблем современного Казахстана. Наши соотечественники жалуются как на необоснованное привлечение к уголовной ответственности, так и на прекращение дел, где вина преступника очевидна. К огромному сожалению, следствие практически во всех правоохранительных органах превратилось в некий бизнес - дела открывают и закрывают за деньги. По всей стране есть прецеденты, когда следователей берут на взятках за ту или иную услугу. Например, в Алматы прекращение расследования обычный следователь районного управления полиции оценил в 30 тысяч долларов (См. “Тарифный план”, “Время” от 27.11.2020 года).
При этом есть явно затянутые расследования, в ходе которых истекает срок давности преступления. Например, очень часто именно так происходят с врачебными ошибками. Уже даже есть закономерность - например, следователь департамента полиции Алматы, целый подполковник Алия БОРУБАЕВА участвовала в раскрытии преступлений, связанных со смертью трех пациенток пластических хирургов Дмитрия ПИСАРЕВА и Романа АЛФЕРОВА. В итоге во всех трех случаях расследование продолжалось около или более двух лет, в результате чего оба так называемых врача были освобождены от уголовной ответственности, поскольку истек срок давности (См. “И пусть весь мир подождет!”, “Время” от 07.12.2020 года).
Хватает претензий и к другим правоохранительным органам. Например, в начале декабря генеральный прокурор Гизат НУРДАУЛЕТОВ, отвечая на запрос фракции “Ак Жол”, сообщил, что надзорный орган обнаружил, что Служба экономических расследований привлекала неквалифицированных специалистов для установления суммы ущерба. Таких уголовных дел выявлено 17, также в СЭР ушло представление об устранении нарушений, в число которых попали и необоснованно зарегистрированные уголовные дела.
Наконец, в столице уже больше двух лет не утихает скандал вокруг сотрудников антикоррупционной службы, пытавшихся спровоцировать на коррупционное преступление сотрудников Департамента госдоходов, якобы крышевавших незаконный ввоз золота через аэропорт. Газета “Время” опубликовала по поводу этой ситуации несколько материалов. В результате органы во всем разобрались, таможенников и так называемых контрабандистов отпустили, а уголовное дело завели уже в отношении самих борцов с коррупцией. Позже они были приговорены к разным срокам, правда, совсем мизерным. Сейчас по протесту Генерального прокурора дело рассматривает Верховный суд (См. “За заслуги перед отечеством”, “Время” от 04.11.2020 года).
К огромному сожалению, случай с провокацией в Нур-Султане - далеко не единственный за последние годы. Претензии есть и к антикору, и к МВД, и к СЭР, и к КНБ. Именно поэтому поправки в законодательство предусматривают усиление защиты граждан от незаконных действия ведущих расследования органов. В частности, теперь прокуратура будет согласовывать четыре ключевых процессуальных действия:
- Постановление о признании подозреваемым
- Постановление о квалификации деяния подозреваемого
- Постановление об изменении или дополнении квалификации деяния
- Постановление о прерывании сроков расследования.
Все эти изменения помогут защитить права казахстанцев, попавших в орбиту расследования уголовных дел. Просто так уже никого не признают подозревают, да и дело не зарегистрируют по непроверенным основаниям.
Еще один важный момент - прокуратура также станет утверждать три окончательных процессуальные решения следователя, такие как:
- Постановление о применении приказного производства
- Постановление о прекращении досудебного расследования
- Протокол об уголовном проступке.
Таким образом, следователи будут согласовывать не только начало расследования, но и его завершение. Жалоб ведь хватает и со стороны потерпевших, которые пишут заявления, ходят на допросы, участвуют в многочисленных следственных действиях, надеясь привлечь к ответственности преступников, а в итоге дела разваливаются и прекращаются. С 2021 года эти процедуры попадают под жесткий надзор. Также прокуратура доказала на практике, что может самостоятельно расследовать самые громкие и сложные уголовные дела. Например, без лишнего шума и скандалов прокуроры доказали виновность преступной группы во главе с Жомартом ЕРТАЕВЫМ, похитивших десятки миллиардов тенге в RBK BANK (см. “Посадка с конфискацией”, “Время” от 17.11.2020 года). Также именно спецпрокуроры разбирались в том, кто именно причастен к кордайским беспорядкам - это уголовное дело поступило в суд около месяца назад (См. “Предстали перед судом”, “Время” от 03.12.2020 года).
Соответственно, на прокуратуру возрастает нагрузка. Тем более, в своем послании глава государства Касым-Жомарт Токаев заявлял, что надзорный орган должен защищать не только права простых граждан, но и интересы бизнеса, ущемленные госорганами. Президент прямо призвал предпринимателей обращаться за помощью к прокурорам, а деятельность чиновников, мешающих работе бизнеса, оценивать как тягчайшее преступление против государства.
А поскольку весь силовой блок в стране фактически курируется Советом безопасности, можно сделать вывод, что этот орган держит руку на пульсе страны. Любые изменения в работе правоохранительных органов тщательно анализируются и согласовываются председателем Совбеза Нурсултаном НАЗАРБАЕВЫМ. Поэтому нововведения своевременны и актуальны. Понятно, что сразу правоохранительные органы не перестроятся - необходимо время, чтобы они поняли: работать по-старинке уже не получится. Но эффект мы все почувствуем уже через несколько месяцев, когда начнет снижаться поток жалоб на действия МВД, КНБ, СЭР и антикора.
Ергали НУРГАЛИЕВ, иллюстративное фото inform.kz, Нур-Султан