В военной истории разных народов известны удивительные случаи, когда небольшим по численности отрядам солдат удавалось сдерживать в течение долгого времени натиск превосходящих сил противника или даже одерживать победу в неравной схватке. Такие подвиги, как правило, со временем обрастают мифами, многократно отображаясь не только на страницах исторических трудов, но и в искусстве. И неспециалисту трудно бывает понять, где проходит граница между вымыслом и правдой.
Когда на излете Перестройки в Советском Союзе была впервые издана книга известного американского историка Уильяма Ширера «Взлет и падение Третьего рейха», вероятно, внимание читателей к этой работе, в большей степени, было привлечено в связи с изложенными в ней фактами о роли советского руководства и лично товарища Сталина в начале Второй мировой войны. Но поскольку я ознакомился с этой работой не так давно, эта часть не произвела на меня особенного эффекта. Все-таки за последние двадцать лет эту тему те же российские исследователи, в основном, отработали. По пакту Молотова-Риббентропа, «Катыни», экспансии СССР в 1939-1940 гг. опубликовано много статей и книг, изданы сборники документов, и человек, интересующийся данной тематикой, может найти в них гораздо больше необходимой информации, нежели в данной книге.
Не секрет, что мощный процесс информационного давления со стороны северного соседа в нашей стране сопровождается как позитивными, так и негативными эффектами. С одной стороны, Россия продолжает оставаться окном в цивилизованный мир, и это реально поддерживает конкурентоспособность Казахстана. В то же время на нашу почву очень часто механически переносятся чужеродные московские порядки и веяния, что выглядит порой даже забавно.
Мало что подвергается такой же ожесточенной критике в обществе, как отечественное школьное образование. Некорректные вопросы ЕНТ, учебники с ошибками, непрофессиональные учителя – с этим сталкиваются все, кто не имеет возможности обучать своих детей в элитных учебных заведениях.
Как избежать полной девальвации казахстанского высшего образования?
Едва ли у нас в стране можно найти взрослого и вменяемого человека, довольного положением дел в отечественной системе высшего образования. Низкий уровень преподавания, повсеместная коррупция, слабый культурный и интеллектуальный уровень самих студентов, не знающих элементарных вещей и не способных выражать свои мысли что в устной, что в письменной форме, - это только основные проблемы, которые сопровождаются массой других чрезвычайно неприятных “мелочей”. Но главная беда в том, что мы ежегодно получаем десятки тысяч безграмотных молодых специалистов, от которых очень часто зависят людские судьбы, и десятки тысяч безработных с дипломами о высшем образовании в кармане, но фактически годных только для неквалифицированной работы.