Учиться, учиться и …
Өзің білме, білгенді тыңдама.
(Сам не знай и знающего не слушай)
(казахская народная поговорка)
Мало что подвергается такой же ожесточенной критике в обществе, как отечественное школьное образование. Некорректные вопросы ЕНТ, учебники с ошибками, непрофессиональные учителя – с этим сталкиваются все, кто не имеет возможности обучать своих детей в элитных учебных заведениях.
Гораздо меньше люди знают о том, чем занимаются наши государственные органы для того, чтобы бороться со всем этим злом. Между тем именно сейчас в рамках «Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы» в этой отрасли происходят очень важные реформы, от которых зависит будущее средней школы Казахстана.
Фактически официально признав, что главной бедой современного образования является слабость педагогических кадров, правительство решило сконцентрироваться, прежде всего, на решении данного вопроса. В данное время министерством образования и науки активно реформируется система подготовки и переподготовки учителей.
Для получения квалификационных разрядов по новой системе учителя проходят трехмесячные курсы обучения, в ходе которых знакомятся с новой идеологией преподавания, основанной на теории социального конструктивизма. Не вдаваясь в подробности, вкратце можно сказать, что суть ее заключается в создании свободной и доброжелательной атмосферы в школе с нестандартными формами проведения уроков. Учителя снабжаются новой литературой, подготовленной с привлечением ученых из Кембриджского университета, иностранные специалисты задействованы также и в качестве лекторов. Для стимуляции учителей за прохождение курсов по новой методике установлены доплаты в 30, 70 и 100% к заработной плате в зависимости от полученного разряда.
В принципе, такие шаги можно только приветствовать. В самом деле, как можно предъявлять какие-то претензии к учителям, получающим грошовую зарплату за свою очень тяжелую работу. Школы сталкиваются с нехваткой кадров даже в крупных городах, не говоря уже о сельской местности. Выпускники педагогических факультетов предпочитают даже заниматься неквалифицированной работой, нежели трудиться по специальности, а из тех, кто все-таки становится учителем, большинство теряет желание посвящать жизнь такой профессии в течение первого года работы. Учить просто становится некому. О каком человеческом капитале можно в таком случае говорить? Поэтому естественно, что любую реформу можно начинать только с вопроса улучшения материального благосостояния педагогов.
Существующую систему преподавания тоже однозначно необходимо менять. Постоянное увеличение нагрузок в виде дополнительных часов и новых предметов сводит весь процесс обучения к банальной зубрежке. По существу, наши школы сейчас не сильно отличаются от аульных мектебов XIX века, в которых мулла палкой вколачивал азы письменности и арифметики в своих воспитанников. Может быть, тогда в этом еще был какой-то смысл, но в информационный век, в первую очередь, надо учить ребенка думать, и в этом плане идеи социального конструктивизма с поощрением инициативности, оригинальности и творческого подхода должны дать позитивный эффект. Ничего страшного, кстати, в новых подходах на самом деле нет, поскольку новыми их можно назвать только с большой натяжкой. Педагогическая наука давно говорит об этих вещах, просто в нашей закостеневшей системе образования в последние двадцать лет отвыкли следить за научной мыслью.
Но благие намерения наших властей очень часто ведут в известном направлении. Причем нельзя даже воспользоваться штампом, что, мол, гладко выглядят реформы только на бумаге. Увы, но документальная база, подготовленная реформаторами от образования, во многом вызывает недоумение. В ходе осеннего заседания Счетного комитета по итогам контроля эффективности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию государственной программы развития образования, было специально отмечено, что «из-за низкого уровня проработки вопросов на этапе планирования часть мероприятий Госпрограммы являлась заведомо невыполнимой в связи с отсутствием у Министерства компетенции по утверждению отдельных нормативных и методологических документов».
Недоработки министерства на местах пополнились новыми проблемами. В срок не было завершено строительство межрегиональных центров подготовки и переподготовки учителей в Атырау, Экибастузе, Усть-Каменогорске и Шымкенте. Много вопросов возникает и в ходе проведения курсов по новой методике. Поскольку весь этот процесс находится под контролем тех же самых старых институтов повышения квалификации, во главу угла вновь становятся формальные критерии. Все обучение зачастую сводится к тому, что на учителей просто вываливается поток новой информации с большим количеством теоретических и практических заданий и очень жесткими требованиями. Получается, что сама система переподготовки не соответствует новой философии преподавания, и учителей, по сути, авторитарными методами заставляют быть либералами.
Кроме того, без особых хлопот данные курсы могут проходить только учителя школ, расположенных в областных центрах, где и находятся в основном институты повышения квалификации. Учителя же из сельской местности, подавляющее большинство которых – это женщины, не могут себе позволить отрываться на такое время от своих семей. Причем, положа руку на сердце, можно сказать, что многие из этих учителей просто не могут в силу своего низкого уровня компетенции пройти данные курсы. В итоге объективные опасения остаться совсем без учителей вынуждают снижать предъявляемые требования, не говоря уже о появлении новой раздольной ниши для коррупции. После чего пропадает всякий смысл такого «повышения квалификации».
Но самым большим проколом стало не совсем внятное решение вопроса о повышении зарплаты. На самом деле обозначенных прибавок к заработной плате крайне мало, для того чтобы молодой человек, закончивший вуз даже в Костанае, реально захотел работать учителем в сельской школе Джангельдинского района. Алтынсариных сейчас нет. К тому же повышение заработных плат касается только небольшого процента педагогического корпуса, и никакого особенного эффекта на среднее материальное благосостояние учителей в стране не оказывает.
Конечно, можно сказать, что ошибки всегда неизбежны, особенно в начале пути, ведь караван обретает порядок в пути. Но дело не ограничивается только тактическими просчетами при реализации плана программы развития образования. Много вопросов возникает и по поводу ключевых моментов стратегии в сфере образования. Например, насколько вообще оправдано делать упор на развитии школ для одаренных детей, с помпой открывающихся сейчас в областных центрах? Разумеется, они тоже нужны, но думается, что в стране, где до сих пор существуют школы с обучением в три смены, на первом месте должны быть другие приоритеты. Для здоровой социально-экономической ситуации важнее поддерживать общий уровень образования, и проблемы сельских школ в этом плане куда более значимы, чем что-либо остальное. Но опять получается так, что школьники, обучающиеся в крупных городах, оказываются в гигантском выигрыше перед своими обреченными с рождения быть аутсайдерами сверстниками из сельской местности.
Вообще все проблемы в данной области нуждаются в максимально широком обсуждении, поскольку основной причиной ошибок на пути реформирования как раз и являются абсолютно закрытые от общества механизмы принятия и реализации решений. Хотя искать и находить необходимые решения не так уж и сложно, если хотя бы немного прислушиваться к мнению своих отечественных экспертов. Ведь совсем не обязательно искать рецепты оздоровления где-то за морями и выписывать варягов. У нас в стране еще есть ученые, вполне способные подготовить качественные пособия и методическую литературу. И как бы мы ни ругали наших учителей, на самом деле энтузиастов, искренне любящих свое дело, среди них гораздо больше, нежели среди других категорий гражданских и государственных служащих. В частности, заслуживают пристального внимания бесспорные успехи преподавателей казахско-турецких лицеев, и тем ценнее их опыт, что он получен в наших условиях.
Своих талантливых теоретиков и практиков и нужно, в первую очередь, использовать для того, чтобы вести подготовку и переподготовку учителей непосредственно по месту работы. Три месяца работы группы педагогических наставников с учительским коллективом в целом дадут обычной сельской школе гораздо больше, нежели откомандирование в город какого-то отдельного сотрудника, избранного по каким-то совершенно непонятным критериям. И это вполне осуществимая задача. Главное, платить надо лекторам и ведущим тренингов так же, как гастролирующим по нашим городам и весям иностранцам.
Но наши управленцы никогда не ищут легких путей и продолжают претворять в жизнь свои планы, по возможности не привлекая внимания. На сайте министерства образования невозможно, к примеру, найти информацию о готовящихся мероприятиях, и пресс-служба выкладывает материалы только постфактум. Привычки давать интервью «вредным» журналистам, принимать участие в совместных обсуждениях проблем с сильными оппонентами, публиковать серьезные статьи с изложением своего видения необходимых реформ у наших управленцев тоже нет. Весь диалог с обществом, по сути, сводится к рапортам со страниц «Казахстанской правды». Видно, оттуда же мы все как-нибудь узнаем, как им удалось все-таки окончательно победить наше образование.